УИД 54RS0007-01-2020-002239-67
Судья Илларионов Д.Б. Дело № 2-2752/2020
Докладчик Быкова И.В. 33-10274/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.,
судей Никифоровой Е.А., Коваленко В.В.,
при секретаре Давиденко Д.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «03» декабря 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 19 августа 2020 года по иску ФИО1 к ООО «УКЖХ Октябрьского района» о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В.,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском ООО «УКЖХ Октябрьского района» о понуждении к совершению действий, с учетом уточнений просил обязать ответчика, ответственного за содержание дома по отоплению предоставить величину тепловой нагрузки от технических условий на подключение, которую может принять потребитель тепловой энергии за единицу времени, по адресу: <адрес>, являющейся неотъемлемой частью договора теплоснабжения, предоставить информацию о величине тепловой нагрузки.
В обоснование иска указано, что температура в квартире истца составляет 27-29 градусов Цельсия, в то время как по нормативу 20 градусов Цельсия. Это вынудило истца отключить в квартире отопительные приборы.
Истец полагает, что приобретение объема тепловой энергии дома по <адрес> происходит выше должного договорного потребления, не по тепловой нагрузке от технических условий на подключение, температура в квартирах дома ненадлежащего качества, выше санитарных норм.
Тепловая нагрузка 0,259 Гкал/час определена МУП «ТЭРС» в 2008 году, год постройки дома 1962. Тепловые нагрузки от технических условий на подключение - это нагрузки в проектной документации дома. Реконструкции здания, повлекшее увеличение тепловой нагрузки не было, ремонстрации здания не было. Собственники здания за увеличение тепловой нагрузки денежные средства не вносили.
Истец полагает, что тепловая нагрузка от технических условий на подключение дома, <адрес> - 0,181602 Гкал/час, а не принятая в 2008 году - 0,259 Гкал/час.
В ответе на обращение истца в ООО «УКЖХ Октябрьского района» о предоставлении величины тепловой нагрузки по отоплению от технических условий на подключение лицо, ответственное за содержание дома, представило общую суммарную тепловую нагрузку не от технических условий на подключение (отопление, горячее водоснабжение 0,406330 Гкал/ч).
В ответе на обращение истца в теплоснабжающую организацию СГК (Сибирская генерирующая компания) указано, что между АО «СИБЭКО» и ООО «УКЖХ Октябрьского района» заключен и действует договор ресурсоснабжения №9482 от 07.07.2011, в котором тепловая нагрузка по отоплению дома по <адрес> составляет 0,259 Гкал/час. Данная тепловая нагрузка не от технических условий (Закон 190-ФЗ ст.15 п.8). Договорный объем приобретения тепловой энергии дома определен в отношении этой тепловой нагрузки (Закона 190-ФЗ ст. 15 п. 3).
На обращение в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области ответа не последовало.
В обоснование изложенной позиции истец ссылается на Постановление Правительства РФ №808 п. 21, пп. «в», согласно которому условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя, а также на положения п. 42 данного Постановления.
Также истец ссылается на Приказ Минрегионразвития РФ от 28.12.2009 №610, раздел III, п. 11 пп. 2. В данных правилах не имеется изменений (пересмотра) тепловых нагрузок по инициативе администрации, теплоснабжающей организации.
Истец также приводит положения ст. 2 п. 31, ст. 14 п. 8, ст. 15 п. 1 Закона №190- ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».
В ходе рассмотрения дела истцом были представлены дополнения к исковому заявлению, содержащие ссылки на Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2018 года №787 (п.п. «а» п. 10, п.п. «е» п. 25). Истец полагает, что в управляющей компании величина тепловой нагрузки дома по Методике, определенной в Правилах установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок выше, чем в ТСЖ, на 30-40%.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 19.08.2020 в удовлетворении иска ФИО1 к ООО «УКЖХ Октябрьского района» о понуждении к совершению действий - отказано.
С постановленным решением не согласился истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что он является потребителем тепловой энергии, которую оплачивает по показаниям ОДПУ. В отношении установленной в договоре величины тепловой нагрузки на отопительный период определяется предполагаемый договорной объем приобретения тепловой энергии данного дома.
Апеллянт ссылается на п. 4 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утв. Приказом Минрегионразвития РФ №610 от 28.12.2009, согласно которому установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления в договоре энергоснабжения соответствующих величин на основании заявки потребителя, а не по инициативе теплоснабжающей организации.
От договорного объема приобретения тепловой энергии в отношении конкретного дома определяется норматив потребления. Однако в доме истца по <адрес> договор приобретения тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части отопления заключен и действует по неустановленной величине тепловой нагрузки, что влечет невозможность разделения величин потребления тепловой энергии на индивидуальное и общедомовое и исключает возможность отказа потребителя от оплаты индивидуального потребления в случае отключения централизованного отопления.
Представителем ответчика ООО «УКЖХ Октябрьского района» ФИО2 поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что требования истца неясны, истцом не мотивировано, чем ответчик нарушил его права, и как они могут быть восстановлены в случае удовлетворения иска по заявленным требованиям. Управляющая компания предоставляет потребителям всю определенную законом информацию относительно оказываемых услуг. Информацию о тепловой нагрузке ответчик в силу закона предоставлять не должен, однако предоставлял в ответах от 18.02.2013 и от 27.07.2015, которые не удовлетворили истца и послужили основанием для обращений в суд. Мировыми судьями и районным судом неоднократно было отказано истцу в удовлетворении различных исков к управляющей организации и ресурсоснабжающим компаниям.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником квартиры <адрес>. Данное обстоятельство истцом не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Вступившим в законную силу решения Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 14.10.2013 г. по гражданскому делу № 2-4086/2013 установлено, что во исполнение требований закона на общем собрании собственников помещений указанного многоквартирного дома было принято решение об установке общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего и холодного водоснабжения, что подтверждено представленным истцом в дело протоколом общего собрания от 01.05.2012 г. Во исполнение данного решения общего собрания и требований федерального закона ответчиком как управляющей организацией был заключён договор подряда от 22.08.2012 г. с ООО «Технологии поставок». В дополнительном соглашении от 14.09.2012 г. к данному договору указано, что подрядчик производит установку двух узлов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом доме <адрес>. Согласно актам первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 13.11.2012 г. дирекцией по сбыту тепловой энергии ОАО «СИБЭКО» осмотрены и допущены в эксплуатацию установленные в данном доме приборы учета. В указанном решении судом сделан вывод о том, что установка приборов учета осуществлена управляющей компанией на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме во исполнение императивного требования федерального закона.
На обращение ФИО1 ООО «УКЖХ Октябрьского района» был дан ответ на его обращение от 17.01.2020 о том, что суммарная тепловая нагрузка на многоквартирный дом по <адрес> составляет 0,406330 Гкал/ч (л.д.37).
Согласно ответу АО «СИБЭКО» от 17.02.2020 на обращение ФИО1. между АО «СИБЭКО» и исполнителем коммунальных услуг ООО «УКЖК Октябрьского района» в многоквартирном доме по <адрес> заключен и действует договор ресурсоснабжения №9482 от 07.07.2011, в который включена жилая часть данного многоквартирного дома. При наличии заключении договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, оформление договорных отношений между собственниками квартир и АО «СИБЭКО» действующим законодательством не предусмотрено. В ответе сообщено, что максимальная тепловая нагрузка дома составляет 0,4217 Гкал/ч, в том числе, по отоплению 0,2590 Гкал/ч. по горячему водоснабжению 0,1627 Гкал/ч (л.д. 39).
Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции руководствовался норами постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 № 354, ФЗ « О теплоснабжении», ст.ст. 539, 544 ГК РФ, ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу о том, что истцу была предоставлена информация о величине тепловой нагрузки многоквартирного дома <адрес>. Принятая тепловая нагрузка в многоквартирном доме не противоречит действующему законодательству в области теплоснабжения, обратное не доказано. Нарушение прав истца ответчиком не доказано.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью и законностью принятого решения, не усматривая оснований для его отмены по довода В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 19 данного закона количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 1 данной статьи производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее, чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), либо максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления (в ценовых зонах теплоснабжения - порядок его определения) и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению ( п. 44 Постановления Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Как указано в п. 20 ст. 2 данного Федерального закона, схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Частью 15 ст. 14 названного Федерального закона предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Из взаимосвязанных положений ст.ст. 2, 29, 36 ФЗ от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности ( под.п. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от 07.05.2015 года, принятому по делу N АКПИ15-198 и оставленному в силе Апелляционным Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2015 года N АПЛ15-330, предусмотренный ч. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" запрет, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
При этом действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Принимая во внимание, что АО «СИБЭКО» в письме от 17.02.2020 на обращение ФИО1 предоставило информацию, что максимальная тепловая нагрузка дома составляет 0,4217 Гкал/ч, в том числе, по отоплению 0,2590 Гкал/ч. по горячему водоснабжению 0,1627 Гкал/ч (л.д. 39), вывод суда об отсутствии нарушения прав истца является обоснованным, так как информация о величине тепловой нагрузки многоквартирного дома <адрес> была предоставлена. Заключение отдельного договора с собственником жилого помещения в многоквартирном доме закон не предусматривает, на что обосновано суд указал в решении.
Нарушений прав потребителя судом не установлено. Протоколов замера тепловой подачи в квартире истца, со значительным отступлением в сторону уменьшения от предусмотренного законом норматива, нет. Напротив, истец утверждает обратное.
Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Заявителем апелляционной жалобы каких-либо дополнительных доказательств, которые могли бы повлиять на выводы суда, не представлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 19 августа 2020 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи