ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2798/20 от 10.06.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Губка Н.Б.

дело № 2-2798/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-6588/2021

10 июня 2021 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Челюк Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,

с участием прокурора Гурской О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Ордина Олега Владимировича к акционерному обществу «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения,

по апелляционной жалобе Ордина Олега Владимировича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 18 августа 2020 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Ордина О.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, считавшей необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ордин О.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (далее - АО «СОГАЗ») о взыскании страхового возмещения в размере 429 025 руб. 78 коп.

В обоснование иска указал, что работал в должности <данные изъяты>, его непосредственным рабочим местом являлось здание Челябинского гарнизонного военного суда. 24 января 2019 г. в помещении суда с ним произошел несчастный случай, при сдаче специальных средств он получил травму ноги, поскользнувшись на лестничном марше, <данные изъяты>, <данные изъяты>. В период с 25 января 2019 г. по 8 февраля 2019 г. он находился на амбулаторном лечении с диагнозом: <данные изъяты>. Полагая, что имеет место страховой случай в соответствии с государственным контрактом от 28 ноября 2018 г. на оказание услуг по осуществлению страхования жизни и здоровья судебных приставов, обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения. В выплате страхового возмещения ему необоснованно отказано.

Определением суда от 14 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) (л.д. 2 том 1).

Истец Ордин О.В. в судебном заседании суда первой инстанции настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика АО «СОГАЗ», представители третьих лиц ФССП России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее – УФССП) в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ордина О.В. в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Ордин О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что между АО «СОГАЗ» и ФССП России заключен государственный контракт по осуществлению страхования жизни и здоровья судебных приставов. Полагает, что судом не принято во внимание, что признание события страховым или не страховым случаем принимается территориальным органом ФССП России. УФССП считает событие страховым случаем, поэтому подготовило пакет документов для отправки в страховую компанию через ФССП России. Считает, что полученная им травма связана со служебной деятельностью. Не согласен с выводами суда о том, что сдача специальных средств, которыми обеспечиваются <данные изъяты>, не входило в его служебную деятельность. При исполнении государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по законодательству и нормативным документам у него существовали более широкие должностные обязанности, нежели изложены в статье 11 Федерального закона «О судебных приставах». Указывает, что в судебном заседании данный вопрос не выяснялся. Ссылается на приказ ФССП России от 11 декабря 2015 г. №586 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах соблюдения правил оборота оружия в Федеральной службе судебных приставов», требования которого он обязан был исполнять. Указывает, что специальные средства, оружие и средства защиты закреплены за ним соответствующим приказом. Все зачеты по мерам хранения, сдачи, использования оружия и спецсредств, согласно его должностным обязанностям, он сдавал успешно и в срок. Исполнение требований приказов ФССП России, которые основаны на Федеральном законе «О судебных приставах», является неотъемлемой частью его деятельности. Считает, что по смыслу приведенного законодательства о судебных приставах, нормативных документов, должностного регламента получение им травмы при сдаче специальных средств является страховым случаем.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика АО «СОГАЗ» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 8 декабря 2020 г. решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 августа 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 8 декабря 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела, представители ответчика АО «СОГАЗ», третьих лиц УФССП и ФССП России о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения истца, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда, в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 28 ноября 2018 г. между ФССП России (страхователь) и АО «СОГАЗ» (страховщик) заключен государственный контракт на оказание услуг по осуществлению страхования жизни и здоровья судебных приставов в 2019 году (л.д. 85-119 том 1).

Ордин О.В. принят на государственную службу и назначен на должность <данные изъяты> с 14 декабря 2001 г., уволен 11 февраля 2019 г. (л.д. 161-162 том 1).

Согласно акту о несчастном случае на производстве, утвержденному и.о.руководителя УФССП 9 апреля 2019 г., 24 января 2019 г. в 18-00 часов с <данные изъяты><данные изъяты> Ординым О.В. в помещении Челябинского гарнизонного военного суда произошел несчастный случай на производстве, при сдаче специальных средств в Челябинском гарнизонном военном суде он получил травму ноги, поскользнувшись на лестничном марше, <данные изъяты><данные изъяты>. В 18-00 часов со стационарного телефона Ордин О.В. вызвал скорую помощь. Опираясь на перила лестничного марша Ордин О.В. вышел на крыльцо, куда подъехала бригада скорой помощи. Врачи скорой помощи в машине произвели осмотр <данные изъяты>. При предварительном осмотре врачом Ордину О.В. поставили диагноз: «<данные изъяты>». Бригадой скорой помощи Ордина О.В. доставили в травмпункт ГКБ №8. На основании листка нетрудоспособности , выданного 25 января 2019 г. МАУЗ ОЗП ГКБ №8, <данные изъяты>. Медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве Ф-315/у от 13 марта 2019 г., выданным ГКБ №8 г.Челябинска, у истца установлено «<данные изъяты>», указанное повреждение относится к категории <данные изъяты>. Заключением комиссии причинами несчастного случая признаны прочие причины, квалифицированные по материалам расследования (15). Лица, допустившие нарушение требований охраны труда не установлены. Наличие факта неосторожности со стороны пострадавшего не установлено. Степень вины в процентах пострадавшего отсутствует (л.д.16-19,152 том 1).

Согласно справке ГКБ №8 г.Челябинска о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве Ордин О.В. в период <данные изъяты> 24 января 2019 г. - упал на работе, диагноз «<данные изъяты>» (л.д. 153 том 1).

Заключением комиссии по результатам расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с <данные изъяты><данные изъяты> УФССП Ординым О.В., утвержденным и.о. руководителя УФССП 9 апреля 2019 г., установлено, что <данные изъяты><данные изъяты> УФССП Ординым О.В. при сдаче специальных средств в Челябинском гарнизонном военном суде получена травма: «<данные изъяты>», в связи с чем он имеет право на получение страховой выплаты в размере, установленном статьей 20 Федерального закона «О судебных приставах», принято решение о направлении материалов расследования несчастного случая на производстве для решения вопроса о выплате ему страховой суммы (л.д.139-141 том 1).

11 апреля 2019 г. УФССП направило полный пакет документов начальнику Управления делами ФССП России для проверки обоснованности требований застрахованного лица о выплате страховой суммы по несчастному случаю, произошедшему 24 января 2019 г. с <данные изъяты> Челябинского городского отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Челябинского областного суда Ординым О.В. (л.д.137-138 том 1), который затем передан в АО «СОГАЗ».

16 сентября 2019 г. АО «СОГАЗ» в адрес ФССП России, УФССП и Ордина О.В. направлен ответ о рассмотрении документов, представленных на выплату страховой суммы в связи с травмой, полученной должностным лицом УФССП Ординым О.В., отсутствии оснований для признания события страховым случаем и осуществления страховой выплаты, поскольку отсутствует факт причинения застрахованному Ордину О.В. телесных повреждений или иного вреда здоровья в связи с его служебной деятельностью (л.д.20-21 том 1).

На обращение истца ФССП России дало ответ от 18 апреля 2020 г., согласно которому решения о признании или не признании произошедших несчастных случаев страховыми принимаются комиссиями территориальных органов ФССП по расследованию несчастных случаев. Страховыми случаями являются события, указанные в пункте 2.3 Технического задания (приложение № 1 к контракту от 28 ноября 2018 г. . Экспертизы соответствия / несоответствия оказанных услуг проведена, акт об окончании периода страхования от 31 декабря 2019 г. подписан. Акт о недостатках (дефектах) услуг не составлялся (л.д.170 том 1).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ордину О.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 936, 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах», статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Приложением 1 Регламента «О порядке взаимодействия субъектов государственного обязательного страхования судебных приставов (застрахованных лиц) Федеральной службы судебных приставов в 2019 году», исходил из того, что получение травмы при подъёме по лестнице в связи со сдачей специальных средств не связано со служебной деятельностью истца, не является страховым случаем по смыслу действующего законодательства о судебных приставах.

Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции, сделанными с нарушением норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» в редакции, действовавшей на момент несчастного случая - 24 января 2019 г., (далее - Федеральный закон «О судебных приставах») жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава (абзац 4 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О судебных приставах»).

В силу пункта 7 статьи 20 Федерального закона «О судебных приставах» основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

Во исполнение указанных законов 28 ноября 2018 г. между ФССП России (страхователь) и АО «СОГАЗ» (страховщик) заключен государственный контракт , предметом которого является оказание услуг по осуществлению страхования жизни и здоровья судебных приставов в 2019 году. Требования страхователя к объему, порядку, содержанию оказания услуг указаны в Техническом задании. Техническое задание – документ, содержащий требования к качеству услуг, гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества услуг и иным показателям услуг, удовлетворяющим потребностям страхователя (Приложение № 1 к контракту, являющееся его неотъемлемой частью). Контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31 декабря 2019 г. (л.д.85-95 том 1).

В соответствии с пунктом 2.3 Технического задания страховыми случаями независимо от того места, где они произошли, (как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) являются следующие события, произошедшие в период страхования, в том числе причинение судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью. Под служебной деятельностью пристава понимается непосредственное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации, приказами, распоряжениями и иными актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, а также служебным контрактом и должностным регламентом (л.д. 96-100 том 1).

Согласно пунктам 9.1, 9.2 Технического задания (пункту 2.5 Регламента «О порядке взаимодействия субъектов обязательного государственного страхования судебных приставов (застрахованных лиц) ФССП России в 2019 году», прилагаемого к Техническому заданию) страховые суммы выплачиваются застрахованным лицам (выгодоприобретателям) по страховым случаям, произошедшим в течение периода страхования: в случае причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере 12-кратному размеру ежемесячной заработной платы судебного пристава. Выплата страховой суммы производится страховщиком в срок не позднее 15 рабочих дней со дня предоставления страховщику страхователем и/или застрахованным лицом (выгодоприобретателем) заявления и документов, указанных в разделе 3 Регламента, являющегося приложением №1 к техническому заданию.

В соответствии с пунктом 3.4 Регламента «О порядке взаимодействия субъектов обязательного государственного страхования судебных приставов (застрахованных лиц) ФССП России в 2019 году» в случае причинения застрахованному лицу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься дальнейшей служебной деятельностью, территориальный орган ФССП России (застрахованное лицо) предоставляет в ФССП России: заявление о выплате страховой суммы; акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 вместе с материалами расследования причинения застрахованному лицу телесных повреждений или иного вреда его здоровью; заключение по результатам расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным лицом; справка о доходах застрахованного лица для исчисления выплаты страховой суммы (форма № 4 приложение к Регламенту). В справке указываются доходы за 12 месяцев, предшествовавших страховому случаю; медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести; справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве; заверенные копии (выписки из приказа): приказа о приеме на работу застрахованного лица, приказа об увольнении застрахованного лица, трудовой книжки застрахованного лица, паспорта, удостоверяющего личность получателя страховой суммы, приказа о приеме на государственную службу, приказа о назначении на должность, при которой произошло страховое событие, приказа о надбавке за выслугу лет, приказа о доплате за особые условия государственной службы, приказов о премировании по результатам работы, приказа, подтверждающего используемый районный коэффициент, приказа о процентной надбавке к заработной плате, табелей учета рабочего времени за не полностью отработанные месяцы, другие приказы (документы), поясняющие (подтверждающие) порядок расчета справки о доходах, копию постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, содержащие выводы о наличии факта посягательства на жизнь и здоровье застрахованного лица, в связи с его служебной деятельностью, листка нетрудоспособности (л.д. 101-109 том 1).

Из указанных нормативных правовых актов и условий договора страхования следует, что право на получение страховых выплат приобретают судебные приставы в случае получения телесных повреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы истца о том, что несчастный случай произошел с ним в связи с исполнением служебных обязанностей.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № 2705-О, Федеральным законом «О судебных приставах» на судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, т.е. выполнение публично значимых государственных функций.

Учитывая специфику служебных обязанностей судебных приставов, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2011 г. № 1461-О-О указал, что государство наряду с обязательным государственным социальным страхованием вправе установить для данной категории государственных служащих дополнительные гарантии по материальному обеспечению, в том числе в случае причинения в связи с профессиональной (служебной) деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью; такие гарантии для судебных приставов установлены в статье 20 Федерального закона «О судебных приставах», положениями которой для судебных приставов закрепляются дополнительные (помимо основных общих гарантий и прав, предусмотренных для федеральных гражданских служащих, к которым, в частности, относятся гарантии при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») гарантии, предоставляемые в страховых случаях, которыми признаются любые перечисленные в пункте 2 данной статьи события, наступившие в связи с осуществлением судебным приставом его профессиональной (служебной) деятельности.

Таким образом, к страховым случаям относятся любые случаи причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью, если они получены в связи с осуществлением им его профессиональной (служебной) деятельности.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан, в том числе обеспечивать в суде безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда; проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и т.д.

При этом судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом (пункт 2 статьи 11, пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О судебных приставах»).

Из должностного регламента <данные изъяты><данные изъяты> УФССП, утвержденного 27 ноября 2012 г., следует, что основные обязанности <данные изъяты> предусмотрены статьями 15, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» (пункт 3.1). <данные изъяты> в профессиональной служебной деятельности обязан выполнять должностные обязанности: осуществлять охрану здания, помещений суда; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных; предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел при исполнении служебных обязанностей (пункт 3.5). <данные изъяты> в целях реализации своих полномочий имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пункт 4.2.27). <данные изъяты> несет ответственность за несоблюдение Конституции Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, за неисполнение приказов и поручений директора ФССП России, руководителя УФССП, его заместителей, начальника отдела и заместителя начальника отдела (пункт 5.2.12). С данным должностным регламентом Ордин О.В. ознакомлен под роспись 27 ноября 2012 г. (л.д.77-90 том 1).

В соответствии с пунктами 62, 91 Инструкции о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП от 11 декабря 2015 г. и действовавшей до 18 апреля 2020 г., выдача в пользование оружия и патронов к нему, специальных средств, закрепленных за судебными приставами, и их прием оформляются в книге выдачи и приема оружия и патронов к нему, специальных средств. Оружие и патроны к нему, специальные средства должны храниться в комнате хранения оружия, которая постоянно находится под охраной дежурной смены. Допускается хранение специальных средств в отдельных помещениях структурных подразделений в сейфах или запирающихся на замок металлических шкафах, обеспечивающих их сохранность.

Таким образом, для реализации обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О судебных приставах», выполнения должностного регламента судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения требований приказа ФССП России от 11 декабря 2015 г. Ордин О.В. использовал специальные средства, которые обязан был сдавать в конце рабочего дня <данные изъяты>. Следуя <данные изъяты> поскользнувшись на лестничном марше, он получил травму ноги в виде <данные изъяты> следовательно, полученное истцом телесное повреждение связано с его служебной деятельностью, поэтому может быть отнесено к страховому случаю. Ввиду чего, вывод суда первой инстанции о том, что произошедший с истцом несчастный случай не может быть отнесен к страховому случаю, предусмотренному статьей 20 Федерального закона «О судебных приставах», в связи с чем, у ответчика не возникло обязанности произвести истцу страховую выплату в рамках заключенного государственного контракта, является неверным.

Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании страхового возмещения не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения.

Истцом заявлены требования о взыскании страхового возмещения в размере 429 025 руб. 78 коп. на основании справки формы 2-НДФЛ за 2018 год (л.д.58 том 1).

Судебная коллегия не может согласиться с расчетом истца страхового возмещения, поскольку он не соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и государственного контракта от 28 ноября 2018 г. на оказание услуг по осуществлению страхования жизни и здоровья судебных приставов в 2019 году.

Вопреки доводам истца положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и принятых в его исполнение нормативных правовых актов не применяются при определении размера страховой выплаты, предусмотренной статьей 20 Федерального закона «О судебных приставах». Фонд социального страхования таких страховых выплат не производит, поэтому к спорным правоотношениям не может быть применён порядок расчета, утвержденный приказом Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.

Следовательно, порядок определения страховой выплаты регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах» и условиями договора обязательного государственного страхования, которыми не предусмотрено определение страховой выплаты на основании справки формы 2-НДФЛ.

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О судебных приставах» в случае причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, выплачиваются страховые суммы в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

Согласно пунктам 6.1-6.3 Регламента «О порядке взаимодействия субъектов обязательного государственного страхования судебных приставов (застрахованных лиц) ФССП России в 2019 году» среднемесячная заработная плата исчисляется в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и «Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. №922. Среднемесячная заработная плата застрахованного лица рассчитывается за 12 последних месяцев на день наступления страхового случая. Расчет суммы страхового возмещения производится бухгалтерией территориального органа ФССП России в «Справке о доходах застрахованного лица для исчисления выплаты страховой суммы» (Форма №4 приложения Регламента) с указанием всех видов выплат предусмотренных системой оплаты труда: должностной оклад; надбавка за классный чин; надбавка за выслугу лет; надбавка за особые условия государственной службы; премии по результатам работы; ежемесячное денежное поощрение; районный коэффициент; коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях; коэффициент за работу в высокогорных районах; процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (л.д.108-109 том1).

Предусмотренная в приложении к указанному Регламенту форма справки полностью соответствует по составляющим видам выплат справке, представленной УФССП и АО «СОГАЗ».

В соответствии со справкой о доходах застрахованного лица <данные изъяты> Ордина О.В. за 2018 год (формы №4), приложенной истцом к заявлению о страховой выплате, (л.д. 91-94 том 2):

фактически им отработано дней в: январе – 17, феврале – 19, марте – 15, апреле – 11, мае – 8, июне – 20, июле – 16, августе – 23, сентябре – 20, октябре – 13, ноябре – 17, декабре – 10, всего: 189;

должностной оклад в: январе – 4723 руб., феврале – 4723 руб., марте – 3542 руб. 25 коп., апреле – 2473 руб. 95 коп., мае – 1889 руб. 20 коп., июне – 4723 руб., июле – 3434 руб. 91 коп., августе – 4723 руб., сентябре – 4723 руб., октябре – 2669 руб. 52 коп., ноябре – 3823 руб. 38 коп., декабре – 2249 руб. 05 коп.;

оклад за классный чин в: январе – 2277 руб., феврале – 2277 руб., марте – 1707 руб. 75 коп., апреле – 1192 руб. 71 коп., мае – 910 руб. 80 коп., июне – 2277 руб., июле – 1656 руб., августе – 2277 руб., сентябре – 2277 руб., октябре – 1287 руб., ноябре – 1843 руб. 29 коп., декабре – 1084 руб. 29 коп.;

надбавка за выслугу лет (30%) в: январе – 1417 руб., феврале – 1417 руб., марте – 1062 руб. 68 коп., апреле – 742 руб. 24 коп., мае – 566 руб. 80 коп., июне – 1417 руб., июле – 1030 руб. 47 коп., августе – 1417 руб., сентябре – 1417 руб., октябре - 806 руб. 86 коп., ноябре – 1147 руб. 01 коп., октябре – 800 руб. 86 коп., ноябре – 1147 руб. 01 коп., декабре – 674 руб. 72 коп.;

надбавка за особые условия государственной службы (90%) в: январе – 4251 руб., феврале – 4251 руб., марте – 3188 руб. 03 коп., апреле – 2226 руб. 71 коп., мае – 1700 руб. 40 коп., июне – 4251 руб., июле – 309 руб. 42 коп., августе – 4251 руб., сентябре – 4251 руб., октябре – 2402 руб. 57 коп., ноябре – 3441 руб. 04 коп., декабре – 2024 руб. 15 коп.;

премии по результатам работы в: апреле – 1700 руб., мае – 2000 руб., июле – 2000 руб., октябре – 4000 руб., декабре – 9000 руб.;

ежемесячное денежное поощрение (100%) в: январе - 4723 руб., феврале – 4723 руб., марте – 3542 руб. 25 коп., апреле – 2473 руб. 95 коп., мае – 1889 руб. 20 коп., июне – 4723 руб., июле – 3434 руб. 91 коп., августе 4723 руб., октябре – 2669 руб. 52 коп., ноябре – 3823 руб. 38 коп., декабре – 2249 руб. 05 коп.;

районный коэффициент (15%) в: январе – 2608 руб. 65 коп., феврале – 2608 руб. 65 коп., марте – 1956 руб. 65 коп., апреле – 1621 руб. 44 коп., мае – 1343 руб. 46 коп., июне – 2608 руб. 65 коп., июле – 1779 руб. 86 коп., августе – 2608 руб. 65 коп., сентябре – 2608 руб. 65 коп., октябре – 2074 руб. 42 коп., ноябре – 2111 руб. 72 коп., декабре - 2592 руб. 19 коп.

Общая сумма дохода Ордина О.В. за 2018 год по справке составила 203 341 руб. 25 коп. (исходя из заработка за январь – 19999 руб. 65 коп., февраль – 19999 руб. 65 коп., март – 14999 руб. 41 коп., апрель – 12431 руб., май – 10299 руб. 86 коп., июнь – 19999 руб. 65 коп., июль – 13645 руб. 57 коп., август – 19999 руб. 65 коп., сентябрь – 19999 руб. 65 коп., октябрь – 15903 руб. 65 коп., ноябрь – 16189 руб. 82 коп., декабрь – 19873 руб. 45 коп.).

Между тем, при проверке правильности данной справки по табелям учета рабочего времени и расчетным листкам установлена описка: в июле 2018 г. истцу произведена доплата за особые условия госслужбы в размере 3091 руб. 42 коп. (л.д. 146-148 том 2), а не 309 руб. 42 коп., как указано в справке, что привело к неверному расчету районного коэффициента за июль 2018 г., указано 1779 руб. 86 коп., тогда как правильно должно быть указано 2197 руб. 16 коп. ((3434,91+1656+1030,47+3091,42+2000+3434,91) х 15 %).

При таких обстоятельствах, сумма дохода Ордина О.В. за 12 месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, для исчисления страховой суммы составляет 206 540 руб. 55 коп. (19999,65+19999,65 коп.+ 14999,41+12431+10299,86+19999,65+16844,87+19999,65+19999,65+15903,65 +16189,82+19873,45).

Таким образом, с АО «СОГАЗ» подлежит взысканию в пользу Ордина О.В. страховое возмещение в размере 206 540 руб. 55 коп. Оснований для удовлетворения остальной части иска не имеется.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 5265 руб. 41 коп. (5200 + ((206540,55 - 200000) х 1%).

В остальной части оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 18 августа 2020г. отменить и принять по делу новое решение.

Взыскать с акционерного общества «СОГАЗ» в пользу Ордина Олега Владимировича страховое возмещение в размере 206540 руб. 55 коп.

Взыскать с акционерного общества «СОГАЗ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5265 руб. 41 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В остальной части апелляционную жалобу Ордина Олега Владимировича оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: