ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2778/2021 от 09.09.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-6299/2021

№ 2-2778/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2021 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,

с участием прокурора Христич Т.В.,

при секретаре Комаровой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смирнова М.С. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 мая 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Смирнова М.С. к администрации г. Оренбурга об отмене приказа об увольнении, отмене записи в трудовой книжке, восстановлении в должности с определенной даты, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения истца Смирнова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Оренбурга и УСДХ администрации г.Оренбурга Котовой Н.А., просившей в удовлетворении жалобы отказать, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия

установила:

Смирнов М.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что с 17 марта 2020 года по трудовому договор принят в Управление по организации дорожного движения администрации г. Оренбурга ( далее по тексту УОДД администрации г.Оренбурга), работал в должности ведущего специалиста. Решением Оренбургского городского совета «О ликвидации Управления по организации дорожного движения администрации г. Оренбурга» от 01 декабря 2020 года, предусмотрено, что права, обязанности и обязательства ликвидируемого Управления от имени администрации г. Оренбурга осуществляются управлением строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, что свидетельствует о фактической реорганизации юридического лица, в связи с чем работодатель был обязан соблюдать трудовые права работников, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации. 25 января 2021 года истец получил уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации. Приказом от 29 января 2021 года в соответствии с его согласием на расторжение трудового договора был уволен 03 февраля 2021 года по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, что, по его мнению, является неправомерным, поскольку ликвидации Управления фактически не было, его права и обязанности полностью перешли другому лицу, в связи с чем ему работодатель обязан был предложить иные вакантные должности, что сделано не было, о сокращении штатов приказов и распоряжений не издавалось. Истец также ссылался на неверное указание в трудовой книжке пунктов статьи 81 ТК РФ и несвоевременную выдачу трудовой книжки. Истец просил суд: отменить приказ администрации г.Оренбурга управления по организации дорожного движения от 29 января 2021 года об увольнении как незаконный; обязать ответчика отменить запись в его трудовой книжке как незаконную; восстановить его в должности ведущего специалиста отдела обеспечения организации дорожного движения администрации города Оренбурга с 04 февраля 2021 года; обязать ответчика выплатить ему за все время вынужденного прогула денежное содержание с учётом квартальных премиальных выплат, установленных положением, на день вступления решения в законную силу.

Определениями суда от 12 апреля 2021 года, 28 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга (далее по тексту УСДХ администрации г. Оренбурга), Управление по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга (далее по тексту - УОДД администрации г. Оренбурга).

В судебное заседание суда первой инстанции истец Смирнов М.С. не явился, судом о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Котова Н.А., действующая от имени администрации г. Оренбурга на основании доверенности от 22 марта 2021 года , представляющая также интересы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: УСДХ администрации г. Оренбурга – на основании доверенности от 05 марта 2021 года , УОДД администрации г. Оренбурга – на основании доверенности от 28 мая 2021 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, полагая, что нарушения закона при увольнении истца в связи с ликвидацией Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга отсутствуют, сама ликвидация повлекла прекращение деятельности юридического лица и не являлась реорганизацией.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Смирнова М.С. к администрации г. Оренбурга об отмене приказа об увольнении, отмене записи в трудовой книжке, восстановлении в должности с определенной даты, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказано.

В апелляционной жалобе Смирнов М.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем получения судебного извещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Судебная коллегия в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации рудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Частью 2 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

В соответствии с частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно части 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как установлено судом и следует из материалов дела Смирнов М.С. 17 марта 2020 года принят в Управление по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга на муниципальную службу на должность ведущего специалиста отдела обеспечения организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении по организации дорожного движения администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года N 563, Управление по организации дорожного движения администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству.

В силу пункта 1.9 Положения об Управлении по организации дорожного движения администрации города Оренбурга реорганизация и ликвидация Управления осуществляются в соответствии с действующим законодательством на основании решения Оренбургского городского Совета.

