ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2732/2021 от 12.01.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Хабина И.С.

дело № 2-2732/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-596/2022

12 января 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Мокроусовой Л.Н., Челюк Д.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Таракановой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Арефьева Владимира Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска о возложении обязанности включить периоды службы в армии и работы в общий трудовой стаж, произвести перерасчет размера пенсии,

по апелляционной жалобе Арефьева Владимира Алексеевича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 28 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Арефьева В.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей ответчика Свиридовой А.А., Очередной А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Арефьев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска (далее – УПФР) с учетом уточнения о включении: в общий трудовой стаж периода прохождения срочной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на должностях рядового и сержантского состава с 9 мая 1974 г. по 4 мая 1976 г. в двойном размере (3 года 11 месяцев 22 дня), в страховой и трудовой стаж периоды работы: с 1 октября 2001 г. по 30 ноября 2001 г. в ОАО Э и Э «Челябэнерго» (2 месяца 1 день), с 1 августа 2001 г. по 30 сентября 2001 г. в ОАО «ЧТПЗ» (2 месяца 1 день), с 20 августа 2001 г. по 31 августа 2001 г. (13 дней), с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. ( 2 месяца 18 дней) в ООО «ЦПИ-Ариант», с 21 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области (1 год 1 месяц 1 день); перерасчете размера страховой пенсии с 25 июня 2013 г.

В обоснование иска указал, что решением УПФР от 21 марта 2019 г. ему отказано в перерасчете пенсии в связи с тем, что смена варианта расчета пенсии с учетом включения отдельных периодов повлечет за собой уменьшение величины индивидуального пенсионного коэффициента и соответственно размера страховой пенсии. Полагал, что период прохождения им военной службы по призыву должен был зачтен в общий трудовой стаж в двойном размере. Считал, что ответчиком необоснованно отказано во включении в общий трудовой стаж спорных периодов работы, в связи с чем, ему исчислена трудовая пенсия по старости без учета суммарного стажа работы в ОАО Э и Э «Челябэнерго», ОАО «ЧТПЗ», ООО «ЦПИ-Ариант», с засчитанным ранее в общий трудовой стаж периодом его работы в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области, поскольку за все эти периоды работы каждый из страхователей перечислял на него страховые взносы.

Истец Арефьев В.А. и его представитель Брижко А.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержали исковые требования.

Представители ответчика УПФР Свиридова А.А., Мельникова Н.Е. в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения иска, указав об отсутствии оснований для перерасчета пенсии.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Арефьева В.А. в полном объеме.

В апелляционной жалобе с дополнительными доводами истец Арефьев В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что период прохождения им срочной военной службы регулируется нормами Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом положения пункта 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и подлежит исчислению как один день службы – за два дня работы. Ссылается на то, что ему как государственному служащему должны быть оценены пенсионные права в соответствии с «Порядком подсчета и подтверждении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», являющимся приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. №1648н. В соответствии с пунктом 4 указанного порядка, исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В стаж его государственной гражданской службы прохождение действительной военной службы по призыву засчитано в льготном порядке: один день службы за два дня работы, что подтверждено письмом Исполнительной дирекции ПФР. Из расчета военной службы по призыву в льготном порядке ему назначена пенсия за выслугу лет. Зачет в стаж государственной службы по призыву в льготном порядке повлиял на увеличение размера его пенсии за выслугу лет. Полагает, что судом сделан неверный вывод о том, что спорный период службы в армии по призыву, относящийся к страховому периоду деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий, не может быть исчислен в льготном порядке. Считает, что у суда выработалась свое видение законодательства, возражения его представителя не приняты во внимание, что является грубым нарушением положения статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указывает, что ответчик при конвертации его пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., в расчетный пенсионный капитал принял во внимание только 22 года 3 месяца 3 дня из будущего его общего трудового стажа, применив формулировку пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Считает, что этот пункт применяется с оговоркой, в случае выбора застрахованного лица. Считает, что у него имеется более выгодный вариант – по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до смены правового регулирования путем оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. По данному варианту его общий трудовой стаж по состоянию на 31 декабря 2001 г. составляет 31 год 8 месяцев 7 дней. Указывает, что в период с 1 января 1997г. по 31 декабря 2001 г. он работал по основному месту работы в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области, а также по гражданско-правовым договорам в ОАО Э и Э «Челябэнерго», ОАО «ЧТПЗ» и ООО «ЦПИ-Ариант». Со всех заработков уплачивались страховые взносы в УПФР. Работы, выполненные в указанном периоде, совпадали по времени их выполнения. Считает, что все работы отнесены к страховым периодам и должны учитываться суммарно в календарном исчислении периодов времени их выполнения. Полагает, что оплата страховых взносов в УПФР предоставляет ему право на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии) эквивалентное уплаченной сумме страховых взносов.

Определением Челябинского областного суда от 15 декабря 2021 г. произведена замена ответчика УПФР, в связи с его реорганизацией путем присоединения, правопреемником Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР) (л.д. 39-41 том 2).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как следует из трудовой книжки Арефьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справки УПФР от 8 августа 2019 г. истец в период с 1 сентября 1970 г. по 23 апреля 1974 г. обучался в институте, с 7 февраля 1973 г. по 13 августа 1973 г. он работал в ГП «Кузбассэнергоремонт», где проходил преддипломную практику, в период с 9 мая 1974 г. по 4 мая 1976 г. проходил службу в рядах Советской Армии, в периоды с 1 сентября 1978 г. по 12 июля 1981 г., с 29 сентября 1081 г. по 20 июня 1982 г., с 10 августа 1982 г. по 3 июня 1983 г. обучался в различных учебных заведениях. Также истец работал в различных организациях и должностях, не имеющих отношения к спорным периодам (л.д.36-38 том 1),

21 ноября 2000 г. он принят на старшую государственную должность федеральной государственной службы <данные изъяты> в Отдел по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями в Управление Челябинского округа Госгортехнадзора России, 24 апреля 2001 г. переведен <данные изъяты> этого отдела, 26 июня 2009 г. переведен на государственную должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> Уральского управления Ростехнадзора, 1 марта 2011 г. переведен на должность главного государственного инспектора Челябинской <данные изъяты>, 9 января 2013 г. расторгнут служебный контракт, 28 сентября 2015 г. принят на должность <данные изъяты> в ООО «ЦПС» «Сварка и контроль», где работает по настоящее время (л.д. 145-175 том 1).

С 25 июня 2013 г. Арефьев В.А. являлся получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д.33 том 1).

По достижении возраста 60 лет с 16 мая 2015 г. истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.35 том 1).

С 1 ноября 2015 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет федеральных гражданских служащих (л.д.42 оборот том 1).

18 марта 2019 г. истец обратился в УПФР с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с увеличением индивидуального пенсионного коэффициента за период обучения и период прохождения военной службы (л.д. 75-80 том 1).

Решением УПФР от 21 марта 2019 г. Арефьеву В.А. отказано в перерасчете размера страховой пенсии в связи с тем, что право на перерасчет в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» у него отсутствует, так как смена варианта расчета пенсии (обучение, служба) влечет за собой уменьшение индивидуального пенсионного коэффициента, следовательно, размера страховой пенсии (л.д. 81-83 том 1).

Пенсионным фондом Российской Федерации на обращение истца дан ответ от 24 мая 2019 г. о том, что пенсионное обеспечение федеральных гражданских служащих за выслугу лет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ). Согласно статье 14 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет федеральных гражданских служащих (в зависимости от продолжительности стажа государственной гражданской службы) назначается в размере от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, не превышающего 2,8 должностного оклада, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Как следует из изложенного, пенсия за выслугу лет федеральных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего. Таким образом, в случае, если размер страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (либо равен данной сумме), то выплачивается только страховая пенсия по старости (инвалидности) и установленная к ней фиксированная выплата (то есть в этом случае размер пенсии за выслугу лет равен нулю). Согласно справке о должностях, представленной Ростехнадзором, его стаж государственной гражданской службы (с учетом иных периодов, включенных решением Минтруда России от 11 апреля 2016 г. №124-21) составил 21 год 1 месяц 6 дней (63%), в него вошли периоды: с 9 мая 1974 г. по 4 мая 1976 г. - служба в Советской армии (в льготном исчислении 3 года 11 месяцев 20 дней), периоды работы с 10 ноября 1989 г. по 25 декабря 1993 г., с 28 сентября 1998 г. по 11 августа 1999г., с 21 ноября 2000 г. по 9 января 2013 г. Указано, что сумма, определенная в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной службы, из которой должна вычитаться страховая пенсия по старости с фиксированной выплатой к ней (без учета сумм, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона №166-ФЗ) установлена Арефьеву В.А. и индексируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 42-43 том 1).

28 августа 2019 г. истец обратился в ОПФР с заявлением о перерасчете назначенной пенсии (корректировке пенсии) в сторону увеличения, исходя из наиболее выгодного варианта (л.д. 45 том 1).

В ответе ОПФР от 8 ноября 2019 г. Арефьеву В.А. сообщено, что ранее на аналогичные обращения ему даны ответы в письмах от 18 сентября 2018г., 7 мая 2019 г., 25 сентября 2019 г. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6 этой статьи. В том случае, если расчетный размер трудовой пенсии исчислен по правилам пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, то подсчет общего трудового стажа, включая периоды военной службы по призыву, производится в календарном порядке. Расчетный размер пенсии определен в более выгодном для него варианте по правилам пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ. В стаж включены следующие периоды деятельности: с 7 февраля 1973 г. по 13 августа 1973 г. – работа, с 9 мая 1974 г. по 4 мая 1979 г. – служба по призыву в календарном исчислении, с 12 июля 1976 г. по 1 декабря 1977 г., с 13 июля 1981 г. по 28 сентября 1981г., с 21 июня 1982 г. по 9 августа 1982 г., с 15 октября 1983 г. по 21 мая 1988 г., с 19 августа 1988 г. по 23 ноября 1988 г., с 1 декабря 1988 г. по 22 мая 1989 г., с 23 мая 1989 г. по 9 ноября 1989 г., с 10 ноября 1989 г. по 11 июля 1994 г., с 18 июля 1994 г. по 24 августа 1998 г. – работа, с 27 августа 1998 г. по 27 сентября 1998 г. – получение пособия по безработице, с 28 сентября 1998 г. по 11 августа 1999г. – работа, с 12 августа 1999 г. по 20 ноября 2000 г. – получение пособия по безработице, с 21 ноября 2000 г. по 31 декабря 2001г., с 1 января 2002 г. по 9 января 2013 г. - работа, с 16 января 2013 г. по 24 июня 2013 г. – получение пособия по безработице, с 29 августа 2015 г. по 31 декабря 2016 г. – работа.

Далее разъяснено, что пенсионное обеспечение граждан до 1 января 2002 г. осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ), согласно которому размер пенсии по старости в зависимости от продолжительности общего трудового стажа определялся в процентном отношении от среднемесячного заработка, исчисленного с применением коэффициентов индексации (но не более чем 75%). Если расчетный размер трудовой пенсии исчислен по правилам пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, то подсчет общего трудового стажа производится с учетом льготного исчисления (в двойном размере) периодов военной службы по призыву. Его общий трудовой стаж, исчисленный по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом периодов обучения с 1 сентября 1970 г. по 6 февраля 1973 г., с 14 августа 1973 г. по 23 апреля 1974 г., с 1 сентября 1978 г. по 12 июля 1981 г., с 29 сентября 1981 г. по 20 июня 1982 г., с 10 августа 1982 г. по 3 июня 1983 г. общей продолжительностью 7 лет 6 месяцев 9 дней, а также с учетом службы в армии по призыву в двойном размере на 31 декабря 2001 г. составляет 31 год 8 месяцев 7 дней. По правилам, предусмотренным данным законом, расчетный пенсионный капитал исчислен в следующем порядке: с учетом общего трудового стажа определена величина процентного отношения от заработка: 55% за 25 лет общего трудового стажа, требуемого для мужчин, и 1% за 1 год сверх требуемых 25 лет, получен 61%. Фактический среднемесячный заработок составил 24693 руб. 49 коп. за 60 месяцев с июля 1994 г. с учетом индексации и деноминации на 1 января 2002 г. в сумме 6732 руб. 82 коп. Начисленные работодателем страховые взносы, отраженные в индивидуальном лицевом счете за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. в сумме 876512 руб. 42 коп. Основной размер пенсии равен 61% от 6732 руб. 82 коп. = 4107 руб. 02 коп. Пенсия ограничена максимальным размером, равным трем размерам минимальной пенсии по старости. На 1 января 2002 г. основной размер пенсии, с учетом общего трудового стажа 31 год составил 677 руб. 72 коп. (185 руб. 32 коп. – минимальный размер пенсии с 1 августа 2001 г. х 3 х 1,06 – за стаж сверх требуемого х 1,15 – районный коэффициент). К указанной сумме прибавлена ежемесячная компенсация в размере 115 руб., которая по состоянию на 31 декабря 2001 г. начислялась к размеру пенсии. Расчетный размер пенсии на 1 января 2002 г. равен 792 руб. 72 коп. (677 руб. 72 коп. + 115 руб.). Величина расчетного пенсионного капитала составила 78140 руб. 16 коп. (792,72 - 450) х 228), сумма валоризации пенсионного капитала – 23442 руб. 05 коп. (78140 руб. 16 коп. х 30%), сумма расчетного пенсионного капитала, с учетом суммы валоризации и суммы страховых взносов – 1146746 руб. 21 коп., где 5,6148 – суммарный коэффициент индексации. Размер страховой пенсии (без фиксированной выплаты) на 31 декабря 2014 г. составил 6345 руб. 95 коп. (1446876 руб. 21 коп. / 228). По состоянию на 1 января 2015 г. стоимость одного балла составляла 64,10 руб., количество баллов Арефьева В.А. на 1 января 2015 г. – 90,000, с 1 февраля 2015 г. стоимость одного балла составляла – 71,41. Размер страховой пенсии по старости с 16 мая 2015 г. составил бы 11453 руб. 54 коп., в том числе: 4383 руб. 95 коп. – фиксированная выплата к страховой пенсии и 7069 руб. 59 коп. – страховая пенсия по старости. При этом, размер страховой пенсии по старости, исчисленный по правилам пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», с 16 мая 2015 г. составил 13048 руб. 77 коп., в том числе 4383 руб. 95 коп. – фиксированная выплата к страховой пенсии и 8665 руб. 18 коп. – страховая пенсия по старости. Таким образом, пенсия установлена в соответствии с действующим законодательством в наиболее выгодном дня него варианте. Производить расчет пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» нецелесообразно, так как это приведет к уменьшению размера пенсии (л.д. 39-41 том 1).

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 19 мая 2020 г. на УПФР возложена обязанность включить в страховой стаж Арефьева В.А. период его работы с 22 мая 1988 г. по 21 мая 1989 г. на Михайловском заводе по обработке цветных металлов <данные изъяты> и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Арефьеву В.А. с учетом включения в страховой стаж периода работы с 22 мая 1988 г. по 21 мая 1989 г. на Михайловском заводе по обработке цветных металлов с 25 июня 2013 г. (л.д. 46-47 том 1).

Письмом ОПФР от 28 августа 2020 г. на обращение Арефьева В.А. сообщено, что на основании решения Советского районного суда г.Челябинска от 19 мая 2020 г., вступившего в законную силу 20 июня 2020г., пересмотрена продолжительность его страхового стажа с учетом периода работы с 22 мая 1988 г. по 21 мая 1989 г., общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 г. составил 22 года 5 месяцев 6 ней, произведен расчет размера пенсии. Указано, что оценка пенсионных прав осуществлена в выгодном варианте – по пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» без учета периода учебы, период военной службы по призыву засчитан в общий трудовой стаж в календарном порядке. Производить расчет пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» с учетом периода учебы и периода военной службы в двойном размере нецелесообразно, так как это повлечет уменьшение размера пенсии, о чем было разъяснено ранее в письмах ОПФР. Приведен расчет размера пенсии и указано, что в результате перерасчета пенсии установленный размер страховой пенсии по старости с 1 августа 2020г. – 17038 руб. 39 коп., в том числе фиксированная выплата - 5686 руб. 25 коп., страховая пенсия - 11352 руб. 14 коп. (122,66 – (ИПК) х 93 руб. (стоимость ИПК с 1 января 2020 г.). Поскольку Арефьев В.А. работает, пенсия выплачивается ему в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» без учета индексации. Размер пенсии к выплате с 1 августа 2020 г. составил 13100 руб. 10 коп., в том числе фиксированная выплата - 4383 руб. 59 коп., страховая пенсия – 8716 руб. 73 коп. (122,066 х 71 руб. 41 коп. (стоимость ИПК с 1 февраля 2015 г.). Доплата пенсии за период с 25 июня 2013 г. по 31 июля 2020 г. в размере 4265 руб. 13 коп. Решение Советского районного суда г. Челябинска от 19 мая 2020 г. исполнено в полном объеме (л.д.48-49 том 1).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в общий трудовой стаж периода прохождения военной службы по призыву в льготном порядке (один день военной службы за два дня работы), суд первой инстанции исходил из того, что размер пенсии истца рассчитан по наиболее выгодному для него варианту, определение расчетного размера пенсии с включением в трудовой стаж периода прохождения военной службы по призыву в двойном размере в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» нецелесообразно, поскольку размер пенсии будет ниже установленного истцу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей с 1 января 2015 г. до 1 января 2019 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального «О страховых пенсиях»).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Таким образом, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода прохождения военной службы в двойном размере.

В соответствии с частями 1, 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В период прохождения истцом срочной военной службы по призыву с 9 мая 1974 г. по 4 мая 1976 г. действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», которым не было предусмотрено исчисление каких-либо периодов работы или иной деятельности в двойном размере.

Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», также действовавшим в спорный период военной службы, было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также: к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. При этом не было предусмотрено исчисление данных периодов службы в двойном размере.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период с 1 января 1992 г. по 1 января 2002 г., (далее - Закон № 340-1) пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (статья 89 Закона №340-1).

Согласно статье 90 Закона №340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В силу статьи 94 Закона № 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды военной службы по призыву исчисляются в двойном размере.

Из статьи 93 Закона № 340-1 следует, что периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившего в силу с 1 января 1998г., время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии с пунктом 5 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 30 марта 1995 г. № 1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», утратившего силу с 24 мая 2003 г., военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

Из названных нормативных правовых актов следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа могут засчитываться в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).

Порядок определения размера трудовых (страховых) пенсий регулируется статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №173-ФЗ), нормы которого на основании части 3 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются до настоящего времени.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002г.; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции, введенной Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 231-ФЗ с 1 января 2010 г., с последующими изменениями по настоящее время), предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

По пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции, введенной Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 231-ФЗ с 1 января 2010 г., с последующими изменениями по настоящее время) для определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; а также другие периоды деятельности. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

При этом норма о включении периодов военной службы по призыву в общий трудовой стаж в двойном размере введена в пункт 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №231-ФЗ после принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П, а котором изложена правовая позиция о том, что норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречит Конституции Российской Федерации, так как данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в действующей редакции реализовано сохранение ранее действовавшего порядка оценки пенсионных прав, предусмотренного Законом №340-1.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №340-1 пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

В силу статьи 18 Закона №340-1 максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть 1 статьи 17 Закона), Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Минимальный размер пенсии на 31 декабря 2001 г. составлял 183 руб. 32 коп. без уральского коэффициента

Согласно абзацам 7, 8 пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент.

