КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дуденков В.В. Дело (УИД) № 39RS0006-01-2021-001461-32
Производство № 2-27/2022
(№ 33-2248/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2022 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Быстровой М.А., Яковлева Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Ильиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства здравоохранения Калининградской области и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 04 марта 2022 г. по иску прокурора города Балтийска в интересах неопределённого круга лиц к ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Калининградской области о создании защитного сооружения гражданской обороны,
заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителей Министерства здравоохранения Калининградской области Титова В.Н., ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» Киреевой Э.Л., поддержавших апелляционные жалобы, представителя главного управления МЧС России по Калининградской области Шаповаловой Я.С. и прокурора Маркеловой Г.И., считавших решение суда правильным и возражавших против доводов, изложенных в апелляционных жалобах,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Балтийска обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, указав, что в ходе проверки исполнения Балтийской ЦРБ, имеющей мобилизационное задание и отнесённой ко второй категории по гражданской обороне, законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время, выявлено отсутствие защитных сооружений гражданской обороны на территории данной организации, что свидетельствует о нарушении Балтийской ЦРБ требований статьи 1 Федерального закона «О гражданской обороне» и пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования защитных сооружений гражданской обороны по их прямому назначению.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны путём обеспечения Балтийской ЦРБ защитным сооружением гражданской обороны, соответствующим предъявляемым требованиям и готовым к приёму укрываемых, а также обязать Министерство здравоохранения Калининградской области профинансировать мероприятия по обеспечению Балтийской ЦРБ защитным сооружением гражданской обороны, соответствующим предъявляемым требованиям и готовым к приёму укрываемых.
Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 04 марта 2022 г. иск прокурора удовлетворен: на ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны путём создания в месте нахождения ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» по адресу: Калининградская область, город Балтийск, улица Чехова, дом № 11, защитного сооружения гражданской обороны, соответствующего предъявляемым требованиям и готового к приёму укрываемых. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Министерством здравоохранения Калининградской области и ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене данного решения и отказе в иске со ссылкой на то, что ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» не относится к какой-либо категории по гражданской обороне, не имеет мобилизационного задания, в связи с чем необходимость наличия у данной организации защитного сооружения гражданской обороны также отсутствует.
Кроме того, в апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Калининградской области указано, что настоящий спор вытекает из административных правоотношений, в связи с чем дело должно было рассматриваться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В свою очередь, в апелляционной жалобе ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» указано, что данной организации не предоставлялся земельный участок для строительства убежища, она не получала государственного задания на это и соответствующего финансирования, вопрос о котором безосновательно не был рассмотрен судом. Помимо изложенного ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» считает недостаточным предоставленный судом срок на исполнение решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гражданской обороне» (здесь и далее положения нормативных правовых актов приведены в редакции, действовавшей в период возникновения и развития спорных правоотношений) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 1 статьи 9 данного Федерального закона, а также статьей 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Как указано в пункте 10 данного Положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно абзацу восьмому статьи 6 Федерального закона «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 утверждён Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В силу абзаца четвёртого пункта 2 данного Порядка к объектам гражданской обороны относится укрытие, представляющее собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
В соответствии с абзацами седьмым и восьмым пункта 3 указанного Порядка укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесённой ко второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесённой к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 7 Порядка).
Пунктом 10 вышеназванного Порядка предусмотрено, что организации создают в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно пункту 12 вышеуказанного Порядка создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общие технические требования, предъявляемые к защитным сооружениям гражданской обороны, установлены ГОСТ Р 42.4.03-2015 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования», утверждённым приказом Росстандарта от 21 июля 2015 г. № 951-ст и введённым в действие с 1 февраля 2016 г.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абз. 8 статьи 1 Федерального закона «О гражданской обороне»).
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2016 г. № 804.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие мобилизационные задания (заказы).
Пунктом 4 указанных Правил определено, что показатели для отнесения организации к категориям по гражданской обороне устанавливает МЧС России.
Приведенные нормативные правовые акты указывают на безусловную обязанность вышеуказанных организаций иметь (создавать или иным образом использовать) соответствующие объекты гражданской обороны.
Установлено, что ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» является некоммерческой медицинской организацией, в установленном порядке включена в Перечень организаций, отнесённых к категориям по гражданской обороне Калининградской области, согласованный с МЧС России и утверждённый Губернатором Калининградской области 14 августа 2017 г., отнесена ко второй категории по гражданской обороне как организация, имевшая мобилизационное задание, с численностью работающих в военное время 287 человек и наибольшей работающей сменой 196 человек.
На момент принятия судом первой инстанции решения по делу вышеуказанный Перечень являлся действующим, Балтийская ЦРБ не была исключена из него в установленном порядке и сохраняла статус организации, отнесённой ко второй категории по гражданской обороне.
Таким образом, вопреки изложенным в апелляционных жалобах доводам, ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» в силу требований вышеуказанных норм права обязана иметь (создавать или иным образом использовать) соответствующие объекты гражданской обороны.
Таким образом, на момент судебного разбирательства Балтийская ЦРБ как организация, относящаяся ко второй категории по гражданской обороне, не создала на своей территории защитное сооружение гражданской обороны, соответствующее предъявляемым требованиям и готовое к приёму укрываемых.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие ответчика в данной части нарушает права неопределенного круга лиц и создает угрозу для граждан и общества, в связи с чем обоснованно удовлетворил иск прокурора, возложив на ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» обязанность данное нарушение путём создания в месте нахождения указанной организации защитного сооружения гражданской обороны, соответствующего предъявляемым требованиям и готового к приёму укрываемых.
Те указанные в апелляционной жалобе ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» обстоятельства, что данной организации не предоставлялся земельный участок для строительства убежища, и что она не получала соответствующего государственного задания и финансирования, не могут свидетельствовать о незаконности решения суда, так как все вопросы создания защитного сооружения гражданской обороны, в том числе оформления землеотвода, получения соответствующей строительной документации и финансирования, должны решаться в предусмотренном законом для организаций подобного рода порядке решения именно этих вопросов.
Вопреки изложенным ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» в апелляционной жалобе доводам, суд в соответствии с требованиями части второй статьи 206 ГПК РФ предоставил данной организации достаточный срок на исполнение решения, с учетом видов, объёмов и специфики подлежащих выполнению мероприятий в области гражданской обороны, а также общественной значимости возложенной на ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница» обязанности, степени потенциальной опасности для граждан допущенного ею нарушения в области гражданской обороны, временных и материальных затрат на соблюдение требуемых процедур, а также правового статуса и имущественного положения ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница».
Изложенный в апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Калининградской области довод о том, что настоящий спор вытекает из административных правоотношений, в связи с чем дело должно было рассматриваться в порядке, установленном КАС РФ, проверен и не нашел подтверждения.
Согласно статьям 1, 17 КАС РФ по правилам административного судопроизводства в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, подлежат рассмотрению и разрешению административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, приведен в частях 2-3 статьи 1 данного кодекса.
По смыслу данных статей, а также других норм Кодекса административного судопроизводства РФ, административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, характеризуются, прежде всего, наличием властных полномочий одной из сторон по делу в отношении другой стороны.
Из содержания же иска прокурора, поданного в рамках настоящего дела, следует, что он выступает в качестве процессуального истца, по существу им заявлены требования в интересах неопределённого круга лиц, которые не имеют властных полномочий в отношении ответчиков, как и ответчики не имеют таких полномочий в отношении указанных лиц.
Заявленные прокурором требования направлены на понуждение ответчиков к выполнению норм действующего законодательства в области гражданской обороны и не относятся ни к одной из указанных в частях 2-3 статьи 1 КАС РФ категорий.
Какие-либо требования, связанные с административными или иными публичными правоотношениями, направленные на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в этой сфере, либо с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, прокурором не заявлялись.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что поданное прокурором в рамках настоящего дела исковое заявление подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтийского городского суда Калининградской области от 04 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи