Судья Амирова Т.Л. Дело № 2-272/2021
№ 33-2081/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи – председательствующего Софиной И.М.,
судей Гусевой А.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Павловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 03 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город» об аннулировании задолженности по оплате коммунальных услуг, заключении договора
по апелляционной жалобе ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 на решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее – ООО «Чистый город»), Администрации города Шумихи Курганской области (в настоящее время – Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области, далее – Администрация Шумихинского МО) об аннулировании задолженности по оплате коммунальных услуг, обустройстве контейнерной площадки и установке мусорных баков в соответствии с санитарными требованиями на прилегающей территории к жилому дому по адресу: <адрес>.
Определением Шумихинского районного суда Курганской области от 26.05.2021 принят отказ ФИО1, ФИО2 и ФИО3 от исковых требований к Администрации Шумихинского МО о возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки и установке мусорных баков на прилегающей к жилому дому истцов территории в связи с добровольным удовлетворением исковых требований.
В обоснование исковых требований (с учетом последующих изменений иска ФИО1 и ФИО3) указывали, что являются собственниками квартир №№№ расположенных в доме по адресу: <адрес>. С 22.05.2020 ООО «Чистый город» начисляет им плату за пользование коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и предъявляет к оплате соответствующие платежные документы. Однако, до 01.04.2021 прилегающая к их дому территория не была оборудована контейнерной площадкой и у них отсутствовала возможность пользоваться услугой по утилизации ТКО, кроме того, договор о предоставлении соответствующей коммунальной услуги с ООО «Чистый город» они не заключали.
Просили обязать ООО «Чистый город» аннулировать их задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО по состоянию на 01.04.2021; заключить с ними договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.04.2021; взыскать с ООО «Чистый город» расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истцы ФИО2 и ФИО3, представители ответчиков ООО «Чистый город», Администрации Шумихинского МО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 и ФИО3 просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы вновь приводят доводы, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском. Настаивают на том, что услугой по утилизации ТКО до 01.04.2021 не пользовались, так как контейнерные площадки были удалены от их дома более чем на 1000 м. Направленное истцами 23.05.2020 в Администрацию города Шумиха письмо об отсутствии мусорного контейнера вблизи дома рассмотрено только к 01.04.2021. Расценивают начисление платы за услугу по утилизации ТКО как стремление ООО Чистый город» к необоснованному обогащению за их счет, нарушение прав потребителей.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов (ч.ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
Согласно п.п. 8(4), 8(5) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В соответствии с п. 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются участниками долевой собственности на квартиру №, также ФИО2 принадлежит квартира №, а ФИО3 является участником долевой собственности на квартиру №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 14, 87, 88, 90).
ООО «Чистый город» с 01.01.2020 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Курганской области (л.д. 32-45).
Согласно платежным документам за март 2021 года собственникам квартир №, № и № в доме № по <адрес> (с учетом ранее образовавшейся задолженности) начислена плата за оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в размере 1196 руб. 02 коп., 1197 руб. 97 коп. и 1197 руб. 97 коп. соответственно (л.д. 104, 105, 116).
Обращаясь в суд с иском об аннулировании указанной задолженности, заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.04.2021, истцы ссылались на отсутствие возможности пользоваться услугами регионального оператора ввиду неразмещения до 01.04.2021 на прилегающей к их дому территории контейнерной площадки, а также на отсутствие договора с ООО «Чистый город».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 210 ГК РФ, ч. 5 ст. 30, ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, ст. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 8, ч. 1 ст. 13.4, ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.ч. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 9, 8(17), 8(18) Правил № 1156, п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, правильно определив характер спорного правоотношения и верно установив круг обстоятельств, имеющих значение для дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отмечает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным договором (п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), и, несмотря на отсутствие заявки истцов на заключение такого договора, считается заключенным на условиях типового договора на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8(17) Правил № 1156), соблюдение письменной формы договора не является обязательным (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ). При этом истцы не были лишены права обращения к региональному оператору для заключения договора в письменной форме, такие обращения от их имени в адрес ООО «Чистый город» не поступали. Отсутствие заключенного в письменной форме договора не освобождает потребителя (собственника жилого помещения) от оплаты оказанных услуг.
В рассматриваемом случае, истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются потребителями услуг ООО «Чистый город» по обращению с ТКО с 01.01.2020, то есть с даты начала исполнения региональным оператором обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Курганской области от 13.09.2019 (п. 8.3 соглашения), оплату которых по март 2021 года включительно не производили.
Поскольку истцы не представили в материалы дела доказательств самостоятельного вывоза и утилизации ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», договоров с третьими лицами, свидетельствующих о том, что потребителями услуг регионального оператора по утилизации ТКО они не являются, а также доказательств некачественного предоставления такой услуги или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, влекущими изменение размера платы (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ), ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не подлежат освобождению от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 31.03.2021 включительно.
Отсутствие в спорный период контейнерной площадки в непосредственной близости от дома истцов не указывает на некачественное оказание ООО «Чистый город» услуги по обращению с ТКО или отсутствие такой услуги и не освобождает истцов от ее оплаты.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начало предоставления услуги по вывозу ТКО определяется моментом принятия ТКО региональным оператором (п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Организация же мест вывоза ТКО находится в ведении органа местного самоуправления согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поэтому отсутствие контейнерной площадки в пределах 100 м от дома истцов не может рассматриваться как ненадлежащее оказание услуги со стороны ООО «Чистый город».
Кроме того, в силу п. 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и п. 17 Приложения № 1 к указанным правилам удаленность контейнера для сбора ТКО от жилого помещения потребителя не относится к критериям качества коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановленное судом решение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, или требующих дополнительной проверки. В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных судом в соответствии с положениями ст. 12, 56, 67 ГПК РФ доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и ставящих под сомнение обоснованность и законность принятого решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены обжалуемого судебного постановления коллегия не усматривает.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>.