Дело № 2-272/1/2015 Председательствующий-судья Терехов А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-546/2016
гор. Брянск 16 февраля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Выгоничского района Брянской области Швецовой И.И. на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 26 ноября 2015 года по делу по иску прокурора Выгоничского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кокинской сельской администрации Выгоничского района и администрации Выгоничского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав прокурора Бойкачеву О.А., просившую решение суда оставить без изменения, объяснения представителя Кокинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области по доверенности Астаховой О.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Выгоничского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами требований действующего законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой, установлено, что на территории <адрес> сельского поселения по <адрес> и <адрес> расположены наружные водопроводные сети длиной по 0,4 км. каждая, которые не находятся на балансе администрации, право собственности на них не зарегистрировано по причине отсутствия необходимой документации и денежных средств. По информации сельской администрации, указанные сети являются бесхозяйными. Просил, с учетом уточненных требований, обязать ответчика принять меры по постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества - наружных водопроводных сетей длиной по 0,4 км. каждая, расположенных по <адрес>, на учет в территориальном органе Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области. Обязать администрацию Выгоничского района обеспечить финансирование мероприятий по поставке на учет в территориальном органе Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области вышеуказанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет Кокинского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Выгоничского района Прохоренко Ю.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что ответчик Кокинская сельская администрация уклоняется от обязанности, возложенной на нее действующим законодательством по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, что является недопустимым. Ответчик администрация Выгоничского района должна выделить необходимые для этого денежные средства.
Представитель Кокинской сельской администрации Выгоничского района по доверенности специалист администрации Астахова О.А. исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что они принимают все необходимые меры по постановке на учет бесхозяйных водопроводов, однако для этого потребуется определенное время не менее 4-х месяцев, а также денежные средства, которые должна выделить администрация Выгоничского района.
Представитель администрации Выгоничского района по доверенности Вольфина А.М. исковые требования не признала, суду пояснила, что обязанность по постановке на учет бесхозяйных объектов на Кокинскую сельскую администрацию возложена в силу положений ГК РФ, а не в рамках полномочий, переданных Соглашением, поэтому администрация Выгоничского района не вправе предоставлять денежные средства сельским поселениям в рамках межбюджетных трансфертов на выполнение обязанностей, не предусмотренных Соглашением между ними.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 26 ноября 2015 года исковые требования прокурора Выгоничского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. Постановлено: обязать Кокинскую сельскую администрацию Выгоничского района в срок до 1 апреля 2016 года поставить на учет в территориальном органе Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области следующие бесхозяйные объекты недвижимого имущества: -наружная водопроводная сеть, длинною 0.4 км., расположенная по адресу: <адрес>; - наружная водопроводная сеть, длинною 0.4 км., расположенная по адресу: <адрес>; обязать администрацию Выгоничского района в срок до 15 февраля 2016 года обеспечить финансирование мероприятий по поставке на учет в территориальном органе Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области вышеуказанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет Кокинского сельского поселения.
В апелляционной жалобе глава администрации Выгоничского района Брянской области Швецова И.И. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на администрацию Выгоничского района Брянской области обеспечить финансирование мероприятий по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области вышеуказанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет Кокинского сельского поселения, считает его в указанной части незаконным и необоснованным. Полагает не обоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства вывод суда о том, что исполнение требований законодательства по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения возложено не только на сельское поселение, но и на администрацию Выгоничского района. Считает, что отсутствие в бюджете сельского поселения средств не является основанием для освобождения его от выполнения возложенных законом и Соглашением соответствующих обязанностей. Кроме того, считает, что суд не вправе вмешиваться в межбюджетные отношения муниципальных образований различных уровней. Обращает внимание, что споры между двумя юридическими лицами по ненадлежащему исполнению обязательств, вытекающих из договорных отношений, рассматриваются в ином судебном порядке и не могли быть предметом обсуждения по настоящему делу. Указывает, что при рассмотрении дела не исследован факт предоставления или не предоставления межбюджетных трансфертов, доказательств отсутствия поступления денежных средств в рамках межбюджетных отношений представлено не было. Кроме того, не дана правовая оценка доводам администрации Выгоничского района, относительно не соблюдения порядка предоставления межбюджетных трансфертов Кокинской сельской администрацией.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Выгоничского района Брянской области Прохоренко Ю.С. просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрация Выгоничского района Брянской области не явился, глава администрации района Швецова И.И. посредством заявления просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Судебная коллегия в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу судебного решения.
Как следует из материалов дела, на территории Кокинского сельского поселения имеются наружные водопроводные сети длиной по 0,4 км. каждая, расположенные по <адрес>.
По делу установлено, что собственник указанных водопроводных сетей не определен. Сети ни у кого на балансе не числятся. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данных объектах отсутствуют. В реестре муниципальной собственности они также не состоят. Эти сети ни за кем не закреплены и никто не осуществляет контроль за их техническим состоянием.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке установленном Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 701 от 22.11.2013 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (с 01.01.2015г.).
Исходя из изложенного, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим право подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, поскольку законодательно не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления. Следовательно, органы местного самоуправления в силу требований действующего законодательства и целей, в которых они создаются, обязаны решать вопросы местного значения и принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Согласно части 3 статьи 14 названного Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу части 4 той же статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, системное толкование приведенных выше норм Закона N 131-ФЗ свидетельствует о том, что вопросы местного значения по организации в границах сельских поселений водоснабжения населения и водоотведения относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с частью 4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании приведенных положений Закона, 30.12.2014 года администрацией Выгоничского района заключено соглашение с Кокинской сельской администрацией, согласно которому Кокинскому сельскому поселению переданы полномочия по организации водоснабжения населения и водоотведения. Финансирование указанных полномочий, в соответствии с соглашением, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями действующего законодательства и правильно исходил из того, что исполнение требований закона по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения в данном случае возложено на сельское поселение за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района, следовательно, на оба ответчика в силу закона и совместного Соглашения обязаны обеспечить решение вопросов местного значения в сфере водоснабжения населения и водоотведения: Кокинская сельская администрация обязана поставить на учет бесхозяйные объекты водоснабжения в территориальном органе Федеральной службы кадастра и картографии по Брянской области, а администрация Выгоничского района Брянской области - обеспечить финансирование указанных мероприятий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет Кокинского сельского поселения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, находит их постановленными в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Бездействие органов местного самоуправления в названной сфере непосредственным образом нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на надлежащую организацию водоснабжения, приводит к преждевременному износу объектов водоснабжения, невозможности их надлежащего ремонта, что может повлечь нарушение водоснабжения на территории поселения.
Отсутствие собственника таких объектов и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанных объектов недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных объектов не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Доводы апелляционной жалобы администрации Выгоничского района Брянской области основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не изменяет выводов суда первой инстанции и не может повлечь отмену или изменение правильного по существу решения суда.
Доводы об отсутствии доказательств неисполнения администрацией района обязательств по перечислению межбюджетных трансфертов в бюджет сельского поселения для выполнения рассматриваемых полномочий органа местного самоуправления являются голословными. Ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции администрация Выгоничского района Брянской области не представила доказательств перечисления таких денежных средств для выполнения мероприятий по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, расположенных в <адрес>.
При таких обстоятельствах, нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 26 ноября 2015 года по делу по иску прокурора Выгоничского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кокинской сельской администрации Выгоничского района и администрации Выгоничского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Выгоничского района Брянской области Швецовой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Петракова
Судьи О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина