ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2799/2023 от 20.12.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Журавлева Т.И. Дело № 33-10845/2023 (№ 2-2799/2023)

УИД 22RS0011-02-2023-002222-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2023 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Сухаревой С.А., Диденко О.В.,

при секретаре Пахомовой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.С.В. к ООО «Управляющая компания Продолжение» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий

по апелляционной жалобе третьего лица К.Е.В, на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Диденко О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Б.С.В. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Продолжение» (далее - ООО «УК Продолжение») о признании действий незаконными, понуждении к совершению действия.

В обоснование требований указано на то, что Б.С.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. ООО «УК Продолжение» обслуживает указанный дом. В ноябре 2022 года истец обратился в ООО «УК Продолжение» с просьбой выдать выписку из домовой книги на основании поквартирной карточки формы №10. В удовлетворении просьбы отказано по мотиву того, что функции по регистрации граждан, сбору документов и хранению поквартирных карточек ООО «УК Продолжение» передало коммерческой организации МУП «РКЦ», на что истец согласие не давал. В связи с чем, истец вынужден был обратиться в МУП «РКЦ» для получения выписки из домовой книги, и работники коммерческой организации приняли документы и выдали необходимую выписку.

МУП «РКЦ» является коммерческой организацией, созданной для оказания программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере ЖКХ, разработке и внедрения программного обеспечения, прогрессивных информационных систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи и получения прибыли. Полномочиями по распоряжению жилищным фондом данное предприятии не наделено, а его должностные лица не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями муниципального жилищного фонда, в связи с чем на данное предприятие не могли быть возложены функции по регистрации граждан, сбору документов и поквартирных карточек.

Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, содержащие сведения о собственниках помещений МКД, в том числе их персональные данные (ФИО, место, дату рождения, адрес, семейное и социальное положение и т.п.), а также сведения о документах удостоверяющих личность, о правах на помещение, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, истец просил признать незаконными действия ответчика по передаче К.Е.В, полномочий по осуществлению первичного приема от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания, по месту жительства и месту временного пребывания, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (МО МВД России «Рубцовский» на территории МО город Рубцовск Алтайского края) учетных документов, сбору документов на снятие с регистрационного учета, взаимодействию с ОВМ МО МВД России «Рубцовский» на территории МО город Рубцовск Алтайского края при приеме от граждан документов на регистрацию, снятие с регистрационного учета по месту жительства, по месту пребывании, удостоверению их своей подписью на заявлениях, справках, иных документах; обязать ответчика изъять поквартирные карточки регистрации по форме №№9, 10 из МУП «РКЦ»; обязать ответчика исполнять возложенные на него функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для УФМС, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания собственников жилья и проживающих в жилом фонде, обслуживаемом управляющей компанией.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены частично.

Судом постановлен признать незаконными действия ООО «УК Продолжение» по передаче полномочий объектов гражданских прав: по осуществлению первичного приема от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания, по месту жительства и месту временного пребывания, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (МО МВД России «Рубцовский» на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края) предусмотренных учетных документов по сбору документов на снятие с регистрационного учета, взаимодействию с ОВМ МО МВД России «Рубцовский» на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края при приеме от граждан документов на регистрацию, снятие с регистрационного учета по месту жительства, по месту пребывании, по удостоверению их своей подписью на любых заявлениях, справках, иных документах К.Е.В,

На ООО «УК Продолжение» возложена обязанность в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу истребовать в МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования город Рубцовск Алтайского края поквартирные карточки по формам № 9 и № 10 на <адрес> в <адрес><адрес> для хранения в управляющей организации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С ООО «УК Продолжение» в доход бюджета муниципального образования «город Рубцовск» Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе третье лицо К.Е.В, просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование указывает на то, что она является уполномоченным лицом ООО «УК Продолжение» на основании доверенности, с ней заключен договор оказания услуг, а также соглашение о неразглашении персональных данных. Вне зависимости от места нахождения поквартирных карточек права истца не нарушены, поскольку выписка из поквартирной карточки им получена, спор о праве отсутствует. Нормативными актами не установлено обязательное хранение поквартирных карточек в месте нахождения юридического лица - управляющей организации. Возлагая обязанность передать документы непосредственно в ООО «УК Продолжение» суд вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность общества.

Представитель истца С.Е.А. в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ООО «УК Продолжение» в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД от 11 августа 2020 года.

Согласно договору поручения № 24/20 от 15 июля 2020 года МУП «РКЦ» приняло на себя обязательства совершать от имени и в интересах ООО «УК Продолжение» следующие действия: формировать базу данных по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг (сбор, обработка, систематизация и хранение информации о потребителях, фактически проживающих в жилых помещениях на территории муниципального образования); осуществлять прием граждан; выполнять любые действия, необходимые для выполнения обязанностей по настоящему договору.

МУП «РКЦ» обязалось сообщать ООО «УК Продолжение» по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; исполнить поручение лично, передоверие поручения не допускается, за исключением случаев, когда иное предусмотрено доверенностью; выполнять другие обязанности, которые в соответствии с настоящим договором или законом возлагаются на МУП «РКЦ» (п. 2.1 договора).

Согласно Уставу МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» Алтайского края основными целями деятельности предприятия является оказание программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработки и внедрения программного обеспечения, прогрессивных информационных систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи и получения прибыли.

К.Е.В, является сотрудником МУП «РКЦ», инспектором в отделе по работе с населением, на основании трудового договора № 10 от 12 февраля 2007 года, дополнительного соглашения к трудовому договору от 1 октября 2013 года, приказа о приеме на работу от 3 марта 2007 года, приказа от 1 октября 2013 года о переводе.

Согласно должностной инструкции инспектора МУП «РКЦ», инспектор формирует базу данных потребителей ЖКУ; ведет прием и консультирование граждан проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении УК, ТСЖ при наличии договорных отношений с МУП «РКЦ»; запрашивает любые документы у граждан в подтверждение права собственности на жилое/нежилое помещение, паспорт и т.д.; обеспечивает сохранность имеющейся информации и не передает ее лицам, не имеющим права на доступ к информации.

11 января 2022 года ООО «УК Продолжение» заключило с К.Е.В, договор безвозмездного оказания услуг, в соответствии с которым, К.Е.В, безвозмездно оказывает услуги по консультированию граждан по правильности подготовки документов для регистрации или снятия с регистрационного учета с целью передачи их в МО МВД России «Рубцовский»; об адресах и графике работы иных организаций, участвующих в предоставлении данных услуг; по иным вопросам; по выдаче справок, выписок из поквартирных карточек и иных документов; удостоверению своей подписью любых справок, заявлений, выписок из поквартирных карточек и иных документов; по осуществлению первичного приема от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания, по месту жительства и месту временного пребывания; подготовку и передачу в орган регистрационного учета (отдел по вопросам миграции МО МВД России «Рубцовский» на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайский край), предусмотренных документов по МКД, находящимся в управлении ООО «УК Продолжение»; по взаимодействию с отделом по вопросам миграции МО МВД России «Рубцовский» на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайский край, при приеме от граждан документов на регистрацию, снятие с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания.

11 января 2022 года между ООО «УК Продолжение» и К.Е.В, заключено соглашение о неразглашении персональных данных, которые стали ей известны в процессе осуществления деятельности, как уполномоченного лица ООО «УК Продолжение», выполняющего действия, согласно доверенности.

23 ноября 2022 года ООО «УК «Продолжение» выдало доверенность К.Е.В, (сроком на 5 лет), предоставляющую право совершать, в числе прочего, действия по первичному приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания, по месту жительства и месту временного пребывания, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (отдел по вопросам миграции МО МВД России «Рубцовский» на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края) предусмотренных учетных документов.

К.Е.В, осуществляет функции, предусмотренные в доверенности от 23 ноября 2022 года, по месту своей основной работы в здании, занимаемом МУП «РКЦ».

Из ответа администрации г. Рубцовска Алтайского края от 19 июля 2023 года следует, что постановления о возложении на МУП «РКЦ» обязанности по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для УФМС, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания собственников жилья и проживающих граждан в жилом фонде, обслуживаемом ООО «УК Продолжение», администрацией города Рубцовска не принимались.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что К.Е.В, не является уполномоченным лицом управляющей организации, поскольку не состоит в штате ООО «УК Продолжение», а состоит в трудовых отношениях с МУП «РКЦ», которое не обладает полномочиями по распоряжению жилищным фондом, в связи с чем К.Е.В, не вправе осуществлять прием у граждан документов, связанных с регистрацией по месту жительства и передавать их в органы регистрационного учета, которыми являются органы внутренних дел и, как следствие, подписывать и заверять документы ООО «УК Продолжение», даже при наличии договора и доверенности на осуществление данных действий. В связи с чем, суд признал незаконными действия ООО «УК Продолжение» по передаче ей соответствующих полномочий.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца об истребовании карточек по формам №№9, 10 у МУП «РКЦ» направлено на возвращение этих документов на хранение в управляющую организацию, так как нахождение их в каком-либо другом месте и передача их управляющей организацией К.Е.В, не основаны на законе и нарушают права граждан, в том числе истца, в связи с чем обязал ответчика истребовать из МУП «РКЦ» карточки в управляющую организацию.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, полагая, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

В соответствии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации), а также Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Перечень ответственных лиц).

В силу пункта 4 Правил регистрации ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее - лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать названные Правила.

В пункте 2 Перечня ответственных лиц предусмотрены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

Персональными данными согласно статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1).

Оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 указанной статьи).

Пунктом 4 части 1 статьи 6 указанного закона установлено, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о персональных данных оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Верно применив вышеуказанные нормы права, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что только уполномоченное лицо управляющей организации может осуществлять прием у граждан документов, связанных с регистрацией по месту жительства, и передавать их в органы регистрационного учета, которыми являются органы внутренних дел согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», тогда как К.Е.В, не является работником ООО «УК Продолжение», даже при наличии доверенности действовать от имени управляющей компании, выполнять действия по сбору, обработке и хранению документов содержащих персональные данные жильцов многоквартирного дома и передачи их в МУП «РКЦ» не вправе.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности действий ООО «УК Продолжение» по передаче К.Е.В, полномочий по осуществлению первичного приема от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания, по месту жительства и месту временного пребывания, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (ОВМ МО МВД России «Рубцовский» на территории МО город Рубцовск Алтайского края) предусмотренных учетных документов, сбору документов на снятие с регистрационного учета, взаимодействию с ОВМ МО МВД России «Рубцовский» на территории МО город Рубцовск Алтайского края при приеме от граждан документов на регистрацию, снятие с регистрационного учета по месту жительства, по месту пребывании, по удостоверению подписью документов, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования в указанной части.

Суд первой инстанции верно исходил из того, что ведение карточки регистрации (форма № 9) и поквартирной карточки (форма № 10) было предусмотрено Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года N 288 (далее - Регламент № 288). В пункте 84 Регламента № 288 было указано, что данные карточки хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, то есть в управляющих организациях (в числе прочих лиц).

Указанные карточки содержат информацию о жителях дома, собственниках помещений в доме, их родственных связях и т.п.

С 17 апреля 2018 года Регламент № 288 утратил силу.

С указанной даты действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года № 984 (далее - Регламент № 984), в котором не предусмотрены вышеуказанные формы карточек.

Однако до отмены Регламента № 288 карточки по формам № 9, 10 составлялись и обоснованно находились в управляющих организациях, в настоящее время они фактически хранятся там в качестве архивных документов.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование истца об истребовании карточек по формам № 9, 10 у МУП «РКЦ» направлено на возвращение этих документов на хранение в управляющую организацию, так как нахождение их в каком-либо другом месте и передача их управляющей организацией Краевой Е.В. не основаны на законе и нарушают права граждан, в том числе истца.

Установив факт того, что эти карточки находятся по месту работы Краевой Е.В. в МУП «РКЦ», переданы ей без достаточных оснований для осуществления полномочий в соответствии с доверенностью от 23 ноября 2022 года, но в действительности для этого ей не требуются, суд обоснованно возложил на управляющую компанию обязанность по истребованию карточек форм № 9 и № 10 из МУП «РКЦ» в управляющую организацию.

Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие третьего лица с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица К.Е.В, – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: