ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2733/20 от 13.10.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кудряшов А.В. № 33 – 2924/2020

№2 – 2733/2020

67RS0002-01-2020-002935-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2020 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) Шекиной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» об оспаривании решения в части признания безработной и назначения пособия по безработице с определенной даты, возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав и взыскании денежной компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) года.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя ответчика СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» о признании незаконным приказа ответчика от (дата) года в части признания ее с (дата) года безработной с назначением с указанной даты пособия по безработице, возложении на учреждение обязанности по признанию истца безработной и начислению упомянутого пособия по (дата) года из расчета <данные изъяты> руб. за месяц с (дата) года (даты регистрации в целях поиска подходящей работы) и взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., сославшись на то, что, несмотря на представление ею в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» справки о среднем заработке за последние <данные изъяты> месяца работы только (дата) года, отсутствие в распоряжении ответчика данного документа в силу действующего законодательства не являлось основанием для признания истца безработной и назначения указанного пособия именно с (дата) года, а не с момента регистрации в целях поиска подходящей работы.

Представитель ФИО1 - ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» ФИО2, возражала против удовлетворения иска.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) года исковые требования ФИО1 к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит обжалуемое решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Ссылается на незаконность и необоснованность указанного решения суда, на нарушение судом норм материального права и неправильное установление имеющих значение для дела обстоятельств. Отмечает, что обратилась по электронной почте в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, представила все необходимые документы. При этом, письмом зам. директора СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» от (дата) года была уведомлена о том, что поставлена на учет в целях содействия поиска подходящей работы (дата) года, однако для признания безработной и назначения пособия необходимо представить справку о среднем заработке за последние три месяца. В связи с чем, (дата) года она представила ее в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска». Обращает внимание на то, что в силу пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы требуется исключительно для расчета размера пособия по безработице. Ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 6 октября 2015 года № 24-П, в котором указанно, что отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца не может являться основанием для отказа в признании гражданина РФ безработным. Считает, что отказ суда первой инстанции в признании ее безработной и назначении пособия с (дата) года по причине не предоставления справки о зарплате является незаконным. Полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, не принял во внимание то обстоятельство, что ее заявление, поданное в электронном виде, было принято и зарегистрировано СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в установленном порядке. Исходя из указанных норм, считает доводы ответчика о невозможности истребования из Пенсионного Фонда сведений о ее среднем заработке за три последних месяца, являются необоснованными.

В возражениях на апелляционную жалобу СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованы доказательствами, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, ФИО1, являющаяся матерью двоих детей - ФИО4, (дата) года рождения и ФИО5, (дата) года рождения с (дата) года осуществляла трудовую деятельность в ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и (дата) года уволена по соглашению сторон.

(дата) года ФИО1 посредством электронной почты обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, после чего (дата) года была зарегистрирована в целях поиска работы.

(дата) года истец была уведомлена СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» о необходимости предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которая была представлена ею ответчику (дата) года.

На основании приказа СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» от (дата) года ФИО1 с (дата) года признана безработной с назначением с указанной даты пособия по безработице.

Не согласившись с данным приказом, ФИО1 обратилась с жалобой в Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области, письмом которого от (дата) года истцу указано на обоснованность оспариваемого решения ответчика и соответствие его требованиям действующего законодательства, после чего она вынуждена была обратиться в суд.

Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для отказа в признании ФИО1 безработной с (дата) года, с момента регистрации в целях поиска подходящей работы, поскольку представленная ею в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы была представлена только (дата) года.

При этом, суд исходил из того, что истец обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы посредством электронной почты (не через портал «Работа в России» и не через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», то есть заявление в электронной форме, заполненное в соответствии с порядком, установленным Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ФИО1 ответчику не подавалось, в связи с чем у нее сохранялась предусмотренная п.2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» обязанность по представлению справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, а также представленным в дело доказательствам.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В статье 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз. первый п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (абз. четвертый п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 названного закона (то есть занятые граждане).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют, право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Главой III Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый п. 7 Правил регистрации безработных граждан).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п. 9 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).

Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 Правил регистрации безработных граждан).

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года №460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с данными Временными правилами в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Согласно п.п.2-4,8,11,12 названных Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости населения с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. При личном обращении в центр занятости населения в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы гражданину оказывается содействие в оформлении заявления в электронной форме с использованием личного кабинета соискателя в информационно-аналитической системе или в личном кабинете единого портала. Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предоставления заявления в электронной форме. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.

Исходя из положений постановления Правительства РФ от 27 марта 2020 года №346, гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с (дата) года, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации пособие по безработице в апреле - (дата) года устанавливается в размере <данные изъяты> рублей гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с (дата) года и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - (дата) года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета <данные изъяты> рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 485 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года №346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 485) гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с (дата) года, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - (дата) года устанавливается в размере <данные изъяты> рублей; гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с (дата) года и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - (дата) года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Согласно п. 2 данного постановления, приостановлено до 1 июля 2020 года действие пунктов 13 - 16 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года №844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» пункт 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года №346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» дополнен следующим, что гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в (дата) года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета <данные изъяты> рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю). Гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после (дата) года право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий <данные изъяты> месяцев, но не позднее (дата) года, в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.

Во Временных правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года №460 пункт 2 дополнен абзацем, что при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» центр занятости населения осуществляет его регистрацию в указанной системе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) года ФИО1 посредством электронной почты обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, с приложением необходимых документов.

(дата) года истец была зарегистрирована в целях поиска работы, о чем (дата) года была уведомлена СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска», а также о необходимости предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которую истец предоставила ответчику (дата) года.

Согласно приказу СОГКУ «Центр занятости населения» от (дата) года «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» ФИО1 назначено пособие по безработице с (дата) года, установлен период выплаты пособия <данные изъяты> месяцев по (дата) года в размере <данные изъяты> рублей.

Приказом от (дата) года «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты» изменен приказ о назначении пособия по безработице ФИО1 с (дата) года. Определено начисление пособия по безработице производить по (дата) года, которое выплачивать с (дата) года по (дата) года в размере <данные изъяты> рублей; с (дата) года по (дата) года в размере <данные изъяты> % средней зарплаты гражданина (<данные изъяты> рублей) - <данные изъяты> рублей в месяц; с (дата) года по (дата) года в размере <данные изъяты> средней зарплаты гражданина (<данные изъяты> рублей) - <данные изъяты> рублей в месяц.

Как усматривается из представленных в материалы дела, приказов СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» о начислении ФИО1 пособия по безработице, размер пособия рассчитан на основании п. 13 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 года №460 и не изменился с момента предоставления истцом справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, после (дата) года.

Применяя вышеперечисленные положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, прежде всего, связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Вместе с тем, Правительство Российской Федерации установило для граждан, потерявших работу после (дата) года и признанным в установленном порядке безработными начиная с (дата) года, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другое виновное действие, предусмотренные законодательством Российской Федерации, максимальный размер пособия по безработице в размере <данные изъяты> рублей. Указанным лицам пособие по безработице назначается не выше его максимального размера.

Истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление такой справки в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.

Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 года №24-П. Из смысла нормативных положений которого следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными.

Отказывая в удовлетворении требования ФИО1 о признании незаконным приказа ответчика от 29 мая 2020 года №150Д930/2019 в части признания ее с 20 мая 2020 года безработной с назначением с указанной даты пособия по безработице, суд первой инстанции не учел указанную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также положения Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 485, согласно пункту 2 которого, приостановлено до 1 июля 2020 года действие пунктов 13 - 16 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также подачу ФИО1 заявления в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в электронном виде в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Суждение суда первой инстанции о том, что истребование СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» у ФИО1 справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы по установленной форме было обусловлено необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости, нельзя признать соответствующим требованиям закона, поскольку в решении не приведено каких-либо мотивов относительно того, что в период действия Временных правил, отсутствие при подаче документов справки о среднем заработке препятствовало СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» в поиске для ФИО1 подходящей ей работы, а также расчету пособия по безработице.

С учетом изложенного обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о признании приказа СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» от (дата) года в части признания ее безработной с (дата) года и назначении пособия по безработице с указанной даты нельзя признать законным.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Порядок компенсации морального вреда предусмотрен статьями 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, моральный вред компенсируется в случаях нарушения личных неимущественных прав гражданина либо посягательств на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, перечень которых приведен в статье 150 Гражданского кодекса РФ. Когда нарушаются имущественные права гражданина, присуждение денежной компенсации причиненного морального вреда допускается только, если это прямо предусмотрено законом.

Как следует из позиции истца, моральный вред был причинен ей в связи с неправомерным отказом ответчика в постановке на учет в качестве безработной с (дата) года и получения пособия по безработице с указанной даты.

Учитывая цель обращения истца к ответчику с требованием о признании безработной и назначении пособия по безработице с (дата) года, в данном случае имело место нарушение имущественных прав истца, которое не порождает право требования компенсации морального вреда ввиду отсутствия об этом прямого указания в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

С учетом изложенного, в силу п. 4 ч. 1 ст., п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции в указанной выше части не может быть признано законным и подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным приказа СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» от (дата) года о признании ФИО1 безработной с (дата) года и назначения пособия по безработице с указанной даты и возложении обязанности на СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» признать ФИО1 безработной и выплатить ей пособие из расчета <данные изъяты> рублей за месяц с (дата) года по (дата) - с даты постановки ее СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Руководствуясь ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от (дата) года в части отказа признания незаконным приказа СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» от (дата) года о признании ФИО1 безработной с (дата) года и назначения пособия по безработице с указанной даты отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым признать незаконным приказ СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» от (дата) в части признания ФИО1 безработной с (дата) года и назначения пособия по безработице с указанной даты.

Обязать СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» признать ФИО1 безработной и выплатить ей пособие из расчета <данные изъяты> рублей за месяц с (дата) года по (дата) года - с даты постановки ее СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: