ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2749/2021 от 22.03.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья: Макарская А.В. 26RS0001-01-2021-003053-17

Дело № 33-3-2123/2022

№ 2-2749/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 22 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Трушкина Ю.А.

судей Шетогубовой О.П., Шурловой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Сосниной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ШОИ, ПНМ на решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ШОИ к ООО «Эко-Сити» о возложении обязанности исключить задолженность, взыскании ущерба, штрафа, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Трушкина Ю.А., объяснения третьего лица – ПНМ, действующего так же в интересах истца – ШарыбаО.И., объяснения представителя ООО «Эко-Сити» - КДГ,

установила:

ШОИ обратилась в суд с иском к ООО «Эко-Сити» об исключении из предмета договора от ДД.ММ.ГГГГ суммы договора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 6 532,92 руб., в т.ч. НДС 1 088,88 руб.; исключении задолженности -4 067,63 руб., которую признать незаконно начисленной; возмещении ущерба (предоплата с июня 2019 года по июнь 2020 года) – 2 870 руб.; взыскании компенсации морального вреда - 6 857,40 руб.; штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В обоснование иска указано, что ШОИ и ПНМ являются собственниками жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ «Аграрник», 27. В период с 2012 года по май 2019 года за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами они вносили денежные средства в правление ДНТ «Аграрник». ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В июне 2020 года истцом был получен платежный документ, в котором числилась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6532 руб. Ответчик услуг по вывозу КТО не производил. Истцом за период с июня 2019 по июнь 2020 была внесена предварительная оплата – 2870 руб. Услуги ответчиком начали оказываться только с ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает начисление задолженности не правомерным, в связи с чем обратилась в суд.

В судебном заседании истец и третье лицо поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал.

Решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, ШОИ, ПНМ принесены апелляционные жалобы.

В возражениях на апелляционные жалобы ООО «Эко-Сити» просит решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Обращаясь в суд с иском, ШОИ указала, что договор с ООО «Эко-Сити» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был заключен ей ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей была начислена незаконно. Кроме того, ответчиком вплоть до ДД.ММ.ГГГГ услуги по вывозу КТО не производились.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. , исходил из того, что региональный оператор на территории <адрес> ООО «Эко-Сити» приступил к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, вывоз ТКО из территории ДНТ «Аграрник» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в соответствии с графиком и истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, таким образом, обязанность истца по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возникла с даты начала оказания услуг региональным оператором, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С таким выводом соглашается суд апелляционной инстанции, как основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми регламентированы порядок обращения с КТО и порядок заключения договора на обращение с ТКО (далее – Правила 1156).

Согласно п. 8(4) Правил , основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8(5) Правил предусмотрено, что заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).

Согласно п. 8(17) Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании части 4 статьи 24.7 Закона об отходах и пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" (далее - Правила N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) заключается по типовой форме между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления. Указанный договор является публичным.

В соответствии с пунктом 8.17 Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

При этом, отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку договор носит публичный характер в силу статьи 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления», считается заключенным по правилам пункта 8(15) Правил N 1156.

Согласно п. 30 Правил предусмотрено, что в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 148(49) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. , установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил.

Пунктом 148 (25) Правил предусмотрено, что в случае обнаружения нарушений качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель должен немедленно сообщить о них исполнителю.

Судом установлено, что на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Министерством имущественных отношений <адрес> и ООО «Эко-Сити» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> и других районов и городов <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был заключен между ООО «Эко-Сити» и ШОИДД.ММ.ГГГГ. Договором предусмотрена дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, из маршрутных журналов движения мусоровозов ООО «Эко-Сити» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что с территории ДНТ «Аграрник» осуществлялся вывоз ТКО согласно графику.

Из вышеизложенного следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком действовал договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенный на условиях типового договора.

Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов в ДНТ «Аграрник».

Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

Судьи