ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2784/2021 от 21.10.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Белоцерковская Л.В. Дело № 2-2784/2021

Докладчик Сляднева И.В. Дело №33-10117/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Слядневой И.В.

судей Давыдовой И.В., Жегалова Е.А.

при секретаре Лымаренко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 октября 2021 года гражданское дело по иску ШАА к Акционерному обществу «Новосибирскэнергосбыт» о признании действий незаконными, о предоставлении ответа на обращение в надлежащей форме, поступившее с апелляционной жалобой ШАА на решение Калининского районного суда г.Новосибирска от 28 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Слядневой И.В., объяснения ШАА и представителя АО «Новосибирскэнергосбыт» МНП, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ШАА обратился в суд с иском к АО «Новосибирскэнергосбыт», в котором просил признать незаконными действия ресурсоснабжающей организации - исполнителя коммунальных услуг АО «Новосибирскэнергосбыт» по неисполнению обязанности по размещению ответа на обращение истца (номер обращения <данные изъяты>, дата отправки обращения 29.04.2021г.) в его личном кабинете на официальном сайте ГИС ЖКХ.

Кроме того, истец просил обязать ответчика исполнить обязанность по направлению ему ответа в соответствии с требованием законодательства – ч.4 ст. 165 ЖК РФ, ФЗ от 21.07.2014 № 209 -ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016, разместив в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу ответ на обращение истца в АО «Новосибирскэнергосбыт» в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016г. № 2004-СТ), на веб- странице официального сайта Госуслуги портала ГИС ЖКХ в личном кабинете потребителя ШАА

В обоснование иска ШАА указал, что 29.04.2021 направил путем заполнения специальной формы в своем личном кабинете веб страницы на портале ГИС ЖКХ официального сайта Госуслуги в адрес ресурсоснабжающей организации АО «Новосибирскэнергосбыт» обращение «О добровольном возврате ошибочно перечисленных средств по платежному поручению от 12.04.2021г.» (номер обращения <данные изъяты>, дата отправки обращения 29.04.2021г.)

В обращении истец указал, что 12.04.2021 при оплате за электрическую энергию за ноябрь, декабрь 2020г. неправильно указал расчетный счет АО «Новосибирскэнергосбыт» в платежном поручении от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому просил ответчика добровольно возвратить ошибочно перечисленные денежные средства по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. по реквизитам, указанным истцом.

После подачи обращения, осмотрев информацию в личном кабинете на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ, он установил, установлено, что ответчиком размещен ответ следующего содержания: «Добрый день! По вашему вопросу зарегистрировано обращение № <данные изъяты> Статус обращения Вы можете отслеживать на сайте <данные изъяты>

Однако требования к оформлению ответов на запросы и обращения граждан, установлены «ГОСТ Р 7.0.97-2016.», в силу которого при подготовке ответа используется фирменный бланк организации или бланк письма должностного лица компании - директора, руководителя юридической или кадровой службы. Содержание текстовой части ответа на обращение гражданина должно соответствовать содержанию его письма. Задача исполнителя, который готовит ответ – предоставить исчерпывающую информацию, четко и ясно дать обоснование предлагаемых решений и мер, чтобы у адресата не появилось дополнительных поводов обращаться по тому же вопросу.

В связи с этим истец считает, что содержание текстовой части ответа не соответствует содержанию его обращения. Информация о рассмотрении обращения истца от 29.04.2021 не размещена АО «Новосибирскэнергосбыт» на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ в личном кабинете ШАА, что является нарушением законодательства. В иске просил обязать ответчика устранить данное нарушение.

Решением Калининского районного суда г.Новосибирска от 28 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований ШАА к АО «Новосибирскэнергосбыт» о признании действий незаконными, о предоставлении ответа отказано.

С указанным решением не согласился ШАА

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права.

Также полагает, что факт нарушения ответчиком прав истца ШАА как потребителя коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации нашел свое подтверждение в материалах дела, поскольку ответчиком не предоставлен письменный ответ на бланке организации, подписанный руководителем организации или уполномоченным им лицом и зарегистрированный в журнале исходящей корреспонденции, с доказательствами направления его по почтовому адресу, указанному в электронном обращении истца.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда явились стороны, дали соответствующие пояснения.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст. 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

На основании п.40 ч.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в системе должна размещаться информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

В соответствии с п.7.2 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (ред. от 11.09.2020) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", ответ на обращение и документы, являющиеся приложениями к ответу на обращение, либо сообщение о возвращении обращения, направленного по вопросам, не относящимся к компетенции ресурсоснабжающей организации, размещается в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на который ссылается истец, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Частью 4 этой же статьи 10 закона предусмотрено, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Однако по смыслу приведенных норм, гражданин имеет право на рассмотрение компетентным государственным органом, должностным лицом его обращения и получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, когда такой орган выполняет публичные функции.

При этом, как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 N 1709-О, положения ч.4 ст.10 федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гарантируют гражданам направление ответа на их обращение в той форме, в какой оно было направлено в соответствующие органы, и не нарушают конституционные права граждан.

Частью 5 ст. 165 ЖК РФ при этом предусмотрено, что порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлены формы и форматы электронных документов, размещаемых в системе, а также состав информации, размещаемой в системе в соответствии с такими формами.

В частности, Приказом Минкомсвязи России N 53, Минстроя России N 82/пр от 17.02.2016 утверждены только форма электронного паспорта многоквартирного дома, форма электронного паспорта жилого дома, форма электронного документа о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, в соответствии с которыми должна быть размещена информация в системе.

При этом, как уже было указано выше, в п.7.2 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (ред. от 11.09.2020) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", специальных требований к ответам на обращения с документами, являющимися приложениями к ответам на обращения, либо сообщениям о возвращении обращений, направленных по вопросам, не относящимся к компетенции ресурсоснабжающей организации, не установлено. Указано только, что они размещаются в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд 1 инстанции установил, что обращение ШАА рассмотрено ответчиком по существу поставленного в нем вопроса, ответ дан в установленный срок, нарушений порядка рассмотрения обращения не установлено.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда 1 инстанции обоснованными, соответствующими нормам материального права и представленным доказательствам.

Так, из скриншота записей, размещенных в личном кабинете ШАА на сайте ГИС ЖКХ 29 апреля 2021г., следует, что истец через личный кабинет в ГИС ЖКХ обратился в адрес АО «Новосибирскэнергосбыт» с заявлением о возврате ошибочно перечисленных им денежных средств по платежному поручению от 12.04.2021г.

Обращению присвоен .

30 апреля 2021г. в личном кабинете ГИС ЖКХ истца ШАА размещен ответ о том, что обращение зарегистрировано АО «Новосибирскэнергосбыт» с присвоением номера № <данные изъяты> Статус обращения можно отслеживать на сайте <данные изъяты>л.д.9-12).

17 мая 2021г. в личном кабинете ГИС ЖКХ истца ШАА был размещен ответ о том, что по его обращению осуществлен возврат денежных средств (л.д.40). То есть ответы были размещены в той же форме, что и обращение гражданина –в электронной, что закону не противоречит.

В судебном заседании истец ШАА не оспаривал того обстоятельства, что денежные средства ему также возвращены в установленный срок.

Таким образом, ответ был своевременно размещен ресурсоснабжающей организацией АО «Новосибирскэнергосбыт» в системе в соответствии с требованиями ч.4 ст.165 ЖК РФ, в связи с чем права ШАА не нарушены.

Несогласие истца с техническим оформлением ответа не свидетельствует о незаконности действий ресурсоснабжающей организации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с п.1 ГОСТ Р7.0.97-2016, названный стандарт распространяется на иные организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др.

Кроме того, особо следует отметить, что Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами(ст.1 закона).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2012 года N 19-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан соответствующими организациями и должностными лицами предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.

При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.

В рассматриваемом случае правоотношения истца с ответчиком как ресурсоснабжающей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении ответчиком публично значимых функций. Следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о порядке оформления ответов на обращения граждан для ответчика не обязателен.

Верен вывод суда и о том, что на данные правоотношения сторон не распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку ст.10 указанного закона регламентирует вопросы предоставления потребителям информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора, с учетом правила о том, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

То есть из данной нормы права следует, что нарушением прав потребителя является не предоставление исполнителем такой необходимой и достоверной информации об услуге, которая обеспечивает возможность правильного выбора предоставляемой услуги. В данном случае правоотношения возникли из информационного взаимодействия по другому вопросу.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом 1 инстанции доказательств, проверены судом и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, поскольку основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Судебная коллегия полагает, что нормы материального права к отношениям сторон применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений не допущено. Поэтому оснований к отмене обжалуемого судебного акта по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калининского районного суда г.Новосибирска от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ШАА – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи