ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2834/19 от 20.11.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Гончарова Ю.С. дело №2-2834/2019 (33-4001/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 20 ноября 2019г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Поляковой К.В., Чернышовой Ю.А.,

при помощнике судьи Максутовой С.Ж.,

заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Точилиной В.И. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2019г. по делу по иску администрации МО «Город Астрахань» к ИП Русановой Т. И. об обязании осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов,

УСТАНОВИЛА:

Администрация МО «Город Астрахань» в лице представителя по доверенности Точилиной В.И. обратилась в суд с иском, указав, что в рамках предоставленных полномочий сотрудниками управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» ДД.ММ.ГГГГг. с 18 час. до 22 час. проведен рейд в целях проверки соблюдения расписания перевозчиком, осуществляющим деятельность по муниципальному маршруту регулярных перевозок с. Мероприятия проводились на остановочном пункте «<адрес> (напротив д. по направлению в город), фиксировалось время отправления транспортных средств, интервал движения и государственный номер транспортного средства. В ходе указанных мероприятий установлено, что перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок с после 20 час. перевозчиком не осуществляются, интервал движения с 18 час. 45 мин. до 20 час. 01 мин. колеблется от 27 мин. до 49 мин. Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок с и карты соответствующего маршрута выданы ИП Русановой Т.И. по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. В соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань» на муниципальном маршруте регулярных перевозок с установлено следующее расписание: время начала движения 06 час., время окончания движения 22 час.; интервал движения: с 06 час. до 09 час. в будние дни 5 мин., в выходные дни 8 мин., с 09 час. до 17 час. в будние дни 6 мин., в выходные дни 8 мин., с 17 час. до 19 час. в будние дни 7 мин., в выходные дни 10 мин., с 19 час. до 22 час. в будние дни 15 мин., в выходные дни 20 мин. Таким образом, не осуществляя перевозки пассажиров и багажа с 20 час. до 22 час., а также с интервалом движения свыше 20 мин., ответчик нарушает требования вышеперечисленного законодательства. При указанных обстоятельствах просили обязать ИП Русанову Т.И. осуществлять перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок с в соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», а именно: время начала движения с 06 час., время окончания движения 22 час.; интервал движения: с 06 час. до 09 час. в будние дни 5 мин., в выходные дни 8 мин., с 09 час. до 17 час. в будние дни 6 мин., в выходные дни 8 мин., с 17 час. до 19 час. в будние дни 7 мин., в выходные дни 10 мин., с 19 час. до 22 час. в будние дни 15 мин., в выходные дни 20 мин.

Заочным решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 июля 2019г. исковые требования удовлетворены.

Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 05 августа 2019г. заочное решение суда от ДД.ММ.ГГГГг. отменено, производство по делу возобновлено.

В судебном заседании представитель администрации МО «Город Астрахань» Букина Т.А. требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ИП Русанова Т.И. в судебное заседание не явилась, ее представитель Хайрутдинова Н.В. просила в иске отказать.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2019г. исковые требования администрации МО «Город Астрахань» оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представители администрации МО «Город Астрахань» по доверенностям Точилина В.И. и Головин А.В. просили решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав также о несогласии со сведениями, представленными системой «ГЛОНАСС».

На заседание судебной коллегии ИП Русанова Т.И., будучи надлежаще извещенной, не явилась, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представила, причину неявки не сообщила, ее представители Хайрутдинова Н.В. и Терацов Р.С. не возражали против рассмотрения дела в отсутствие своего доверителя, надлежаще уведомленной о времени и места рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав докладчика по делу, выслушав Конюхова В.В. и Головина А.В., поддержавших доводы жалобы, представителей Хайрутдинову Н.В. и Терацова Р.С., считавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (ч.2 ст.19).

Орган транспортного контроля осуществляет проведение проверок: наличия у водителя карты маршрута регулярных перевозок, соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок; соблюдения требования порядка посадки и высадки пассажиров (ч.1 ст. 35).

Контроль за выполнением иных, не указанных в ч.1 данной статьи, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство (ч.2 ст. 35).

В соответствии с п.3 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. №112, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляться по расписаниям.

В соответствии с п.15 ч.1 ст. 2 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочной пункт отправления транспортных средств от остановочного пункта. Планируемое расписание для каждого остановочного пункта в соответствии с п.11 ч.1 ст. 26 Федерального закона №220-ФЗ установлено реестром маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с абз. 7 Положения об управлении транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань», утвержденного Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 07 июля 2016г. №4469, к полномочиям управления транспорта и пассажирских перевозок администрации Мо «Город Астрахань» относится осуществление контроля за выполнением отнесенных к полномочиям органов государственного транспортного контроля условий заключенных муниципальных контрактов или выданных свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Как следует из материалов дела, информация о расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств, интервалах движения содержится в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», размещенном на официальном сайте администрации МО «Город Астрахань».

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок с и карты соответствующего маршрута выданы индивидуальному предпринимателю Русановой Т.И. по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании.

В соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань» на муниципальном маршруте регулярных перевозок с установлено следующее расписание: время начала движения 06:00, время окончания движения 22:00; интервал движения: с 06:00 до 09:00 в будние дни 5 мин., в выходные дни 8 мин., с 09:00 до 17:00 в будние дни 6 мин., в выходные дни 8 мин., с 17:00 до 19.00 в будние дни 7 мин., в выходные дни 10 мин., с 19:00 до 22:00 в будние дни 15 мин., в выходные дни 20 мин. контрольными точками по маршруту (первоначальная и конечная остановки) являются <адрес> ИП Русановой Т.И. допущено к использованию 16 автомобилей, осуществляющих регулярные перевозки (л.д.6).

В рамках предоставленных полномочий сотрудниками управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» ДД.ММ.ГГГГг. с 18:00 до 22:00 проведен рейд в целях проверки соблюдения расписания перевозчиком, осуществляющим деятельность по муниципальному маршруту регулярных перевозок с. Мероприятия проводились на остановочном пункте «<адрес><адрес> (напротив д по направлению в город), фиксировалось время отправления транспортных средств, интервал движения и государственный номер транспортного средства.

В ходе указанных мероприятий составлен акт, согласно которому перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок с после 20:01 перевозчиком не осуществляются, интервал движения с 18:45 до 20:01 колеблется от 27 мин. до 49 мин. Акт составлен в отношении 10 автомобилей; <данные изъяты> (л.д.55).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие требования истца, а именно сведения, указывающие на то, что ИП Русановой Т.И. осуществляются перевозки в нарушение расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В опровержение доводов искового заявления ответчиком представлены путевые листы на ДД.ММ.ГГГГг., которые имеют сведения, в том числе о дате времени предрейсового и послерейсового медосмотров, а также дату и время контроля технического состояния автотранспорта:

– допущен в 13 час. 40 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 45 мин. (л.д.84);

– допущен в 13 час. 10 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 55 мин. (л.д.85);

- допущен в 13 час. 15 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 55 мин. (л.д.86);

- допущен в 10 час. 28 мин., послерейсовый медосмотр 22 час. 10 мин. (л.д.87);

- допущен в 05 час. 43 мин., послерейсовый медосмотр время не указано, возврат 21 час. 45 мин. (л.д.88);

- допущен в 14 час. 01 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 55 мин. (л.д.89);

- допущен в 12 час. 05 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 57 мин. (л.д.151);

- допущен в 05 час. 45 мин., послерейсовый медосмотр 13 час. 55 мин. (л.д.152);

- допущен в 13 час. 30 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 40 мин. (л.д.153);

- допущен в 13 час. 50 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 55 мин. (л.д.156);

- допущен в 13 час. 35 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 45 мин. (л.д.158);

- допущен в 12 час. 08 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 50 мин. (л.д.160);

- допущен в 12 час. 11 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 50 мин. (л.д.162);

- допущен в 12 час. 01 мин., послерейсовый медосмотр 21 час. 55 мин. (л.д.163).

Кроме того, из материалов дела следует, что автомобили <данные изъяты> оснащены бортовыми навигационно-телематическими модулями ГЛОНАСС.

Согласно отчетам ГЛОНАСС по работе на маршруте за ДД.ММ.ГГГГг. по маршруту в период времени проведения проверки сотрудниками истца с 18 час до 22 час. автотранспорт в контрольной точке <адрес> находился:

– с 18:08:52 до 18:11:15, с 19:33:37 до 20:03:13 (л.д.165);

– с 17:52:28 до 18:03:37, с 19:28:14 до 19:30:08 (л.д.166);

– с 18:20:59 до 18:30:42, с 19:53:03 до 20:08:10 (л.д.167);

- с 18:38:44 до 18:46:54, с 20:06:03 до 20:26:24 (л.д.168);

– с 18:10:01 до 18:17:09, с 19:45:56 до 19:56:57 (л.д.169).

Кроме того, согласно сведениями ГЛОНАСС зафиксировано нахождение автотранспорта по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг.: – 21:48:32 (л.д.171), – 21:16:24, 21:22:45, 21:25:54 (л.д.173), – 21:29:45 (л.д.174).

Таким образом, материалами дела, а именно актом от ДД.ММ.ГГГГг. и сведениями ГЛОНАСС, подтверждено нахождение автотранспорта на маршруте в контрольной точке «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГг. с 18 час. до 22 час. в следующее время: 17:58 (); 17:52:28 - 18:03:37 (), 18:08:52 - 18:11:15 (), 18:10:01 - 18:17:09 (), 18:23 (), 18:20:59 - 18:30:42 (), 18:38 (); 18:38:44 - 18:46:54 (), 19:12 (); 19:28:14 - 19:30:08 (); 19:33:37 - 20:03:13 (); 19:45:56 - 19:56:57 (); 19:53:03 - 20:08:10 (); 20:01 (); 20:06:03 - 20:26:24 (); 21:16:24 - 21:22:45 - 21:25:54 (), 21:29:45 (), 21:48:32 ().

В соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», перевозка пассажиров должна осуществляться в будние дни в период с 18 час. до 22 час.: время окончания движения 22 час.; интервал движения с 18 час. до 19 час. - 7 мин., с 19 час. до 22 час. - 15 мин.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы иска в части несоблюдения ответчиком расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», в будний день ДД.ММ.ГГГГг. в период проведенной проверки с 18 час. до 22 час. на маршруте нашли свое подтверждение в судебном заседании, при этом время окончания движения 22 час. не соблюдается, что также подтверждается представленными путевыми листами, где послерейсовый медосмотр и осмотр технического состояния автотранспорта пройден водителя до 22 час., за исключением автомобиля . Установленный интервал движения (с 18 час. до 19 час. - 7 мин., с 19 час. до 22 час. - 15 мин.) не соблюдается и в некоторые периоды превышен (18:30-18:38-18:46-19:12-19:28, 20:06:03-20:26:24-21:16:24, 21:29:45-21:48:32), что свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства и опасности причинения вреда в будущем, ставя под угрозу права и законные интересы неопределенного круга потребителей, что в силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ является основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об отказе в удовлетворении иска в полном объеме нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности устранения тех нарушений, факт которых нашел своего подтверждение в судебном заседании. Оснований для удовлетворения иска в полном объеме судебной коллегии не усматривается, поскольку доказательства нарушений расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», в иные временные периоды, указанные в исковом заявлении, стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлены не были.

Согласно сообщению Единой национальной диспетчерской системы информацию, поступающую от бортовых навигационно-телематических модулей системы ГЛОНАСС невозможно подвергнуть корректировке, коррекция скорости, местоположения, времени отдельно взятого периода не осуществима. Вся информация, поступающая на сервер ООО «ЕНДС-ФИЦ», не может быть изменена и предоставляется заказчикам в том виде, в котором поступает (л.д.134).

Таким образом, информация от навигационно-телематических модулей является достоверной и может быть принята судом в качестве доказательства места нахождения транспортных средств в определенный временной промежуток, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части судебной коллегией отклоняются.

Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2019г. в удовлетворении ходатайства представителю Русановой Т.И. по доверенности Хайрутдиновой Н.В. о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции обоснованно отказано (л.д.80-82), в связи с чем доводы стороны ответчика в данной части, приведенные на заседании судебной коллегии, также отклоняются как несостоятельные.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с разъяснениями п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016г. №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст.ст. 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины в соответствии с пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ в размере 6.000 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 августа 2019г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации МО «Город Астрахань» к ИП Русановой Т.И. об обязании осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов, удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя Русанову Т. И. осуществлять перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок с в соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», в будние дни в период с 18 час. до 22 час., а именно: время окончания движения 22 час.; интервал движения с 18 час. до 19 час. - 7 мин., с 19 час. до 22 час. - 15 мин.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации МО «Город Астрахань» отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Русановой Т. И. государственную пошлину в доход бюджета МО «Город Астрахань» в размере 6.000 руб.