ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-272/2015 от 03.06.2015 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья: Никитина О.А. 03.06.2015 года Дело № 2-272/2015-33-1165

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего – Жуковой Н.А.,

судей – Алещенковой И.А., Комаровской Е.И.,

при секретаре – Горбачевой А.В.,

с участием прокурора Сидоровой С.А., представителя Администрации Демянского муниципального района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2015 года по докладу судьи Алещенковой И.А. дело по апелляционной жалобе Администрации <...> муниципального района <...> на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 26 марта 2015 года по заявлению прокурора <...> об обязании разместить сведения на официальном сайте,

установила:

Прокурор <...> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обязании Администрации <...> муниципального района (далее <...>) в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте dem-admin.ru сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за истекший период 2014 года. В обоснование заявления указано, что деятельность органов местного самоуправления строится на принципах открытости и доступности информации о ней. Согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Проведенная проверка показала, что такие сведения на официальном сайте <...> не публиковались, доступ граждан к этой информации отсутствует.

Вышеуказанным решением суда требования прокурора удовлетворены и постановлено обязать Администрацию <...> муниципального района в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте dem-admin.ru сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание за истекший период 2014 года.

В апелляционной жалобе Администрация района полагает постановленное решение незаконным и необоснованным, а потому подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что порядок официального опубликования актов органов местного самоуправления, в том числе информации об их деятельности, установлен статьей 35 Устава Демянского муниципального района, предусматривающей такое опубликование в Информационном Бюллетене Демянского муниципального района. Судом требования прокурора удовлетворены без ссылки на действующее законодательство, прямо предусматривающее обязанность <...> по размещению требуемой информации на сайте. Сайт Администрации района не является средством массовой информации, предназначенным для официального опубликования актов органов местного самоуправления. Перечень информации, подлежащей размещению на сайте, является исчерпывающим и не включает в себя сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Нормативные правовые акты, регулирующие процедуры функционирования сайта <...>, были суду первой инстанции предоставлены, однако им приняты во внимание не были. Таким образом, судебным решением на <...> возложена обязанность, не предусмотренная законодательно. В жалобе содержится просьба постановленное решение отменить и принять новое об отказе прокурору в удовлетворении заявления.

На жалобу прокурором, участвовавшим в деле, принесены возражения с изложением доводов в поддержку состоявшегося судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем <...>, а также возражений на нее, поддержанные прокурором Сидоровой С.А., судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене.

Согласно подп. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. (ч. 5 этой статьи)

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Статья 6 вышеуказанного Федерального закона определяет способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Такими способами являются обнародование (опубликование) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов органов местного самоуправления; предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности органов местного самоуправления; другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Таким образом, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" является одним из способов обеспечения доступа к такой информации наряду с ее обнародованием (опубликованием).

Обнародование (опубликование) информации о деятельности органов местного самоуправления в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. (ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона) Если для отдельных видов информации о деятельности органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации, а в отношении отдельных видов информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований. (ч. 2 ст. 12) Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования. (ч. 3)

В силу подп. 2 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

Состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.(ч. 3 ст. 13)

Согласно п. 7 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации района от <...><...> утверждено Положение о порядке организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Демянского муниципального района и перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащий размещению на сайте Демянского муниципального района. В указанный перечень включена информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления.

Обращаясь в суд, прокурор указал, что сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за истекший период <...> года на интернет-сайте Администрации района не опубликованы, что нарушает действующее законодательство и создает препятствия к доступу к информации о деятельности органа местного самоуправления.

Удовлетворяя заявление прокурора и возлагая на Администрацию района обязанность опубликовать на официальном интернет-сайте информацию о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, суд первой инстанции указал, что действующее законодательство провозглашает открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации. При этом довод представителя Администрации района о том, что требуемые сведения к сведениям о деятельности органов местного самоуправления, подлежащим размещению на интернет-сайте, не относятся, и подлежат опубликованию (обнародованию) одновременно с отчетом об исполнении бюджета, такое размещение на сайте официальным опубликованием не является, признаны судом несостоятельными.

С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 36 Бюджетного Кодекса РФ определен принцип прозрачности (открытости), устанавливающий обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Частью 6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Исходя из смысла приведенных правовых норм, официальное опубликование ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание имеет целью реализацию принципа бюджетной системы Российской федерации - открытости и прозрачности бюджетов, процедуры их рассмотрения и принятия, а формирование таких сведений происходит в рамках бюджетного процесса и только в целях исполнения бюджета.

Согласно ч. 3 ст. 184 Бюджетного Кодекса РФ порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Порядок деятельности Думы Демянского муниципального района, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета муниципального района, утверждению, исполнению, контролю за исполнением бюджета муниципального района, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности регламентирован Положением о бюджетном процессе в Демянском муниципальном районе, утвержденным Решением Думы Демянского муниципального района от 26 ноября 2009 года № 327.

Указанным Положением, в частности, предусмотрено, что решение о бюджете муниципального района подлежит официальному опубликованию не позднее десяти дней после его подписания в установленном порядке. Отчет об исполнении бюджета муниципального района за первый квартал, полугодии и девять месяцев текущего финансового года утверждается Администрацией района и направляется в Думу муниципального района. Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района подлежит утверждению решением Думы муниципального района. Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год вносится Администрацией района в Думу муниципального района не позднее 1 мая текущего года.

Согласно ч. 1 ст. 43 вышеуказанного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. (ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ)

Уставом Демянского муниципального района определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации, учрежденном для опубликования муниципальных правовых актов и определяемом решением Думы Демянского муниципального района – периодическое печатное издание – Информационный Бюллетень Демянского муниципального района. (ст. 35 в редакции Решения Думы Демянского муниципального района от <...> № 308). До <...> муниципальные правовые акты органов местного самоуправления <...> официально публиковались в периодическом печатном издании – газете «Авангард».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что постановления <...>, которыми утверждены отчеты об исполнении бюджета муниципального района за 1 квартал <...> года, за полугодие <...> года, за девять месяцев <...> года (<...> от <...>, <...> от <...>, <...> от <...>), и сведения о численности муниципальных служащих района и работников муниципальных учреждений района по состоянию на 1 апреля, на 1 июля, на <...> опубликованы в газете «Авангард» (<...> (51) от <...>, № 17-18(35-36) от <...>), а также размещены на интернет-сайте <...>. Решение Думы Демянского муниципального района от <...><...> «Об исполнении бюджета муниципального района за <...> год» опубликовано в Информационном Бюллетене Демянского муниципального района (<...> за <...>), а также размещено на интернет-сайте <...>.

Таком образом, в судебном заседании судом апелляционной инстанции установлено, что требуемые прокурором сведения <...> надлежащим образом опубликованы и размещены на странице интернет-сайта. Отсутствие таких сведений за 4 квартал 2014 года на момент проведения прокурорской проверки и рассмотрения дела судом объясняется характером таких сведений и особенностями их формирования одновременно с отчетом об исполнении бюджета. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления и возложения на <...> обязанности по размещению требуемой информации на сайте у суда не имелось.

Как уже указано выше, после утверждения отчета об исполнении отчета муниципального района за 2014 год, соответствующее решение Думы Демянского муниципального района вместе со сведениями о численности муниципальных служащих района, расходах на их денежное содержание, а также о численности работников муниципальных учреждений района с расходами на оплату их труда по состоянию на <...> официально опубликовано (обнародовано) п размещено на сайте <...>.

Согласно подп. 1 ч.1 ст. 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таком положении постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Валдайского районного суда Новгородской области от 26 марта 2015 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора <...> об обязании Администрации <...> муниципального района <...> разместить сведения на официальном сайте отказать.

Председательствующий: Н.А. Жукова

Судьи: И.А. Алещенкова

Е.И. Комаровская