Оренбургский городской совет решением от 01 декабря 2020 года № 27 "О ликвидации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга" решил ликвидировать отраслевой (функциональный) орган Администрации г.Оренбурга – Управление по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга; установить, что права, обязанности, обязательства в сфере деятельности УОДД администрации г.Оренбурга осуществляются от имени Администрации г.Оренбурга управлением строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга.

Решение опубликовано 09 декабря 2020 года в выпуске газеты «***».

Постановлением Главы Администрации г. Оренбурга от 19 января 2021 года № 72-п "О проведении процедур по ликвидации УОДД администрации г.Оренбурга" в рамках проведения процедур по ликвидации указанного отраслевого органа Администрации г.Оренбурга назначена ликвидационная комиссия, которой поручено в течение пяти рабочих дней со дня принятия настоящего постановления работников управления о предстоящем расторжении трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

25 января 2021 года Смирнову М.С. вручено уведомление о расторжении трудового договора на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией Управления по организации дорожного движения администрации города Оренбурга. От Смирнова М.С. 26 января 2021 года в адрес председателя ликвидационной комиссии поступило заявление о досрочном расторжении трудового договора и просьбой выплатить дополнительную компенсацию в размере среднего заработка.

Приказом от 29 января 2021 года председателя ликвидационной комиссии УОДД администрации г.Оренбурга Смирнов М.С. уволен 03 февраля 2021 года в связи с ликвидацией УОДД администрации г.Оренбурга на основании письменного согласия Смирнова М.С. на прекращение трудового договора и увольнение до истечения срока предупреждения по п. 1 ч. 1 ст. 81, ч. 1 ст. 178, ч. 3 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данным приказом в трудовую книжку истца 03 февраля 2021 года внесена запись о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией УОДД администрации г. Оренбурга по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Приказом предусмотрена выплата Смирнову М.С. выходного пособия в размере среднего месячного заработка, дополнительной компенсации в размере среднего месячного заработка за период с 04 февраля 2021 года по 26 марта 2021 года и денежной компенсации за неиспользованные 30 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска.

Основанием к увольнению Смирнова М.С. указано: решение Оренбургского городского совета от 01 декабря 2020 года «О ликвидации УОДД администрации г. Оренбурга», постановление Администрации г.Оренбурга от 19 января 2021 года «О проведении процедур по ликвидации УОДД администрации г. Оренбурга», уведомление от 25 января 2021 года о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией УОДД администрации г.Оренбурга, согласие Смирнова М.С. на прекращение трудового договора и увольнение до истечения срока предупреждения об увольнении в соответствии с частью 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Смирнов М.С. полагает, что его увольнение по названному основанию является незаконным, поскольку по его мнению фактически были проведены мероприятия по реорганизации и сокращению штата работников Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга, а не ликвидация Управления.

Проверяя указанные доводы суд установил, что решений о реорганизации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга Оренбургским городским советом не принималось.

Положения Устава г.Оренбурга предоставляют Оренбургскому городскому Совету полномочия по утверждению и изменению структуры Администрации г.Оренбурга (п.5 ч.2 ст.27 Устава).

Действия необходимые для проведения ликвидации, предусмотренные статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, органом, принявшим решение о ликвидации Управления, были приняты, Администрации г.Оренбурга было поручено провести процедуры по ликвидации УОДД администрации г.Оренбурга и внесению записи в государственный реестр юридических лиц; поручено провести организационно-штатные мероприятия в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Фактических действий, свидетельствующих о реорганизации Управления, проведено не было, передаточный акт не составлялся, штатные единицы не перемещались.

Из представленных штатных расписаний суд установил: штат УОДД администрации г. Оренбурга с 01 января 2020 года состоял из семи штатных единиц, включая начальника управления, в Управлении были организованы 2 отдела: отдел обеспечения организации дорожного движения с количеством 3 штатных единиц (в т.ч. начальник отдела – заместитель начальника управления, главный специалист, ведущий специалист), отдел по финансам и экономике с количеством 3 штатных единиц (в т.ч. начальник отдела, ведущий специалист, делопроизводитель); в штатное расписания УСДХ администрации г.Оренбурга с 19 марта 2021 года введена должность заместителя начальника управления по обеспечению безопасности дорожного движения, организован отдел технического сопровождения программы по обеспечению безопасности дорожного движения со штатом в количество 2 единиц, в том числе начальник отдела и ведущий специалист, в юридическом отделе введена штатная единица главного специалиста, 2 штатных единицы по должности ведущего специалиста введено в отдел капитального строительства и благоустройства общественных территорий.

Разрешая исковые требования Смирнова М.С. о признании незаконным увольнения на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и восстановлении на работе, суд первой инстанции со ссылкой на положения Трудового кодекса Российской Федерации, Устав муниципального образования город Оренбург, установив ликвидацию Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга и, принимая во внимание соблюдение порядка увольнения в связи с ликвидацией организации, пришел к выводу о законности увольнения Смирнова М.С. по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидация организации).

При этом суд первой инстанции исходил из того, что Оренбургский городской Совет, принимая решение о ликвидации отраслевого (функционального) органа администрации г.Оренбурга – Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Доводы истца о том, что фактически была реорганизация Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга, суд отклонил, указав, что факт ликвидации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга в установленном законом порядке на основании Решения Оренбургского городского Совета от 1 декабря 2020 года нашел свое подтверждение в судебном заседании, при этом, перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам не произошло, определение в пункте 2 решения Оренбургского городского совета от 01 декабря 2020 года иного юридического лица (отраслевого органа), ответственного за исполнение правомочий и обязательств администрации г.Оренбурга, входивших в сферу деятельности УОДД администрации г.Оренбурга, при условии совпадения целей, задач и функций не может свидетельствовать о том, что произошло правопреемство.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствую установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что полномочия ликвидируемого отраслевого органа перешли к другому отраслевому органу администрации г.Оренбурга, созданы дополнительные рабочие места согласно штатному расписанию, должности имеют схожие наименования, с 19 марта 2021 года в Управлении строительства и дорожного хозяйства появился отдел по обеспечению безопасности дорожного движения, УСДХ выступило учредителем МБУ «Центр организации дорожного движения города Оренбурга», ранее учредителем являлось управление по безопасности дорожного движения, что свидетельствует о незаконности увольнения в связи с ликвидацией, а не реорганизацией, невыполнение норм трудового законодательства, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Из материалов дела следует, что правомочным органом Оренбургским городским советом принято решение от 1 декабря 2020 года "О ликвидации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга", которое опубликовано 09 декабря 2020 года в выпуске газеты «***».

То обстоятельство, что в связи с ликвидацией Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга были переданы полномочия для выполнения возложенных на администрации г.Оренбурга задач в сфере муниципальной политики в области организации дорожного движения, содержания технических средств организации дорожного движения, не свидетельствует о реорганизации Управления и о том, что произошло правопреемство.

Так, решений о реорганизации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга уполномоченным органом не принималось.

Все действия необходимые для проведения ликвидации, предусмотренные статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, органом, принявшим решение о ликвидации Управления, были приняты, Администрации города Оренбурга было поручено провести процедуры по ликвидации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга и внесению записи в государственный реестр юридических лиц; поручено провести организационно-штатные мероприятия в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, создана ликвидационная комиссия.

Фактических действий свидетельствующих о реорганизации Управления проведено не было, передаточный акт не составлялся.

Кроме этого, принятие решения о ликвидации структурного подразделения, изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок увольнения Смирнова М.С. был соблюден.

Фактически доводы апелляционной жалобы истца в части оспаривания ликвидации Управления по организации дорожного движения администрации г.Оренбурга направлены на переоценку выводов суда и иную оценку исследованных судом доказательств, что не является основанием для отмены постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьями 328 – 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова М.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2021 года.