ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-277/2021 от 15.09.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Зотова А.Ю. №33-17334/2021

№2-277/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2021г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.,

судей Головнева И.В., Шинкиной М.В.

при секретаре Бархо В.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 21 мая 2021 г. Заслушав доклад судьи Хомич С.В., судебная коллегия

установила:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании социальной выплаты, ссылаясь на то, что в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» истцом ответчику в 2015 году была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской
местности в размере 1 053 553 руб.

Одним из условий предоставления указанной выплаты являлось обязательство члена молодой семьи работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты. При этом орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи обязательства работать у работодателя по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты.

Как указал истец, данное условие ответчиком нарушено, так, получив денежные средства 26 июня 2015 г., ответчик, между тем, с 29 января 2018 г. осуществляет деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, которая не относится к деятельности, осуществляемой в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Истец 25 декабря 2020 г. направил в адрес ответчика претензию с требованием возвратить полученную социальную выплату в размере 1 053 553 руб. в срок до 20.01.2021 в связи с нарушением принятых на себя обязательств, однако данное требование оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 1 053 553 руб., полученные в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, из которых в счет возмещения средств федерального бюджета 482 762 руб.; в счет возмещения средств областного бюджета 570 791 руб.

Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 21 мая 2021 г. исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области оставлены без удовлетворения.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при существенном нарушении норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указывает, что социальная выплата представляется молодой семье в случае осуществления хотя бы одним из членов молодой семьи трудовой деятельности по трудовому договору или индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Однако данное условие получателем социальной выплаты ФИО1 нарушено. Так, ответчиком с 29.01.2018 осуществляется основной вид деятельности - предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, которая не относится к деятельности, осуществляемой в агропромышленном комплексе или социальной сфере. Соответственно, по мнению апеллянта, ФИО1 нарушены условия предоставления социальной выплаты, предусмотренные подпунктом 3.1.1 пункта 3.1, подпунктом 3.9.1 пункта 3.9 раздела 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области №76 от 29 января 2014г.

ФИО1 поданы письменные возражения, в которых она опровергает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика, представителя третьего лица Администрации Зимовниковского района Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, полагавшего решение суда подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Постановления Правительства Ростовской области от 29 января 2014г. №76 «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета», и исходил из того, что в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» между истцом и ответчиком 18 июня 2015 г. был заключен договор №55 о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам.

Суд отметил, что по существу заявленные истцом требования предполагают расторжение указанного договора в связи с существенным нарушением ответчиком содержащихся в нем условий.

Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения договора или истребования социальной выплаты, предоставленной по указанному договору, установив, что ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность в сельской местности в течение 5 лет, а также осуществляла действия по разведению свиней, что свидетельствует об отсутствии нарушений с ее стороны при исполнении договора.

С приведенными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены, либо изменения решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает.

В силу пунктов "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ч. 2 ст. 1).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1).

В соответствии с пп. "а" п. 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 "О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Типовое положение в п. 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно пп. "а" п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Абзацем 1 п. 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пп. "а" п. 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (п. "б" п. 43 Типового положения).

Как следует из материалов дела, 18 июня 2015 г. ФИО1 было получено Свидетельство, согласно которому она является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года».

18 июня 2015 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, ФИО1 и Администрацией Зимовниковского района Ростовской области был заключен трехсторонний договор о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам № 55.

В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Договора указанная социальная выплата предоставляется строго для целевого использования, а именно, для финансирования расходов по строительству (приобретению) жилья в сельской местности. Размер социальной выплаты составил 482 762 руб. – из средств федерального бюджета, 570 791 руб. – из областного бюджета.

Согласно п. 3.2.7 Договора ответчик приняла на себя обязательство работать у работодателя по трудовому договору либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность не менее 5 лет с момента выдачи Свидетельства от 18.06.2015.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области указало на то, что с 29 января 2018 г. ФИО1 осуществляет деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, которая не относится к деятельности, осуществляемой в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Между тем, как следует из выписки из ЕГРИП ФИО1 в период с 03.02.2014 по 07.10.2020 была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

Основными видами деятельности ФИО1 являлись – разведение свиней; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Согласно, справке ИП А.А.С. ФИО1 в период с 15.01.2018 по 31.07.2020 занималась разведением свиней в количестве от 7 до 10 голов.

При таких обстоятельствах, поскольку совокупностью имеющихся в материалах делах письменных доказательств подтверждается факт осуществления ФИО1 на протяжении 5 лет с момента выдачи Свидетельства на получении субсидии (18.06.2015) индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном в Зимовниковском районе Ростовской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении ответчиком условий предоставления этой выплаты, обоснованно отказав истцу в истребовании предоставленной субсидии.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, поскольку таковые не опровергают законность и обоснованность принятого по делу решения, а в основном, сводятся к выражению несогласия с оценкой доказательств, которую дал суд первой инстанции, а также основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, позиция заявителя жалобы о том, что ответчик с 29.01.2018 осуществляла деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, что свидетельствует о нарушении ею условий предоставления социальной выплаты, предусмотренных Положением о порядке предоставления социальных выплат, судебной коллегией признается необоснованной, противоречащей собранным по делу письменным доказательствам.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ФИО1 в период с 03.02.2014 осуществляла в качестве основного вида деятельности – разведение свиней.

С 29.01.2018 ФИО1 внесены сведения в ЕГРИП об осуществлении в качестве дополнительного вида деятельности - предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

При этом то обстоятельство, что предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты осуществлялось в качестве дополнительного вида деятельности, подтверждается Листом записи ЕГРИП, из которого следует, что только 22 июля 2020 г. основной вид деятельности «разведение свиней» и дополнительный вид деятельности «предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» были исключены из реестра с указанием основного вид деятельности «предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» (л.д. 82).

Само по себе внесение ФИО1 сведений о дополнительном виде деятельности «предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» в ЕГРИП 29.01.2018, не опровергает тот факт, что она продолжила осуществлять предпринимательскую деятельность по разведению свиней, а, следовательно, соблюдать как условия Положения о порядке предоставления социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области №76 от 29 января 2014г., так и трехстороннего договора от 18.06.2015.

Доказательств обратного апеллянтом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда в обжалованной части соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области нет.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 21 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2021г.