ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2728/20 от 09.03.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Ворслова И.Е. Дело № 33-2565/2021

Докладчик Дронь Ю.И. (№2- 2728/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Дроня Ю.И.

судей Власкиной Е.С., Бутырина А.В.

секретаря Громовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 09 марта 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО «Авиакомпания «Сибирь» Глебко М.В. на решение Калининского районного суда города Новосибирска от 17 ноября 2020 года, которым частично удовлетворены исковые требования Глумова В.Е. к АО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании стоимости авиабилетов, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

Взысканы с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу Глумова В.Е. стоимость авиабилетов в размере 126 530 руб., неустойка в размере 25 000 руб., компенсация морального вреда – 2 000 руб., штраф – 76 765 руб., а всего 230 295 руб.

Взыскана с АО «Авиакомпания «Сибирь» в местный бюджет государственная пошлина в сумме 4 530, 60 руб.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения Глумова В.Е. и его представителя Дудкина В.М., судебная коллегия

установила:

Глумов В.Е. обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь», где просил взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 130 530 руб., неустойку за нарушение сроков исполнения требований потребителя в размере 130 530 руб., компенсацию морального вреда – 50 000 руб., штраф.

В обоснование заявленных требований указал, что 09.03.2020 г. им на сайте ответчика (www.s7.ru) были приобретены авиабилеты по маршруту Толмачево - Нячанг (Камрань), дата вылета 19.03.2020 г. и обратно, дата вылета 04.04.2020 г., а также заказаны и оплачены дополнительные услуги по выбору места в салоне и провозу сверхнормативного багажа.

Билеты по маршрутам были приобретены на всех членов его семьи в количестве 4 человек.

Стоимость билетов с учетом дополнительных услуг составила 130 530 руб. и оплачена истцом через сайт ответчика.

Согласно условиям тарифа «ЭкономБазовый» приобретенные билеты

2

являлись возвратными, по условиям тарифа (приобретенного в период действующей акции ответчика) при добровольном отказе пассажира от перевозки не менее, чем за 40 минут до вылета взимается штраф (сбор) 1 000 рублей за билет.

14 марта 2020 г. истцом было подано заявление на возврат билетов путем заявки в личном кабинете на сайте ответчика.

Билеты были отменены, о чем появилась информация в личном кабинете, однако денежные средства не были возвращены.

Первая информация о введении ограничений на перелеты в Республику Вьетнам появилась с 18.03.2020 г.

Таким образом, по состоянию на 14.03.2020 г. (день обращения истца с заявлением на возврат билетов) ответчик не заявлял об отмене рейсов в Республику Вьетнам и продолжал полеты вплоть до 18.03.2020 г.

Информация об отмене рейса ответчиком на его сайте появилась 18.03.2020 г.

Учитывая, что заявление на возврат билетов истцом было подано до отмены рейсов ответчиком на забронированные даты, отказ от перевозки не может признаваться вынужденным, а является добровольным отказом пассажира от перевозки, урегулированным п.1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

Судом было принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель АО «Авиакомпания «Сибирь» Глебко М.В.

В апелляционной жалобе просила решение суда отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указала, что по данным системы бронирования АО «Авиакомпания «Сибирь» на имя Глумова В.Е., Глумовой И., Глумова 3. и Глумова Г. были оформлены авиабилеты , на рейсы S7 по маршруту «Новосибирск-Начянг-Новосибирск» за ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с введением режима ограничения авиасообщения между странами, в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России, рейсы во Вьетнам и обратно были временно отменены.

В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19), принят Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 166-ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 г. № 991 было утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной

3

перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

В случае изменения перевозчиком условий договора перевозки (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), отказа перевозчика от исполнения договора (отмена рейса), отказа пассажира от перевозки, перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (п. п. 1,3,4,5 Положения).

Для принятия суммы оплаченной перевозки в счет оплаты услуг перевозчика пассажир направляет перевозчику уведомление.

Денежные средства, не использованные для оплаты услуг перевозчика подлежат возврату пассажиру по его заявлению по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Полагает, что независимо от оснований, заявленных истцом для удовлетворения исковых требований, срок, по истечении которого возможно предъявить требования к ответчику, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции не наступил, поскольку единственным критерием, предусмотренным положениями Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 № 991, является дата заключения договора - до 01.05.2020 г., а также дата исполнения перевозки - с 18.03.2020 г. по всем внутренним и иным международным перевозкам.

Таким образом, судом неправомерно взыскана стоимость авиабилетов и неустойка.

Учитывая то, что истцом не представлено ни одного доказательства, подтверждающего размер причиненных нравственных или физических страданий и для ответчика предусмотрен особый порядок для осуществления возврата денежных средств, требования о взыскании морального вреда удовлетворены неправомерно.

Требования о взыскании штрафа также удовлетворены неправомерно.

Проверив материалы дела, на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, далее ВК РФ, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

4

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

В соответствии с п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В силу требований ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Судом первой инстанции установлено, что истцом 09.03.2020 г. на сайте ответчика (www.s7.ru) были приобретены авиабилеты по маршруту Толмачево - Нячанг (Камрань), дата вылета 19.03.2020 г. и обратно, дата

вылета 04.04.2020 г., а также заказаны и оплачены дополнительные услуги по выбору места в салоне и провозу сверхнормативного багажа.

Билеты по маршрутам были приобретены на всех членов его семьи в

5

количестве 4 человек.

Стоимость билетов с учетом дополнительных услуг составила 130 530 руб. и оплачена истцом через сайт ответчика.

Согласно условиям тарифа «ЭкономБазовый» приобретенные билеты

являлись возвратными, по условиям тарифа (приобретенного в период действующей акции ответчика) при добровольном отказе пассажира от перевозки не менее, чем за 40 минут до вылета взимается штраф (сбор) 1 000 рублей за билет.

14 марта 2020 г. истцом было подано заявление на возврат билетов путем заявки в личном кабинете на сайте ответчика.

Билеты были отменены, о чем появилась информация в личном кабинете, однако денежные средства не были возвращены.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее Правила воздушных перевозок).

Пункты 230.1 233 Правил воздушных перевозок детализирует процедуру добровольного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки, в том числе в виде отказа от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки.

Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

В случае предварительной оплаты перевозки в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил возврат провозной платы производится лицу, оплатившему перевозку, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и на основании ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в

области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N

6

12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698).

В связи с чем, как правильно установил суд первой инстанции, до ограничений, введенных на перелеты во Вьетнам с 18.03.2020 года, 14 марта 2020 года, по соглашению сторон, был расторг договор перевозки, заключенный между сторонами.

Проездная плата подлежала возврату Глумову В.Е., согласно Правил перевозки пассажиров, багажа и груза АО «Авиакомпания Сибирь» в течение 14 дней, однако не была возвращена при его обращении к перевозчику.

Обязательства по возврату провозной оплаты у перевозчика возникли до введения ограничений на перелеты во Вьетнам, после расторжения договора перевозки.

В связи с чем, с доводами апелляционной жалобы о применении к правоотношениям, возникшим между сторонами Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 г. № 991, которым было утверждено «Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира» и Федерального закона от 8 июня 2020 года № 166-ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» согласиться нельзя.

Доказательств, отсутствия вины в нарушении прав потребителя, ответчиком представлено не было.

Нарушение перевозчиком прав потребителя, само по себе свидетельствует о причинении истцу морального вреда.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, решение подлежит оставлению в силе.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда города Новосибирска от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «Авиакомпания «Сибирь» Глебко М.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи