ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-27/2021 от 06.10.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Алонцева О.А. Дело № 33-7450/2021 (№ 2-27/2021)

22RS0011-02-2020-001925-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Юрьевой М.А., Ильиной Ю.В.,

при секретаре Коваль М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапонова Владимира Павловича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Светлова» о защите прав потребителя

по апелляционным жалобам представителя истца Гапонова Владимира Павловича – Соснова Евгения Анатольевича, ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Светлова» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2021 года,

Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гапонов В.П. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Светлова» (далее – ООО «УК «Светлова») о защите прав потребителя, в котором просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную контейнерную площадку напротив многоквартирного дома <адрес>, приняв во внимание заключение судебной экспертизы; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда и нравственных страданий в размере 1000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что он является собственником квартиры <адрес>. Ответчик является компанией, обслуживающей многоквартирный дом по указанному адресу.

ООО «УК «Светлова» без согласия собственников установило на территории указанного домовладения контейнерную площадку для вывоза ТБО для жителей близлежащих домов. На площадке установлено пять контейнеров для сбора мусора, территория, на которой расположена контейнерная площадка, а тажке мусорные баки (контейнеры) переполнены. Бытовые отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки) расположены вне контейнерной площадки. К контейнерной площадке отсутствует подъезд, асфальтирование, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров, а также отсутствуют кустарниковые насаждения вокруг площадки.

Вышеуказанная контейнерная площадка не соответствует требованиям природоохранного и санитарного законодательства, нарушает его права на благоприятную окружающую среду.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2021 года исковые требования удовлетворены частично.

На ООО «УК «Светлова» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, согласовав соответствующие мероприятия с компетентными организациями, с соблюдением требований действующих строительных и санитарных норм и правил, указанных в заключении судебной экспертизы от 30 декабря 2020 года ***:

п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.3.7.6 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.4.5 и п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (размещение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 20 м);

п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», прим.1 к п.4.5 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (размещение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов необходимо предусматривать на расстоянии от границ земельных участков, на которых находятся дошкольные образовательные учреждения, медицинские организации, лечебные учреждения и предприятия общественного питания, не менее 20 м);

выполнить устройство покрытия контейнерной площадки в соответствии с требованиями п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (покрытие контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов должно быть водонепроницаемым - бетонным или асфальтобетонным);

выполнить устройство ограждения контейнерной площадки в соответствии с требованиями п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (ограждение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов должно быть с трех сторон железобетонными плитами или стальными профилированными листами на высоту не менее 2,0 м, так же с трех сторон контейнерная площадка должна быть окаймлена зелеными насаждениями (кустарниками));

оборудовать освещение контейнерной площадки в соответствии с требованиями п.2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические треоования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.7.5.4.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», п.3.7.1 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов должна быть освещена, требуемая средняя горизонтальная освещенность на покрытии площадки - не менее 2,0 лк);

установить на контейнерной площадке мусоросборные контейнеры в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (размер контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 шт.).

Взысканы с ООО «УК «Светлова» в пользу Гапонова В.П. компенсация морального вреда в сумме 600 руб., штраф в сумме 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Гапонову В.П. отказано.

Взысканы с ООО «УК «Светлова» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 28 800 руб.

Взыскана с ООО «УК «Светлова» в доход бюджета муниципального образования город Рубцовск Алтайского края государственная пошлина в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель истца Гапонова В.П. – Соснов Е.А. просит решение суда изменить, обязав ответчика демонтировать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, расположенную в районе многоквартирного дома <адрес> на земельном участке, не предназначенном для этих целей.

В обоснование жалобы ссылается на то, что истцом были заявлены требования о ликвидации контейнерной площадки, расположенной вблизи многоквартирного дома и медицинской организации, в связи с чем судебный акт подлежит изменению в части непринятия решения о ликвидации несанкционированной свалки; расстояние от контейнерной площадки до дома <адрес> составляет менее установленных законом 20 м., а количество контейнеров превышает максимально разрешенное их количество; в результате большой нагрузки (использования спорной контейнерной площадку жителями 23-многоквартирных домов), несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов на площадке скапливается огромное количество бытовых отходов и крупногабаритного мусора, что создает антисанитарные условия; собственники многоквартирного дома не принимали решения о размещении контейнерной площадки на придомовой территории; размещение мест временного хранения отходов на жилой территории необходимо согласовывать с архитектором и районными санэпидстанциями.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «УК «Светлова» просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на то, что суд, возлагая на ответчика обязанность определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного дома, вышел за пределы исковых требований, что недопустимо и является нарушением процессуального законодательства.

Заключение эксперта неправомерно признано судом в качестве единственного и допустимого доказательства по делу, поскольку в таковом имеется ссылка на СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, которые утратили силу и являются недействующими; п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, на который ссылается суд при вынесении решения, не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20 до 100 м., а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.

Обязанность по определению нового места расположения контейнерной площадки неправомерно возложена на ООО «УК «Светлова», поскольку определить новое место расположения таковой возможно только на территории, относящейся к категории земель, собственность на которые не разграничена; в силу п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), ч.4 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), пп. «д» п.11, пп. «а» п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра) обязанность по определению нового места расположения контейнерной площадки является прямой обязанностью администрации города; в решении суда не указано, исходя из каких выводов была установлена возможность определения нового места расположения контейнерной площадки.

Требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежали удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения физических и нравственных страданий в результате действий ООО «УК «Светлова».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «УК «Светлова» третье лицо администрация города Рубцовска просит решение суда оставить без изменения, данную апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Гапонова В.П. – Соснов Е.А. на доводах жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гапонов В.П. является собственником квартиры <адрес> в жилом многоквартирном <адрес> (т.1, л.д. 6).

Многоквартирный жилой дом <адрес> находится в управлении ООО «УК «Светлова» с декабря 2008 года (т.1, л.д.46-49, 59-60).

На придомовой территории указанного многоквартирного дома расположена контейнерная площадка.

Из ответа территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах от 13 августа 2020 года следует, что названным территориальным отделом место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> не согласовывалось (т.1, л.д.36).

Из ответа комитета по архитектуре и градостроительству администрации г.Рубцовска от 13 августа 2020 года следует, что заявлений о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе многоквартирного дома по <адрес> в администрацию города не поступало (т.1, л.д.37).

Заключением экспертизы ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от ДД.ММ.ГГ*** установлено, что исследуемая контейнерная площадка расположена на придомовой территории многоквартирного жилого <адрес>.

Исследуемая контейнерная площадка не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, а именно:

- расположение исследуемой контейнерной площадки относительно многоквартирного жилого дома <адрес> нарушает требования п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 3.7.6 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п. 4.5 и п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (минимальное расстояние от исследуемое контейнерной площадки до ближайшего окна указанного многоквартирного жилого дома составляет 19,1 м., требуемое – не менее 20 м.);

- расположение исследуемой контейнерной площадки относительно многоквартирного жилого дома <адрес> нарушает требования п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.3.7.6 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п. 4.5 и п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (минимальное расстояние от исследуемое контейнерной площадки до ближайшего окна указанного многоквартирного жилого дома составляет 19,5 м., требуемое – не менее 20 м.);

- расположение исследуемой контейнерной площадки относительно границ земельного участка с кадастровым номером 22:70:020303:6, расположенного по адресу: <адрес>, на котором находится здание КГБУЗ «Клинико-диагностический центр города Рубцовска», нарушает требования п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», прим.1 п.4.5 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (расстояние от исследуемое контейнерной площадки до границ указанного земельного участка составляет 2,5-2,7 м., требуемое – не менее 20 м.);

- конструкция покрытия исследуемой контейнерной площадки нарушает требования п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (покрытие исследуемой контейнерной площадки – частично засыпка асфальтобетонной срезкой, частично отсутствует, требуется – наличие бетонного или асфальтированного покрытия);

- конструкция ограждения исследуемой контейнерной площадки нарушает требования п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (фактически ограждение исследуемой контейнерной площадки выполнено с двух сторон с частичным заполнением профилированными стальными листами, требуется – глухое, с трех сторон; какие-либо зеленые насаждения (кустарники) по периметру исследуемой контейнерной площадки отсутствуют, требуется – их наличие);

- количество мусоросборных контейнеров в каждой из частей исследуемой контейнерной площадки нарушает требования п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (фактическое количество мусоросборных контейнеров на территории исследуемой контейнерной площадки и вблизи нее составляет 7 шт, требуется – не более 5 шт.);

- освещение исследуемой контейнерной площадки нарушает требования п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.7.5.4.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», п.3.7.1 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (какое-либо освещение исследуемой контейнерной площадки отсутствует, требуется – его наличие, требуемая средняя горизонтальная освещенность на покрытии - не менее 2,0 лк).

Для приведения исследуемой контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома <адрес>, в соответствие с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил необходимо:

- определить новое место расположения контейнерной площадки в соответствии со следующими требованиями:

- требованиями п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.3.7.6 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.4.5 и п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (размещение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 20 м);

- требованиям п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», прим.1 к п.4.5 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (размещение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов необходимо предусматривать на расстоянии от границ земельных участков, на которых находятся дошкольные образовательные учреждения, медицинские организации, лечебные учреждения и предприятия общественного питания, не менее 20 м);

- выполнить устройство покрытия контейнерной площадки в соответствии с требованиями п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (покрытие контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов должно быть водонепроницаемым - бетонным или асфальтобетонным);

- выполнить устройство ограждения контейнерной площадки в соответствии с требованиями п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п.2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (ограждение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов должно быть с трех сторон железобетонными плитами или стальными профилированными листами на высоту не менее 2,0 м, так же с трех сторон контейнерная площадка должна быть окаймлена зелеными насаждениями (кустарниками));

- оборудовать освещение контейнерной площадки в соответствии с требованиями п.2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.7.5.4.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», п.3.7.1 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов должна быть освещена, требуемая средняя горизонтальная освещенность на покрытии площадки - не менее 2,0 лк);

- установить на контейнерной площадке мусоросборные контейнеры в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» (размер контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 шт.).

Допрошенный в судебном заседании 10 марта 2021 года эксперт Куклин С.В. пояснил, что в ходе проведения судебной экспертизы новое место расположения контейнерной площадки не определялось; при условии соблюдения требований действующих строительных и санитарных норм и правил невозможно расположить контейнерную площадку на придомовой территории многоквартирного дома <адрес>; одним из возможных вариантов расположения контейнерной площадки является участок между самой <адрес>, домом по <адрес> и теплотрассой, что относится к муниципальной собственности (т.1, л.д.175).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что общим собранием собственников многоквартирного дома не принималось решения по возложению обязанности на управляющую компанию по установлению контейнерной площадки на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, пришел к выводу, что на ООО «УК «Светлова» лежит обязанность по ликвидации несанкционированной контейнерной площадки, и, принимая во внимание заключение эксперта, посчитал возможным возложить на ООО «УК «Светлова» в рамках предоставленных ей полномочий по управлению многоквартирным домом, обязанность определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, согласовав соответствующие мероприятия с компетентными организациями, с соблюдением требований действующих строительных и санитарных норм и правил, указанных в заключении судебной экспертизы.

Кроме того, суд первой инстанции, установив факт нарушения ООО «УК «Светлова» прав истца, как потребителя, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда на основании ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», и с учетом степени нравственных страданий, длительности нарушения прав истца, руководствуясь принципом разумности и справедливости, посчитал достаточным размер компенсации морального вреда в сумме 600 руб. На основании п.6 ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» суд также взыскал с ответчика в пользу истца штраф в размере 300 руб.

Судебная коллегия, анализируя доводы жалобы и материалы дела, не находит оснований согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ООО «УК «Светлова» обязанности определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>.

В соответствии с пп.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила обустройства мест накопления ТКО) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, вступившим в силу с 01 января 2019 года.

В соответствии с п.п.2, 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Аналогичные положения закреплены в п.10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановление Правительства Алтайского края от

Согласно п.4 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, в состав работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Таким образом, из вышеуказанного правового регулирования следует, что создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако, из этого общего правила имеется исключение, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.

Из материалов дела, в том числе заключения судебной экспертизы, следует, что размещение спорной контейнерной площадки не согласовано с собственниками многоквартирного дома по <адрес> и уполномоченными органами, расположение площадки и состояние таковой не соответствует требованиям строительных и санитарных норм и правил, необходимо определить новое место расположения контейнерной площадки. При этом из показаний эксперта, допрошенного в судебном заседании следует, что организовать новую контейнерную площадку на территории спорного многоквартирного дома, находящегося под управлением ООО «УК «Светлова», невозможно.

В судебном заседании, в котором закончилось рассмотрение дела по существу, представитель истца поддержал исковые требования с учетом выводов эксперта и просил ликвидировать несанкционированную контейнерную площадку (т.1, л.д.19-197).

Таким образом, учитывая невозможность расположения новой контейнерной площадки на территории многоквартирного дома, а также предмет исковых требований, которым являлось возложение на ООО «УК «Светлова» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ООО «УК «Светлова» обязанности определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что исходя из вышеприведенных норм материального права с ДД.ММ.ГГ, органы местного самоуправления обязаны создавать площадки для накопления твердых коммунальных отходов на не принадлежащих собственникам многоквартирных домов земельных участках, а также нести бремя их содержания. Вместе с тем, орган местного самоуправления не привлекался к участию в деле в качестве соответчика, предметом рассмотрения такие требования не являлись, следовательно, не могут быть разрешены в рамках настоящего дела.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на ООО «УК «Светлова» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>, согласовав соответствующие мероприятия с компетентными организациями, с соблюдением требований действующих строительных и санитарных норм и правил, указанных в заключении судебной экспертизы от 30 декабря 2020 года ***.

Принимая во внимание ненадлежащее исполнение управляющей компанией обязанностей по обслуживанию указанного общего имущества многоквартирного дома, по содержанию, своевременной уборке придомовой территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, а также не обеспечение соблюдения характеристик надежности и безопасности для жизни и здоровья граждан, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированную контейнерную площадку, находящуюся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, с учетом характера возложенной обязанности, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда 2 месяца с момента его вступления в законную силу.

Довод апелляционной жалобы о том, что заключение эксперта неправомерно признано судом в качестве единственного и допустимого доказательства по делу, поскольку в таковом имеется ссылка на СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, которые утратили силу 04 декабря 2020 года и 01 марта 2021 года соответственно, подлежит отклонению. Указанные санитарные правила и нормы являлись действующими на момент существования несанкционированной свалки и подачи иска, в связи с чем обоснованно приняты во внимание экспертом наряду с теми правовыми нормами, которые являются действующими и устанавливают требования аналогичные тем, что содержатся в названных санитарных правилах и нормах. Заключение эксперта является одним из доказательств по делу и в совокупности с иными имеющимся в деле доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждает обоснованность требований истца.

Ссылка в жалобе на то, что п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части необходимости соблюдения расстояния от контейнеров до жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м., на который ссылается эксперт и суд, не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, а содержит требования, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания, не принимается во внимание. Из заключения эксперта и судебного акта не следует, что нарушение п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части необходимости соблюдения расстояния от контейнеров до жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м., вменялось ответчику. При указании на необходимость соблюдения минимального расстояния от исследуемой контейнерной площадки до ближайших окон многоквартирных жилых домов экспертом и судом приведены иные правовые нормы, в том числе п.7.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», п. 3.7.6 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», п. 4.5 и п.4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов».

Довод жалобы ответчика о том, что требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежали удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения физических и нравственных страданий в результате действий ООО «УК «Светлова», подлежит отклонению как несостоятельный. Ответчиком нарушены права истца - как потребителя надлежащих услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, благоприятную среду обитания и санитарно-эпидемиологическое благополучие, что в соответствии с положениями ст. ст. 151, 1001 Гражданского кодекса Российской Федерации является достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда. Размер такового определен судом первой инстанции с учетом степени нравственных страданий, длительности нарушения прав истца, принципов разумности и справедливости, оснований для переоценки размера компенсации морального вреда не имеется.

Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, в апелляционных жалобах не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2021 года отменить в части возложения на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Светлова» обязанности определить новое место расположения контейнерной площадки, находящейся на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Принять в этой части новое решение, которым возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Светлова» обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную контейнерную площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирного жилого дома <адрес>

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 октября 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>