Судья Алферьевская С.А.
Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-3061/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Губаревич И.И., Коваленко В.В.,
при секретаре Горячкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-283/2022 (38RS0032-01-2021-007499-62) по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания в форме выговора, признании незаконным указанное в распоряжении основание увольнения, обязании изменить формулировку увольнения
по апелляционному представлению прокурора Иркутской области
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2022 года
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований указано, что прокуратурой области в марте 2021 года проверено соблюдение законодательства о противодействии коррупции должностными лицами министерства природных ресурсов и экологии области, осуществляющими полномочия в области организации охраны атмосферного воздуха. Проверке подвергнуты сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Иркутской области ФИО14 Распоряжением министерства от Дата изъята Номер изъят-мр-л ФИО14 назначен на должность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, распоряжением министерства от Дата изъята Номер изъят-мр-л - на должность заместителя министра - начальника управления природных ресурсов министерства, распоряжением министерства от Дата изъята Номер изъят-мр-л - заместителем министра - начальником управления региональной экологической политики министерства. Установлено, что ФИО14, на момент проверки замещавший должность заместителя министра природных ресурсов и экологии - начальника управления природных ресурсов министерства, Дата изъята как кандидат к назначению на должность первого заместителя министра представил в кадровое подразделение министерства сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребенка за 2019 год. Проверка прокуратуры показала, что ФИО14, замещая должности государственной гражданской службы области, нахождение на которых влечет за собой обозначенный запрет, владел и пользовался иностранными финансовыми инструментами. При этом, должности первого заместителя, заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области относятся к высшей группе должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители». Названные должности включены в Перечень должностей государственной гражданской службы Иркутской области, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовым инструментами. В этой связи, Дата изъята прокурором области в адрес министра природных ресурсов и экологии внесено представление, в котором указано на грубое нарушение законодательства о противодействии коррупции заместителем министра и необходимость провести в отношении ФИО14 проверку. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, его требования удовлетворены. В соответствии с распоряжением министерства от Дата изъята Номер изъят-мр в период с Дата изъята по Дата изъята отделом финансовой и кадровой работы министерства проведена проверка соблюдения ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов ФИО14 Проверка завершена составлением доклада от Дата изъята о результатах названной проверки. В докладе указано, что факт нарушения ФИО14 запрета владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами подтвержден. Решением президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от Дата изъята по результатам рассмотрения материалов проверки и доклада министерства, рекомендовано министру природных ресурсов и экологии области применить к ФИО14 меры юридической ответственности. Распоряжением министерства от Дата изъята Номер изъят-мр-к к ФИО14 применено дисциплинарное взыскание в форме выговора. ФИО14 на основании распоряжения министерства от Дата изъята Номер изъят-мр-л освобожден от замещаемой должности заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства по инициативе гражданского служащего. Названные распоряжения министерства приняты с нарушением норм законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе. Мера ответственности в виде выговора не соответствует тяжести совершенного ФИО14 коррупционного правонарушения, избрана без учета результатов проверки, проведенной кадровым подразделением министерства в отношении ФИО14, рекомендаций президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. Министром природных ресурсов и экологии Иркутской области при наличии доклада кадрового подразделения от Дата изъята об установлении факта несоблюдения служащим ФИО14 запрета, регламентированного федеральными законами, решения президиума от Дата изъята о необходимости применения к ФИО14 в этой связи меры ответственности, требования закона об увольнении ФИО14 в связи с утратой доверия проигнорированы, неправомерно приняты решения о применении к нему дисциплинарного взыскания в форме выговора и увольнении по инициативе государственного гражданского служащего. Тем самым ФИО14 избежал предусмотренной законом ответственности за коррупционное правонарушение, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти.
Прокурор Иркутской области просил суд признать незаконным распоряжение министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-к «О применении дисциплинарного взыскания» о применении к ФИО14, заместителю министра - начальнику управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, дисциплинарного взыскания в форме выговора за несоблюдение в течение трех лет предшествовавших поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от Дата изъята № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; признать незаконным указанное в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л «Об увольнении ФИО14» основание увольнения заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО14 с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе государственного гражданского служащего; обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области изменить формулировку увольнения заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО14 в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л «Об увольнении ФИО14» на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Иркутской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при принятии решения, судом нарушены нормы материального права. Полагает, что основания для изменения формулировки увольнения ФИО14 имелись, поскольку он замещая должности государственной гражданской службы области, нахождение на которых влечет за собой запрет владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, владел и пользовался такими активами. При этом, суд не дал оценку тому обстоятельству, что срок отчуждения иностранных финансовых инструментов, установленный частью 3 статьи 4 Федерального закона от Дата изъята № 79-ФЗ, является пресекательным и его нарушение влечет применение мер ответственности к лицу, его допустившему. Продолжительность времени такого нарушения законом не предусмотрена и правового значения не имеет. Более того, истцом опровергнут довод ответчика об отсутствии у ФИО14 фактической возможности исполнить обязанность по продаже иностранных финансовых активов. Данному обстоятельству, как и тому факту, что отчуждать данные активы служащий начал лишь после вмешательства прокуратуры судом оценка не дана.
Считает, что вывод суда о том, что ответчиком учтены тяжесть совершенного ФИО14 дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, не соответствует нормативно-правовому регулированию спорных отношений и противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Так же неправомерен вывод суда о том, что он не может вместо представителя нанимателя избрать новое основание увольнения гражданского служащего. Отмечает, что к заявленным исковым требованиям нормы трудового законодательства не применимы, неурегулированных разногласий между работодателем и работником нет. Данный иск прокурора направлен на пресечение коррупции и устранение причиненных ею правовых последствий.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, согласно заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие ( том 3 л.д. 62).
Третье лицо ФИО14 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, об отложении дела не просил, конверт с извещением возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения» ( том 3 л.д.66-67).
Судебная коллегия в порядке ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснения участвующих прокуроров ФИО8, ФИО9, поддержавших доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводам о наличии оснований для отмены решения суда, как постановленного с нарушением п. п. 3, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л ФИО14 принят на государственную гражданскую службу Иркутской области и назначен с Дата изъята на должность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области (высшая группа должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители»).
С Дата изъята ФИО14 назначен на должность заместителя министра – начальника управления природных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (высшая группа должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители»), при этом освобожден от должности первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л ФИО14 с Дата изъята назначен на должность заместителя министра – начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (высшая группа должностей государственной гражданской службы Иркутской области категории «руководители»), при этом освобожден от должности заместителя министра – начальника управления природных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Дата изъята с целью поступления на государственную гражданскую службу Иркутской области ФИО14 как кандидат к назначению на должность первого заместителя министра представил в отдел финансового, кадрового и документационного обеспечения министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с Дата изъята по Дата изъята в отношении себя, своей супруги ФИО10 и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО11 по состоянию на Дата изъята
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя (раздел 5.2) ФИО14 указал сведения о владении облигациями ФИО1 (банковский концерн Германии), облигациями Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), депозитарными расписками на облигации BNY Mellon, инвестиционными паями Blackrock Fund Advisors, инвестиционными паями Vanguard Group Inс.
Дата изъята прокуратурой Иркутской области в адрес министра природных ресурсов и экологии Иркутской области внесено представлением Номер изъят об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано, что ФИО14, в настоящее время замещающий должность заместителя министра природных ресурсов и экологии – начальника управления природных ресурсов министерства, Дата изъята как кандидат к назначению на должность первого заместителя министра представил в кадровое подразделение сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребенка за 2019 год. В них отражены сведения о владении им облигациями ФИО1 (банковский концерн Германии), облигациями Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), депозитарными расписками на облигации BNY Mellon, инвестиционными паями Blackrock Fund Advisors, инвестиционными паями Vanguard Group Inс. Облигации ФИО1 (банковский концерн Германии), облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), депозитарные расписки на облигации BNY Mellon, инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, инвестиционные паиVanguard Group Inс. являются иностранными финансовыми инструментами. ФИО14Дата изъята назначен на должность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, которая в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-уг включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Иркутской области, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Установленный ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» трехмесячный срок для отчуждения заместителем министра иностранных финансовых активов истек Дата изъята Между тем в личном деле служащего сведения об исполнении им требований ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ отсутствуют и в ходе прокурорской проверки не представлены. В представлении прокурор Иркутской области потребовал от министра природных ресурсов и экологии Иркутской области принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствующих нарушениям закона.
Во исполнение представления министерством принято решение, в том числе назначить проведение антикоррупционной проверки в отношении ФИО14 и обеспечить ее проведение в порядке, установленном законодательством, в срок до Дата изъята
Такая проверка отделом проведена, по ее результатам Дата изъята составлен доклад, из которого следует, что иностранные финансовые инструменты облигации ФИО1 (банковский концерн Германии), облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, инвестиционные паи Vanguard Group Inс. отчуждены ФИО14, однако допущено нарушение установленного законодательством трехмесячного срока. Сведений о периодах приобретения и отчуждения депозитарных расписок на облигации BNY Mellon в ходе проверки не получено. Факты нарушения ФИО14 запрета владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами подтверждаются. Предложено доклад и материалы проверки направить в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Иркутской области.
Согласно протоколу Номер изъят от Дата изъята на заседании президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, указано, что министерством проведена проверка соблюдения заместителем министра природных ресурсов и экологии Иркутской области – начальником управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО14 ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от Дата изъята № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в ходе которой установлено, что ФИО14: - облигации ФИО1 (банковский концерн Германии) приобретены Дата изъята , проданы Дата изъята ; - облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк) приобретены Дата изъята , проданы Дата изъята ; - инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, Vanguard Group Inс. приобретены Дата изъята , проданы Дата изъята . Относительно даты приобретения и продажи депозитарных расписок на облигации BNY Mellon информация в ходе проверки не получена. Ответ на направленный в ходе проверки в АО «Сбер управление активами» запрос не поступил. Согласно ответу специалиста ПАО Сбербанк за период с Дата изъята по текущее время операции с депозитарными расписками на облигации BNY Mellon по брокерскому счету не совершались.
Проверкой установлено, что иностранные финансовые инструменты облигации ФИО1 (банковский концерн Германии), облигации Natixis Structured Issuance Sa (французский корпоративный и инвестиционный банк), инвестиционные паи Blackrock Fund Advisors, инвестиционные паи Vanguard Group Inс. отчуждены ФИО14, однако допущено нарушение установленного законодательством трехмесячного срока. Сведений о периодах приобретения и отчуждения депозитарных расписок на облигации BNY Mellon в ходе проверки не получено.
Проверкой установлен факт нарушения ФИО14 запрета владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
По результатам заседания президиумом принято единогласное решение рекомендовать министру природных ресурсов и экологии Иркутской области применить к заместителю министра природных ресурсов и экологии Иркутской области – начальнику управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО14 меры юридической ответственности.
Распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-к во исполнение протокола Номер изъят заседания президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от Дата изъята к ФИО14, заместителю министра – начальнику управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, применено дисциплинарное взыскание в форме выговора за несоблюдение в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления указанной проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Дата изъята ФИО12 обратился к министру природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявлением о расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы по собственному желанию с Дата изъята
На основании данного заявления распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л расторгнут служебный контракт, ФИО14 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы Иркутской области заместителя министра – начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, уволен с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе гражданского служащего.
Разрешая спор и отказывая прокурору Иркутской области, обратившегося в защиту интересов неопределённого круга лиц, в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у представителя нанимателя отсутствовали основания для принятия решения об увольнении ФИО14 в связи с утратой доверия, при принятии решения о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора, увольнение ФИО14 по собственному желанию, приняты во внимание все необходимые обстоятельства, применённое взыскание соразмерно проступку.
Суд первой инстанции указал, что ФИО14 обязан был в срок до Дата изъята осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, однако указанная обязанность ФИО14 исполнена с нарушением срока.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, не противоречит действующему законодательству, формулировка основания увольнения ФИО14 с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе гражданского служащего, указанная в распоряжении министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л, является правильной, соответствует Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и желанию гражданского служащего ФИО14, изложенному в письменном заявлении от Дата изъята
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении материального права к спорным отношениям, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются: 1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; 2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов; 3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью 29 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица; 4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; 5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица; 6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями; 7) цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ в настоящем Федеральном законе под запретом владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами понимается запрет на прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами.
В соответствии п.п. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим): должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ регламентировано, что граждане, претендующие на замещение (занятие) должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, при представлении в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера помимо сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, указывают сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, а также прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором выступают указанные лица.
В силу ст. 10 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ несоблюдение лицом, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
В соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим): должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в части 1 настоящей статьи в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (ч. 1.1 ст. 7.1 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Пунктом 6 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентировано, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
На основании доклада кадрового подразделения и протокола заседания президиума министром природных ресурсов и экологии принято решение о привлечении ФИО14 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, оснований для увольнения его в связи с утратой доверия министра не усмотрел.
Такое решение, по мнению суда первой инстанции, действующему законодательству не противоречит.
Вместе с тем суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что срок отчуждения иностранных финансовых инструментов, установленный частью 3 статьи 4 ФЗ от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», является пресекательным и его нарушение влечет применение мер ответственности к лицу, его допустившему ( статья 10 ФЗ от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ), продолжительность времени такого нарушения законом не предусмотрена и правового значения не имеет.
При этом, ФИО14 в срок, установленный ФЗ от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ для отчуждения иностранных финансовых активов, не принял мер к соблюдению положений антикоррупционного законодательства, продолжив после Дата изъята владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Документов, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению данной обязанности, государственный служащий ФИО14 не имел.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П, указано, что антикоррупционные запреты и ограничения введены законодателем для охраны государства от злоупотребления и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель установил повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Нарушение вышеперечисленных запретов, ограничений и обязанностей влечет наступление предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ ответственности.
Указанные нормы закона предусматривают императивные основания для увольнения государственного служащего и не предоставляют представителю нанимателя служащего возможности применить иную меру ответственности.
В связи с чем, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком учтены тяжесть совершенного ФИО14 дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, не соответствует нормативно-правовому регулированию спорных отношений и противоречит закрепленному в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
При принятии решения о привлечении государственного гражданского служащего к ответственности устанавливается на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений, является ли выявленное правонарушение основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия; при применении взыскания учитываются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 59.3; увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов – на основании рекомендации указанной комиссии ( часть 1 ст. 59.3).
Таким образом, названные процедуры необходимы для того, чтобы применение меры ответственности в виде увольнения служащего в связи с утратой доверия стало не единоличным решением представителя работодателя, влекущим за собой произвольную оценку действий государственного гражданского служащего, а явилось следствием установления всех юридически значимых для этого обстоятельств.
Такое правовое регулирование, имеющее целью предотвращение и преодоление коррупции, с одной стороны, и установление защиты государственного гражданского служащего от необоснованного увольнения – с другой, направлено на соблюдение баланса публичных интересов и частных интересов государственных гражданских служащих и не может расцениваться как нарушающее права последних.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для утраты доверия к государственному гражданскому служащему ФИО14 и соразмерности применённой к нему меры дисциплинарного воздействия в виде выговора не могут быть признаны соответствующими нормам материального права вследствие неправильного определения и неполного установления юридически значимых обстоятельств, противоречат Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Принимая во внимание изложенное, решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2022 г. по данному гражданскому делу не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, отменяя судебное решение, принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Иркутской области.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 января 2022 года по данному гражданскому делу отменить, принять новое решение.
Исковые требования прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания в форме выговора, признании незаконным указанное в распоряжении основание увольнения, обязании изменить формулировку увольнения удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-к «О применении дисциплинарного взыскания» о применении к ФИО14 дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Признать незаконным указанное в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л «Об увольнении ФИО14» основание увольнения заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО14 с государственной гражданской службы Иркутской области по инициативе государственного гражданского служащего.
Обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области изменить формулировку увольнения заместителя министра - начальника управления региональной экологической политики министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО14 в распоряжении министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр-л «Об увольнении ФИО14» на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья-председательствующий И.Л. Васильева
Судьи И.И. Губаревич
В.В. Коваленко
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 23 мая 2022 г.