Согласно расчетам, имеющимся в материалах дела, и расчету, исследованному в суде апелляционной инстанции, величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная по ранее действовавшему законодательству и пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 78140 руб. 16 коп. (555,96 х 1,06 х 1,15 = 792,72 – 450) х 228 месяцев), а величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ составляет 133553 руб. 39 коп. (л.д.67-69 том 2). Следовательно, истцу наиболее выгодна оценка пенсионных прав по пункту 3, а не по пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истца вариант оценки пенсионных прав при исчислении расчетного пенсионного капитала по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до изменения правового регулирования, не является для него наиболее выгодным. При исчислении размера пенсии по нормам Закона №340-1 (пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ) размер его пенсии уменьшится, что не влечет перерасчет пенсии.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом сделан неверный вывод о том, что спорный период службы в армии по призыву, относящийся к страховому периоду деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий, не может быть исчислен в льготном порядке, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку период службы в армии по призыву при определении расчетного размера пенсии может быть включен в общий трудовой стаж по двум вариантам: календарно при оценке пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ и в двойном размере при оценке пенсионных прав по Закону №340-1 (пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ). УПФР правомерно произведен расчет по первому варианту, поскольку оценка пенсионных прав по второму варианту истцу не выгодна.

Использование смешанного порядка с определением общего трудового стажа по ранее действовавшему законодательству и оценкой пенсионных прав по действующему законодательству (пункт 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ) пенсионным законодательством не предусмотрено. Следовательно, вопреки доводам жалобы невозможна оценка пенсионных прав в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, с включением в общий трудовой стаж периодов военной службы по призыву в двойном размере, предусмотренном ранее действовавшим законодательством и пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.

Указание в апелляционной жалобе истца на нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Порядка подсчета и подтверждении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. №1648н, не может быть принято во внимание, поскольку данными нормативными правовыми актами не регламентируется порядок определения расчетного размера страховой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованного лица. Также не подлежит применению положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку имеется самостоятельное правовое регулирование в области страховых пенсий.

Согласно пунктам 2, 4 Порядка подсчета и подтверждении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. №1648н, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей. Исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Как следует из материалов дела, при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет период службы в армии по призыву включен истцу в двойном размере, то есть в установленном порядке. Однако размер пенсии за выслугу лет, исчисленный исходя из стажа государственной гражданской службы, менее размера страховой пенсии по старости, поэтому такая пенсия истцу не выплачивается (л.д.132-135 том 1). Предметом спора по настоящему гражданскому делу является право истца на перерасчет страховой пенсии по старости, поэтому не имеет юридического значения продолжительность стажа государственной гражданской службы и порядок включения в него периода службы в армии по призыву.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении суммарно в страховой и трудовой стаж периодов работы с 1 октября 2001 г. по 30 ноября 2001 г., с 1 августа 2001 г. по 30 сентября 2001 г., с 20 августа 2001 г. по 31 августа 2001 г., с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. вместе с периодом работы с 21 ноября 2000 г. по 31 декабря 2001 г., суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области с 21 ноября 2000 г. по 31 декабря 2001 г. включены в общий трудовой стаж в календарном порядке, для определения расчетного размера трудовой пенсии к зачету может приниматься только один период трудовой деятельности, суммирование стажа за один и тот же период действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям пенсионного законодательства.

Согласно статье 88 Закона № 340-1 с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии со статьей 89 Закона № 340-1 в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В силу статьи 93 Закона № 340-1 периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2 Федерального закона № 173-ФЗ). Аналогичная норма предусмотрена статьей 3 действующего Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 11 действующего Федерального закона «О страховых пенсиях».

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии (статья 12 Федерального закона № 173-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 13 действующего Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу пункта 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.

В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ. Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.

Из названных нормативных правовых актов, действовавших в период работы и в момент назначения истцу страховой пенсии по старости, и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что периоды работы подлежат зачету в общий трудовой и страховой стаж календарно, если иное не предусмотрено законом.

Пенсионным законодательством не предусмотрено включение в общий трудовой и страховой стаж периодов работы за один календарный период времени как по основному месту работы, так по совместительству или при работе по гражданско-правовым договорам. Размер уплаченных страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо при определении расчетного пенсионного капитала застрахованного лица учитывается, начиная с 1 января 2002 г.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Арефьев В.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 15 февраля 1998 г., в разделе «Сведения о трудовом стаже и заработке застрахованного лица до 1 января 2002 г. помимо периода работы в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области с 20 ноября 2000 г. по 31 декабря 2001 г., указаны в качестве плательщиков страховых взносов за истца: Челябэнерго - с 1 октября 2001 г. по 30 ноября 2001 г., ОАО ЧТПЗ - с 1 августа 2001 г. по 30 сентября 2001 г., ООО ЦПИ - Ариант - с 20 августа 2001 г. по 31 августа 2001 г. и с 15 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (л.д.50-51 том 1).

По пояснениям истца и доводам апелляционной жалобы в эти периоды он работал по основному месту работы в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области, а также заключал гражданско-правовые договоры с ОАО Э и Э «Челябэнерго», ОАО «ЧТПЗ» и ООО «ЦПИ-Ариант», со всех заработков уплачивались страховые взносы.

УПФР зачтен Арефьеву В.А. в общий трудовой и страховой стаж в полном объеме период работы в Управлении Ростехнадзора по Челябинской области с 21 ноября 2000 г. по 30 декабря 2001 г. на обычных условиях, календарно (л.д.85-86 том 1). Дополнительное включение в общий трудовой и страховой стаж до 1 января 2002 г. для увеличения размера страховой пенсии по старости спорных периодов противоречит вышеуказанным нормам пенсионного законодательства, поэтому судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении данных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что оплата страховых пенсионных взносов за спорные периоды предоставляет ему право на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии) эквивалентное уплаченной сумме страховых взносов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона № 173-ФЗ суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо учитываются при определении расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, начиная с 1 января 2002 г., а спорные периоды имели место до этой даты.

Указание в апелляционной жалобе на Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. №407 и введенные в действие с 1 января 2002 г., судебная коллегия считает необоснованными, поскольку оно основано на неправильном толковании норм права.

Согласно пункту 2 указанных Правил расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

Таким образом, данной нормой установлено, что расчетный пенсионный капитал, являющийся базой для определения размера страховой части трудовой пенсии, формируется двух частей: из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации и из пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

Порядок оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., определен статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ, которой не предусмотрен учет страховых взносов. Также статьей 29.1 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо учитываются при определении расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, начиная с 1 января 2002 г.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Арефьеву В.А. правомерно отказано во включении периодов работы по гражданско-правовым договорам в общий трудовой стаж и периода военной службы по призыву в двойном размере, поэтому отсутствуют основания для осуществления перерасчета размера пенсии и, следовательно, основания для отмены решения суда.

Ссылки в жалобе на допущенные судом процессуальные нарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку судом исследованы все представленные истцом и ответчиком доказательства, им дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется. Оснований для безусловной отмены решения суда, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.

Представленный истцом в суд апелляционной инстанции ответ Совета судей Челябинской области от 13 декабря 2021 г. по жалобе на действия судьи не содержит указания на незаконность действий судьи, а содержит сообщение о том, что оценка процессуальных действий не входит в компетенцию Совета судей (л.д.65-66 том 2).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от 28 сентября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Арефьева Владимира Алексеевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 января 2022 г.