ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-278/20 от 01.04.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-278/2020 (№ 33-679/2021) судья Худяков В.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Гудковой М.В., Дмитриевой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Жуковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

01 апреля 2021 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе Администрации Зубцовского района Тверской области

на решение Зубцовского районного суда Тверской области

от 27 ноября 2020 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту жилищных прав Образцовой Е.А. к Администрации Зубцовского района Тверской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить в полном объеме, а к Министерству социальной защиты населения Тверской области отказать в полном объеме.

Обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области предоставить Образцовой Е.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный в размере не менее 28 квадратных метров общей площади».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Образцовой Е.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Зубцовского района Тверской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Зубцовского района Тверской области по обращению Образцовой Е.А. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Образцова Е.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Образцова Е.А. проживала вместе с матерью без регистрации по месту жительства: <адрес>,
<адрес>.

Постановлением ГКУ Тверской области «Центр социальной защиты населения» Оленинского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. включена в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения.

В соответствии с выпиской из протокола Комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, от ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. внесена в данный список.

ДД.ММ.ГГГГ у Образцовой Е.А. родился ребенок.

ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. окончила ГБПОУ «Старицкий колледж» города Старица Тверской области.

До настоящего времени жилое помещение Образцовой Е.А. не предоставлено.

Образцова Е.А. зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>.

Согласно сведениям Министерства социальной защиты населения Тверской области, в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение Образцовой Е.А. жилым помещением планируется на территории Зубцовского района.

Прокурор просит возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области, Администрацию Зубцовского района, в пределах предоставленных полномочий, предоставить Образцовой Е.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной в размере не менее 28 квадратных метров общей площади.

Прокурор Кудрявцева Ю.Р. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Зубцовского района Тверской области Меладзе Д.А. исковые требования не признал, пояснив, что Образцова Е.А. включена в список на обеспечение жилым помещением в
2021 году.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Зубцовского района Тверской области Чеботарёва Л.А. поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск Министерства социальной защиты населения Тверской области.

Ответчик Министерство социальной защиты населения Тверской области, извещенный о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил оставить исковые требования к Министерству социальной защиты населения Тверской области без удовлетворения, указав, что Образцова Е.А. не включена в список для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на 2020 год из-за недостаточности средств. Внести изменения в список невозможно, так как согласно такому списку закладываются денежные средства в виде субвенций в областном бюджете Тверской области, утверждаемом законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, принимаемый Законодательным Собранием Тверской области. Исковые требования в части возложения обязанности на Администрацию Зубцовского района по предоставлению жилья Образцовой Е.А. в 2021 году полагает возможным удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.

Истец Образцова Е.А., извещенная о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Зубцовского района Тверской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Администрация Зубцовского района указывает, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Следовательно, исполнение администрацией, как органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, возможно только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования городского поселения – город Зубцов на соответствующие цели, но были перечислены бюджетом субъекта федерации. Решение вопросов социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и относится к расходным обязательствам бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Тверской области.

На апелляционную жалобу Прокуратурой Зубцовского района Тверской области представлены возражения, в которых указано на законность обжалуемого решения суда.

Прокурор Валайтус А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.

Истец Образцова Е.А., ответчики Администрация Зубцовского района Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» Зубцовского района Тверской области, Министерство финансов Тверской области, извещенные о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.

С учетом статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.

Изучив дело, заслушав объяснения прокурора Валайтус А.А., полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав принятые судом апелляционной инстанции, новые доказательства, в связи с неполным определением судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела, невыполнением требований статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности суда предложить предоставить дополнительные доказательства, в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу части 1 указанной статьи каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 11
«О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года
№ 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом, выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Исходя из положений статей 67, 71, 195-198 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Обжалуемое решение указанным требованиям не соответствует.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не привел в решении фактические обстоятельства дела, которые признал установленными, доказательства, в подтверждение этих обстоятельств, не дал оценки имеющимся по делу доказательствам, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Определяя обстоятельства, имеющие значение для дела, суд на вынес на обсуждение сторон вопрос об обращении истца с заявлением о предоставлении жилого помещения, о том, в силу каких обстоятельств, жилое помещение истцу должно быть предоставлено Администрацией Зубцовского района Тверской области, при том, что как ребенок, оставшийся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилым помещением, состояла на учет в Оленинском районе Тверской области.

В нарушение требований статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не использовал предоставленное ему право и не предложил лицам, участвующим в деле представить дополнительные доказательства, в целях проверки обстоятельств, имеющих значение для дела.

С учетом приведенных обстоятельств, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте
до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В статье 8 Закона Тверской области от 09 декабря 2005 года № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченным Правительством Тверской области органом исполнительной власти Тверской области в соответствии с законодательством.

В соответствии с Федеральным законом право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области могут наделяться государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категорий лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области.

С 01 января 2019 года статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действует в редакции Федерального закона от 29 июня 2018 года № 267-ФЗ.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от
21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29 июня 2018 года № 267-ФЗ, установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Также по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Федеральный законодатель определил основания, условия, порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации, обращение с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Исходя из содержания приведенных правовых норм, предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии обращения таких лиц в соответствующие органы с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область, утвержденных Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Постановления Правительства Тверской области от 18 января 2019 года № 11-пп, жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Из материалов дела следует, Образцова Е.А. относится к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право, при наличии иных, предусмотренных указанным законом условий, на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры поддержки.

Согласно справке о рождении Образцова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, ее родителями являются ФИО1, ФИО2. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом записи актов гражданского состояния Администрации города Ржева Тверской области ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Оленинского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГФИО3 лишена родительских прав в отношении Образцовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Этим же решением она лишена родительских прав в отношении детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети переданы на попечение органа опеки и попечительства.

Постановлением Главы Оленинского района от ДД.ММ.ГГГГ
«О создании приемной семьи родителем ФИО17» ФИО17 именована приемным родителем Образцовой Е.А., а семья ФИО17 – приемной семьей. ФИО17 освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетней Образцовой Е.А. в связи с назначением приемным родителем.

Согласно пункту 5 указанного постановления за Образцовой Е.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации Оленинского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено внести изменения в постановление главы Оленинского района от ДД.ММ.ГГГГ « О создании приемной семьи родителем ФИО17», изложив пункт 5 в новой редакции: «Обеспечить Образцову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством по достижении возраста 18 лет».

Согласно справке Администрации Холмецкого сельского поселения Оленинского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 не была зарегистрирована, но проживала до момента своей смерти по адресу: <адрес>. По данному адресу с ней проживала Образцова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая по регистрационному учету по данной жилой площади не значилась.

Согласно документам из ЕГРН в отношении <адрес>, указанный дом был передан в собственность семьи ФИО9, в составе жены ФИО10, сына ФИО11 в соответствии с договором на передачу жилого дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ на данный жилой дом зарегистрировано праве общей совместной собственности указанных лиц, регистрации права в ЕГРН произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Образцова Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ годы проходила обучение на очном отделении в ГБПОУ «Старицкий колледж» г. Старица, Тверской области. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. признана успешно прошедшей обучение и аттестацию по специальности «преподавание в начальных классах», ей присвоена квалификация «учитель начальных классов», что подтверждается копией диплома.

Из материалов дела следует, что Образцова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО18, от брака имеет сына ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о заключении брака и о рождении.

Согласно сообщению Миграционного пункта отдела по вопросам миграции с местом дислокации в п. Оленино Образцова Е.А. была зарегистрировано по месту пребывания по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Образцова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Образцова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, выданному Управлением Росреестра по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имеющиеся объекты недвижимости Образцовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. обращалась с заявлением в ТОСЗН <адрес>, в котором просила предоставить ей жилое помещение по договору специализированного найма по окончании ГБОУ СПО «Старицкий колледж», при этом указывала на то,
что зарегистрирована в <адрес>

Как следует из заключения о включении или об отказе во включении детей-сирот в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Оленинского района Тверской области, рассмотрев заявление ФИО20 в интересах Образцовой Е.А., пришел к выводу о наличии оснований для включения Образцовой Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. обратилась с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение просила предоставить в 2020 году по окончании обучения в Старицком колледже.

Из выписки из протокола Комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Образцова Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании Оленинский район, установлено, что она не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником.

ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. обратилась в ГКУ ТО «ЦСПН» Зубцовского района Тверской области с заявлением о предоставлении ей квартиры в Зубцовском районе, указала, что состоит в реестре детей сирот, нуждающихся в жилье Оленинского района. Представила документы о регистрации по месту пребывания в Зубцовском районе, о составе семьи.

Согласно сообщению Министерства социальной защиты населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обеспечение жилым помещением Образцовой Е.А. планируется в <адрес>.

Согласно сообщению Министерства социальной защиты населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с подачей Образцовой Е.А. соответствующего заявления и предоставления документов ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. включена в Список на обеспечение жилым помещением в Зубцовском районе. Решение об обеспечение жилыми помещениями принимается Комиссией по формированию списков детей сирот. В список для обеспечения жилыми помещениями в 2021 году Образцова Е.А. не вошла. Список на обеспечение в 2021 году жилыми помещениями сформирован исходя из объемов финансирования, даты решения суда, а также, исходя из даты наступления права на обеспечение (наступление совершеннолетия). Обеспечение Образцовой Е.А. жилым помещением планируется в порядке очередности.

ДД.ММ.ГГГГ Образцова Е.А. обратилась в прокуратуру Зубцовского района с заявлением об оказании содействия в получении жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Зубцовского района в интересах
Образцовой Е.А. обратился в суд с настоящим иском, указывая на нарушение ответчиками прав истца, и требуя обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области, в пределах предоставленных полномочий, совершить действия, направленные на обеспечение Образцовой Е.А., являющейся лицом из числа детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Удовлетворяя исковые требования к Администрации Зубцовского района Тверской области и отказывая в иске к Министерству социальной защиты населения Тверской области, суд первой инстанции исходил из того, что право Образцовой Е.А. на обеспечение жилым помещением нарушено, Образцова Е.А. жилым помещением не обеспечена, при этом администрация Зубцовского района Тверской области, как орган местного самоуправления, которому переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязана обеспечить Образцову Е.А. жилым помещением. Министерство социальной защиты населения Тверской области не осуществляет предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан, следовательно, не него не может быть возложена обязанность по предоставлению Образцовой Е.А. жилого помещения.

Отменяя решение суда, с учетом того, что оно не соответствует требованиям статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, разрешая требования прокурора в защиту Образцовой Е.А. по существу, судебная коллегия полагает требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Образцовой Е.А. подлежащими удовлетворению как к Администрации Зубцовскаого района, так и к Министерство социальной защиты населения Тверской области, с указанием, как о том и просит прокурор, на возложение такой обязанности в пределах предоставленных полномочий.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что Образцова Е.А. относится к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Жилое помещение, после лишения ее матери родительских прав, и передачи Образцовой Е.А. органам опеки и попечительства, за
Образцовой Е.А. закреплено не было. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения Образцова Е.А. не является.

В список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Образцова Е.А. включена, возраста 18 лет достигла, с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по окончании учебного заведения Образцова Е.А. обратилась, также как и с заявлением о том, чтобы жилое помещение ей было предоставлено на территории Зубцовского, а не Оленинского района Тверской области, обучение в учебном заведении Образцова Е.А. в июле 2020 года завершила, жилым помещением не обеспечена, собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, что свидетельствует о том, что у ответчиков возникла обязанности в пределах их полномочий предоставить
Образовой Е.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Однако, несмотря на то, что Образцова Е.А. имеет прав на предоставление такого жилого помещения, в список на предоставление жилого помещения ни на 2020 года, ни на 2021 год Образцова Е.А. не включена, жилое помещение ей не предоставлено, тем самым права Образцовой Е.А. нарушены.

При этом вопреки доводам ответчиков, закон не связывает реализацию права Образцовой Е.В. на предоставление жилого помещения, наличием у ответчиков необходимых денежных средств, соблюдением очередности, при предоставлении жилых помещений, в зависимости о времени наступления права на использование данной меры социальной поддержки.

Государство гарантировало Образцовой Е.А., что на основании ее заявления по окончании ею образовательного учреждения, при наличии у нее права на получение специализированного жилого помещения, такое жилое помещение ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, будет предоставлено.

Достоверно зная о том, в 2020 году у Образцовой Е.А. наступит право на получение жилого помещения, Министерство социальной защиты населения Тверской области Образцову Е.А. в список детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 год будут предоставлены жилые помещения, не включила, также как и в список на 2021 год.

Администрация Зубцовского района Тверской области жилое помещение истцу не предоставила.

С доводами Министерства социальной защиты населения Тверской области, Администрации Зубцовского района о том, что на данные Министерство и Администрацию в пределах их полномочий, не может быть возложена обязанность по предоставлению Образцовой Е.А. жилого помещения судебная коллегия согласиться не может.

В силу частей. 1, 2, 3 статьи 3 Закона Тверской области от 06 февраля 2013 года № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся; без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка осуществляется уполномоченным Правительством Тверской области исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения. Лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет (часть 1) Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2). Приём заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством Тверской области. Приём заявления об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства осуществляется уполномоченным органом в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Тверской области (часть 3).

Согласно статей 1, 2 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Пунктом 4 части 2 статьи 5 указанного Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий предоставлять жилые помещения гражданам, указанным в статье 2 указанного Закона, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной законом Тверской области.

Согласно статье 4 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года
№ 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере не менее 28 квадратных метров общей площади.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 указанного Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

Согласно части 1 статьи 6 указанного Закона Тверской области
от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию. Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.

Таким образом, законодательством Тверской области обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к указанной категории, жилыми помещениями в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма возложена на органы местного самоуправления, за счет средств субъекта Российской Федерации.

Администрация Зубцовского района Тверской области, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Зубцовского района Тверской области, наделена полномочиями, в том числе по исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, к которым, как указано выше, относятся в том числе и государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом действующее законодательство, регулирующее обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не ставит право указанных категорий граждан по обеспечению их жилыми помещениями в зависимость от наличия свободного жилья, наличия денежных средств на его приобретение либо каких-либо иных условий.

Отсутствие надлежащего финансирования на целя обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении данного категории граждан жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно части 3 статьи 2 Закона Тверской области от 06 февраля 2013 года № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), предоставляются благоустроенные жилые помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной Законом Тверской области
от 17 апреля 2006 года № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» для указанной категории лиц.

Согласно пунктам 10, 11 Положения о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп, главной целью деятельности Министерства является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение доступности и качества социальных услуг, одной из основных задач Министерства социальной защиты населения Тверской области является реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Тверской области.

Возложенные на них обязанности в пределах предоставленных полномочий по обеспечению Образцовой Е.А. жилым помещением, ответчики не исполнили.

На день разрешения спора Образцова Е.А., при наличии у нее права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, таким помещение не обеспечена, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения предъявленных прокурором в ее защиту требований.

Доводы жалобы об отсутствии финансирования на цели обеспечения Образцовой Е.А. жилым помещением не могут служить основанием для отказа в обеспечении истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Наличие у Образцовой Е.А. права на обеспечение жилым помещением установлено. Данному праву корреспондирует обязанность ответчиков в пределах их полномочий предоставить истцу жилое помещение. То каким образом ответчики буду решать вопросы финансирования приобретения жилого помещения, приобретения жилого помещения, на их правоотношения с истцом, которой жилое помещение должно быть предоставлено, не влияет.

Учитывая вышеприведенные положения закона, установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом первой инстанции решения и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района в защиту интересов Образцовой Е.А., о возложении на ответчиков Администрацию Зубцовского района Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах предоставленных им полномочий обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Учитывая, что прокурор просит указать на необходимость предоставления такого помещения в соответствии с нормой предоставления судебная коллегия полагает возможным указать на это в резолютивной части решения суда, не определяя при этом, как о том просит прокурор, минимальный размер предоставления, поскольку такой размер определяется действующими на момент предоставления нормативными актами.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубцовского районного суда Тверской области от 27 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту жилищных прав Образцовой Е.А. к Администрации Зубцовского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах предоставленных полномочий предоставить Образцовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений при предоставлении жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председательствующий: Л.Г. Буланкина

Судьи: М.В. Гудкова

И.И. Дмитриева