ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-280/20 от 18.05.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Щербакова А.В.

Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-3310/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2020 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Сальниковой Н.А., Ляховецкого О.П.,

при секретаре Попугаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-280/2020 по иску Безденежных Ирины Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, о включении периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера

по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области – Корчагиной Е.Ю.

на решение Братского городского суда Иркутской области от 27 января 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

обоснование исковых требований истец ФИО1 указала, что Дата изъята решением Номер изъят комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Братске и Братском районе ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»), по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Считает данное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. При исчислении периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии истцу не были зачтены в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ периоды ее работы с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» Иркутская область. Истец в указанный выше период работы выполняла трудовую функцию в течение полного рабочего дня, то есть имела постоянную полную занятость, в связи с чем, считает, что данный период ее работы подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ. Также, при исчислении периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии не были зачтены в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы: с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» Иркутская область; с Дата изъята по Дата изъята в качестве продавца продовольственных товаров у ИП ФИО2

Истец ФИО1 просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Братске и Братском районе от Дата изъята Номер изъят об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости; включить в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» Иркутская область; включить в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с Дата изъята по Дата изъята в качестве продавца продовольственных товаров у ИП ФИО2.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 27 января 2020 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области – ФИО8 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене указала на нарушение судом норм материального права. Полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для включения периода работы истца с Дата изъята по Дата изъята в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 с. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», а также в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку отсутствуют документальные доказательства о работе ФИО1 в указанный период в течение полного рабочего дня изолировщиком на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудований на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов в местности, приравненной районам Крайнего Севера.

Кроме того, судом включен в страховой стаж, а также в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с Дата изъята по Дата изъята в качестве продавца продовольственных товаров у ИП ФИО2, однако при этом судом не учтено, что сведения о работе в данный период на лицевом счете застрахованного лица ФИО1 согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица от Дата изъята отсутствуют.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО1, представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.

Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи ФИО11, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 1 ФЗ «О страховых пенсиях» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В целях реализации статей 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях» Правительство РФ приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с указанным постановлением при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 раздела ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, пользуются: изолировщики на термоизоляции, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования, подраздел 2290000а, пункт 12531.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дата изъята ФИО1, Дата изъята года рождения, зарегистрированная в системе государственного обязательного страхования Дата изъята , обратилась в УПФР в г. Братске и Братском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Братске и Братском районе от Дата изъята Номер изъятФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», а также стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно обжалуемому решению страховой стаж истца составил 18 лет 09 месяцев 09 дней, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от Дата изъята Номер изъятп – 24 года 04 месяца 13 дней, при требуемом 20 лет; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О о страховых пенсиях» - 15 лет 07 месяцев 08 дней, при требуемом 20 лет; стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» - 05 лет 02 месяца 02 дня, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от Дата изъята Номер изъятп – 06 лет 07 месяцев 04 дня, при требуемом 10 лет.

В стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитан период работы ФИО1 с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция», так как запись об этом периоде работы в трудовую книжку внесена с нарушением требований Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года Номер изъят, записи о приеме на работу и увольнении с работы заверены печатью, оттиск которой не читается, в выписке из лицевого счета отсутствуют сведения о том, что в этот период истец работала на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не включен также период работы ФИО1 с Дата изъята по Дата изъята в качестве продавца продовольственных товаров у индивидуального предпринимателя ФИО2, так как сведения о работе в данный период времени отсутствуют на лицевом счете застрахованного лица ФИО1

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения пенсионного органа от Дата изъята Номер изъят в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30, по п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» ФЗ, периода работы истца с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, возложении на ответчика обязанности включить указанный период в стаж работы по п. 2 ч.1 ст. 30, по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что записями в трудовой книжке, выпиской из лицевого счета подтверждается факт работы истца в указанный период, а доводы ответчика об отсутствии сведений о полной занятости истца в течение рабочего времени не могут быть приняты во внимание, так как не обеспечение сохранности документов, подтверждающих занятость истца в течение полного рабочего дня, не относится к обстоятельствам, за которые отвечает истец.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 ФЗ О страховых пенсиях»).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона.

Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно п. 12 указанного выше Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в частности, документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 ФЗ О страховых пенсиях»).

Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый – третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Между тем, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределил между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения истцом в спорный период в течение полного рабочего дня работы в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» и достоверности отражения данных об этих периодах работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования Дата изъята , спорный период ее трудовой деятельности с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» имел место до ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО1 за период с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» работодателем представлены в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.

Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.

Судом не учтено, что в отношении ФИО1 указанным работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы ФИО1 являются недостоверными.

При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы ФИО1, иные письменные доказательства, которые подтверждают выполнение истцом работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в спорный период, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

Вывод суда первой инстанции о том, что сведения о специальном стаже ФИО1 подтверждены записями в ее трудовой книжке, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно ч. 4 ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.

Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке ФИО1 содержатся сведения о периодах ее трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой ФИО1 работы в ее трудовой книжке не содержится.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии соответствующих записей в трудовой книжке истца не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов ее трудовой деятельности в специальный стаж, является ошибочным.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода работы ФИО1 с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования, в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция» нельзя признать правомерным.

Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Удовлетворяя требования ФИО1 о признании незаконным решения пенсионного органа от Дата изъята Номер изъят в части не включения в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с Дата изъята по Дата изъята в должности продавца продовольственных товаров у ИП ФИО2, о возложении на ответчика обязанности включить указанный период в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в указанный период в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подтверждается письменными доказательствами.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, спорный период трудовой деятельности ФИО1 с Дата изъята по Дата изъята в должности продавца продовольственных товаров у ИП ФИО2 имел место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении ФИО1 за период с Дата изъята по Дата изъята в должности продавца продовольственных товаров у ИП ФИО2 работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации не представлены.

Между тем, в качестве доказательств, подтверждающих осуществление трудовой деятельности в указанный период в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подтверждается трудовым договором Номер изъят от Дата изъята , приказом от Дата изъята Номер изъят о приеме на работу, приказом от Дата изъята Номер изъят о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), справкой ИП ФИО2, которые отвечают требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. Оснований ставить под сомнения указанные доказательства у судебной коллегии не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе касающиеся данного периода работы, сводятся к несогласию ответчика с оценкой доказательств, представленных в обоснование заявленных требований. Данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.

Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята по данному делу в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от Дата изъята Номер изъят в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30, по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы ФИО1 с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция», возложении обязанности включить указанный период в стаж работы по п. 2 ч.1 ст. 30 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отменить, принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в части признания незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от Дата изъята Номер изъят в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч.1 ст. 30 и по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы ФИО1 с Дата изъята по Дата изъята в качестве изолировщицы на термоизоляции, занятой на ремонте и изготовлении оборудования в специализированном РСМУ «Ангарскэнерготеплоизоляция», возложении обязанности включить указанный период в стаж работы по п. 2 ч.1 ст. 30 и по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от Дата изъята № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отказать.

В остальной части решение Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья – председательствующий

И.Л. Васильева

Судьи

Н.А. Сальникова

О.П. Ляховецкий