ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2827/2021 от 02.11.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №2-2827/2021 Председательствующий – судья Любимова Е.И.

УИД 32RS0027-01-2021-002214-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2965/2021

г. Брянск 02 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Фроловой И.М., Сокова А.В.,

при секретаре Кондрашовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 05 июля 2021 г. по исковому заявлению ФИО1 к Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ ФИО2 65» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ответчика ТСН «ТСЖ ФИО2 65» ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с иском в суд, ссылаясь на то, что является собственником квартиры <адрес>. В данной квартире никто не проживает, местом проживания истца является адрес ее регистрации: <адрес>

В квитанциях за март 2020 года включена плата за ТКО, с последующим начислением с января 2019 года. Начисление указанной платы и взимание денежных средств осуществляет ТСН «ТСЖ ФИО2 65».

Указывая на проживание в ином помещении, начислением и оплатой по данному адресу услуг по обращению с ТКО, а также в связи с не проживанием и не пользованием данной услугой по адресу: <адрес>, истец обратилась в ТСН «ТСЖ ФИО2 65» с заявлением о перерасчете, в чем ей было отказано.

Истец, ссылаясь на п.148(22), п.148(24) Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354), указывает что, действующим законодательством предусмотрена обязанность перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае отсутствия потребителя в месте получения услуги.

С учетом уточнения иска просила суд обязать ТСН «ТСЖ ФИО2 65» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по жилому помещению – <адрес> за период с января 2019 год по сентябрь 2020 год, исключив из оплаты стоимость услуги по обращению с ТКО.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 05 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСН «ТСЖ ФИО2 65» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что суд неверно истолковал нормы Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 в части расчета объема коммунальной услуги и расчета платы за потребленную коммунальную услугу.

Председатель ТСН «ТСЖ ФИО2 65» ФИО4 в своих возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, заслушав представителя ответчика ТСН «ТСЖ ФИО2 65» ФИО3, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя содержания принадлежащего им имущества и общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Зарегистрированных лиц по указанному адресу не имеется.

Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Согласно справочной информации ООО УК «Согласие» задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному данному помещению не имеется.

Управление общим имуществом <адрес> осуществляет ТСН «ТСЖ ФИО2 65», которым производится расчет платы за жилищно-коммунальные услуги, формирование платежных документов и направление их собственникам (проживающим).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ - собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной (раздел XV(1)) с 01 января 2019г.

Согласно п.4. «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами.

На территории Брянской области региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2019 г. является АО «Чистая планета» (до 22 июля 2019 г. ОАО «Чистая планета»).

Между АО «Чистая планета» и ТСН «ТСЖ ФИО2 65» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные услуги в объеме и месте, которые определены в договоре, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (п.2 ст. 157 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, (ст. 157 ЖК РФ).

Согласно положений Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г. потребитель услуги (собственники ТКО) обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в соответствии с установленным тарифом и нормой накопления (п. 148.25 пп. в).

Размер тарифа на территории Брянской области на услугу по обращению с ТКО в 2019 г. составляет 526,76 руб./куб.м. (приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 35/16 от 19 декабря 2018 г.), в 2020 г. - 473,06 руб./куб.м. (приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 20 декабря 2019 N 37/176-тко), в 2021 г. - 455,66 руб./куб.м. (приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2020 N 31/1-тко).

Норматив накопления для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов установлен - 2,03 куб.м./год на 1 проживающего (приказы Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09 февраля 2018 г. N 85, №858 от 29 ноября 2018 г.; №419 от 13 декабря 2019г.).

Согласно информации, предоставленной АО «Чистая планета» расчет платы за услугу по обращению с ТКО на одного проживающего (собственника) производится следующим образом:

2,03 куб.м/год /12 мес. х 526,76 руб./куб.м =89,11 руб./мес. (2019г.)

2,03 куб.м/год/12 мес. х 473,06 руб./куб.м = 80,03 руб./мес. (2020г.)

2,03 куб.м./год/12 мес. х 455,66 руб./куб.м = 77,08 руб./мес. (2021г.)

В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.

В пункте 148(24) Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что истец, указывая на то, что зарегистрирована и фактически проживает по иному адресу, где оплачивает коммунальные услуги, обратилась в ТСН «ТСЖ ФИО2 65» с заявлением о перерасчете начислений по строке ТКО, исключив все суммы начислений, произвести возврат денежных средств, в том числе начислений задолженности за прошлые периоды. К заявлению истец приложила копию паспорта.

ТСН «ТСЖ ФИО2 65» рассмотрев указанное заявление, сообщило истцу об отказе в перерасчете со ссылкой на п.148 (36) Правил № 354, в соответствии с которым, если в жилом помещении никто не зарегистрирован, то оплата за вывоз ТКО начисляется по числу собственников.

В соответствии с пунктом 148(34) Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции, по жилому помещению по адресу: <адрес> в качестве расчетной единицы для начисления оплаты за услугу ТКО принимается норматив накопления ТКО на 1 собственника жилого помещения. Проживающие в данном помещении лица отсутствуют.

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148(44) Правил N 354) предусмотрен перерасчет размера такой платы. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.

Вместе с тем, в <адрес> лица зарегистрированные отсутствуют, сведений о фактически проживающих также не имеется.

В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в соответствии с пунктом 148(36) Правил N 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Исходя из смысла вышеприведенных норм, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.

Неиспользование собственником ФИО1 жилого помещения (непроживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истца как собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности, услуги по обращению с ТКО.

Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

В связи с чем, доводы заявителя о том, что законом предусмотрена возможность перерасчета платы за обращение с ТКО, о доказанности факта отсутствия потребителей по жилому помещению по адресу: <адрес>, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 05 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд города Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Е.В. Сидоренкова

Судьи

И.М. Фролова

А.В. Соков

Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 09.11.2021 г.