УИД № 59RS0044-01-2021-003250-08
Дело № 33-5047/2022 (№ 2-272/2022)
Судья Шакирзянова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 25 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрела в апелляционной инстанции в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Чусовского городского суда от 03.03.2022, которым постановлено:
«отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам о признании незаконным решение от 28.09.2021, возложении обязанности осуществить сооружение надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета на могиле умершего Героя Социалистического Труда ФИО3.».
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения истца ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам о признании незаконным решения от 28.09.2021 об отказе в сооружении надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета на могиле умершего Героя Социалистического Труда ФИО3, возложении обязанности осуществить сооружение надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета на могиле умершего Героя Социалистического Труда ФИО3
Из искового заявления и пояснений ФИО2 в судебном заседании следует, что 19.07.2021 обратился в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам с заявлением об организации изготовления и сооружения на могиле Героя Социалистического Труда ФИО3 (со слов ФИО2 - его двоюродный дедушка) постоянного надгробия. К заявлению были приложены все необходимые документы. 16.09.2021 комиссией осмотрено место захоронения и по его результатам составлен Акт осмотра места захоронения. В Акте указано, что на могиле ФИО3 имеется постоянное надгробие, разрушены крепежи крепления памятника, стела (вертикальная плита) упала, лежит на земле. При осмотре членами комиссии производилась фотосъемка, материалами которой также подтверждается, что стела лежит на земле, она повреждена (отбиты куски мрамора), погнуты крепежи, которыми стела крепится к цоколю, то есть фактически надгробие сломано. Решение об отказе в удовлетворении требования по организации изготовления и сооружения надгробия на могиле ФИО3 считает незаконным, противоречащим федеральному закону, нарушающим право на социальную гарантию.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец, указывая на то, что суд не учел, что такой социальной льготы как возмещение расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, действующим федеральным законодательством вообще не предусмотрено. Полагает, что Постановление Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п в части установления иного порядка социальной гарантии в виде возмещения расходов на установление надгробий на местах захоронения Героев Соцтруда противоречит Федеральному закону № 5-ФЗ от 09.01.1997 «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», который предусматривает предоставление социальной гарантии именно в виде сооружения надгробия, а не компенсации уже фактически понесенных расходов на его сооружение. Полагает, что в настоящем случае суду надлежало руководствоваться положениями федерального, а не регионального законодательства. Кроме того, считает, что судом оставлен без внимания тот факт, что основания для отказа в возмещении расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя, указанные в письме Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам не предусмотрены в п. 2.7 Порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и Порядок возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Полагает, что обратиться к ответчику с заявлением иного содержания, нежели то, что было подано, он не имеет возможности.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить оспариваемое решение без изменения.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края в письменных возражениях поддерживает позицию ответчика.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 28.09.2021 Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам рассмотрен вопрос, инициированный ФИО2 по поданному им 19.07.2021 заявлению об организации изготовления и сооружения на могиле Героя Социалистического Труда ФИО3 постоянного надгробия в соответствии с образцом, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 217,
По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе ФИО2 в удовлетворении требований. Принимая решение, комиссия исходила из того, что на могиле Героя Социалистического Труда ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 01.09.1974, постоянное надгробие было установлено за счет средств Чусовского металлургического завода, определить дату установки надгробия не представляется возможным, по состоянию на 16.09.2021 постоянное надгробие на могиле имеется, смета ИП Ж. от 30.04.2021 № 54 на выполнение работ по изготовлению и сооружению надгробия на могиле ФИО3 составляет 362 862 руб. (л.д. 65-66 протокол комиссии, л.д. 61 смета, л.д. 54 эскиз).
В материалы дела представлена информация Муниципального бюджетного учреждения культуры «Чусовской музей» от 25.06.2021, подтверждающая присвоение ФИО3 звания Героя Социалистического Труда (л.д. 53), список работников (л.д. 57-58), наградной лист (л.д. 59), копия свидетельства о смерти ФИО3 (л.д. 55), справка о месте захоронения ФИО3 на Чусовском кладбище (л.д. 56).
16.09.2021 Комиссия Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам в составе: К. - начальника ТУ Минсоцразвития по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам; Р. - начальника ГУ-УПФР в г. ФИО4 Пермского края (межрайонное), Ф. - сотрудника специализированной службы МУП «Комбинат благоустройства», в присутствии Л. - консультанта управления муниципального контроля Чусовского городского округа, представителя администрации Чусовского городского округа, заявителя ФИО2 осуществила осмотр места захоронения ФИО3, по результатам которого составлен акт осмотра места захоронения (л.д. 63). Комиссия установила, что постоянное надгробие на могиле ФИО3 имеется, разрушены крепежи крепления памятника, также указано, что стела уронена, лежит на земле. Истцом представлены фотоснимки (л.д. 20, 21), подтверждающие отраженные в акте сведения о состоянии надгробия.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 с заявлением о возмещении расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия, в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам не обращался, в связи с чем пришел к выводу, что ответчик разрешил требования истца в пределах поданного им 19.07.2021 заявления об организации изготовления и сооружения надгробия на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 217 и не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению сооружения надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета на могиле умершего Героя Социалистического Труда ФИО3
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В целях реализации указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы» (далее – Постановление № 740).
Указанным Постановлением определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п организация изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев осуществляется территориальными управлениями Министерства социального развития Пермского края по месту захоронения Героя при соблюдении одного из следующих условий:
если на 1 января 1993 года на могиле Героя не было установлено постоянное надгробие другого образца;
если обращение в целях организации изготовления и сооружения надгробия последовало не позднее 18 месяцев с даты смерти Героя.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденного этим же Постановлением Правительства Пермского края возмещение расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах Героев, осуществляется Территориальными управлениями Министерства социального развития Пермского края по месту захоронения Героя.
В Территориальном управлении создается комиссия по приему работ, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле Героя (далее - комиссия), в составе не менее пяти человек, включающая представителей администрации соответствующего муниципального образования Пермского края (по согласованию), представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (по согласованию), представителя администрации кладбища по месту захоронения Героя (по согласованию). Председателем комиссии является руководитель Территориального управления.
При этом в соответствии с пунктом 1.2 этого же Порядка надгробие сооружается на могиле Героя, если на 1 января 2006 года не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Аналогичная норма установлена пунктом 5 Постановления № 740.
Право на изготовление и сооружение надгробия на могиле Героя имеют родственники умершего (погибшего) Героя или лицо, взявшее на себя обязанности по изготовлению и сооружению надгробия на могиле Героя (п. 2.1 Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы).
Таким образом, Правительством Пермского края установлены различные Порядки относительно организации изготовления и сооружения надгробий, а также возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением таковых на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Из материалов дела следует, что ФИО2 обратился 19.07.2021 в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам с заявлением организовать изготовление и сооружение на могиле ФИО3 постоянного надгробия в соответствии с образцом, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 217, которым регламентирован Порядок изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, согласно которого организация изготовления и установки надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы производится органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из средств федерального бюджета (п. 1).
Согласно п. 2.1 Порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п организация изготовления и сооружения надгробия на могиле Героя осуществляется территориальным управлением на основании заявления родственников умершего (погибшего) Героя или лица, взявшего на себя обязанности по изготовлению и сооружению надгробия на могиле Героя, согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Заявление, поданное ФИО2, по своему содержанию соответствовало Приложению 1 к вышеуказанному Порядку (л.д. 11), в связи с чем, оспариваемое истцом решение, оформленное протоколом от 28.09.2021 (л.д. 65-66), ответчиком было принято на основании указанного заявления. Поскольку документов, подтверждающих наличие у умершего ФИО3 статуса Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы, представлено не было, ответчиком правомерно на основании п. 2.7 Порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы было отказано в удовлетворении заявления ФИО5 об организации изготовления и сооружения надгробия на могиле ФИО3
Неуказание в оспариваемом решении ответчика ссылки на пункт 2.7 Порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы само по себе не свидетельствует о его незаконности и о возникновении у истца права на удовлетворение поданного им заявления.
При этом, в Постановлении Правительства Пермского края № 1273-п от 09.11.2012 содержатся образцы заявлений как для сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, так и для возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя Социалистического Труда.
Однако, с соответствующим заявлением о возмещении расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда ФИО3 истец не обращался, что им не оспаривается.
Более того, ФИО2 также подтвердил и тот факт, что за счёт собственных средств он не устанавливал надгробие на могиле ФИО3
Поскольку Правительством Пермского края определен Порядок сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы путем возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением таких надгробий, то оснований для удовлетворения заявления истца от 19.07.2021 у ответчика, а равно и у суда первой инстанции для удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что такой социальной льготы как возмещение расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, действующим федеральным законодательством вообще не предусмотрено, построены на ошибочном толковании правовых норм, поскольку из п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» следует, что, федеральный законодатель, возложил на Правительство Российской Федерации обязанность определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по организации сооружения на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, в приведенной норме Федерального закона определен лишь порядок финансирования расходов, связанных с установкой надгробия, но не содержится ограничений и запретов по организации сооружения надгробия путем возмещения расходов, связанных с его сооружением.
Постановлением № 740 определен уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление надгробий. Таким органом был определен орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь Правительство Пермского края определило Министерство социального развития Пермского края уполномоченным органом по взаимодействию с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю по вопросам финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией Постановления, методическому руководству по реализации Порядка изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденных настоящим Постановлением (п. 2 Постановления от 09.11.2012 № 1273-п).
Исходя из анализа названных нормативно-правовых актов, можно прийти к выводу, что оплата расходов на изготовление и сооружение надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер. При этом уполномоченным органом по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные исполнительные органы государственной власти Пермского края в сфере социальной защиты населения. Возмещение затрат производится за счет средств казны федерального бюджета.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать расходы по изготовлению и установке памятника.
В связи с чем, вопреки ошибочному мнению апеллянта оснований полагать о том, что Порядок возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п противоречит нормам Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» не имеется, поскольку таковой не препятствует лицам, из числа указанных в п. 2.1 вышеуказанного Порядка реализовать свое право на изготовление и сооружение надгробия на могиле Героя за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что наличие на могиле умершего ФИО3 какого-либо надгробия иного образца, сооруженного без привлечения средств федерального бюджета, не препятствует родственникам умершего Героя реализовать социальную льготу, предусмотренную для него п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам Ордена Трудовой Славы», в данном случае путём обращения с заявлением о возмещении расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 03.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись