ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-8836/2023
Номер дела 2-283/2023
УИД: 36RS0036-01-2023-000306-74
Строка № 074 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2023 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Анисимовой Л.В., Квасовой О.А.,
при секретаре Побокиной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области об оспаривании отказа в назначении муниципальной пенсии
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Таловского районного суда Воронежской области от 11 сентября 2023 г.
(судья Лебедева О.В.),
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области, ссылаясь на нарушение ответчиком ее права на получение муниципальной пенсии. В обоснование своих требований она указала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Хорольском сельском Совете (в дальнейшем реорганизованном в Администрацию Хорольского сельсовета) в должности секретаря исполкома, затем была переведена на должность главного бухгалтера, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ, после чего освобождена от занимаемой должности по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, в чем ей решением администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано по причине отсутствия необходимого муниципального стажа; при этом в муниципальный стаж не был включен период работы истца в должности главного бухгалтера сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 15 лет 3 месяца. Не согласившись с такой позицией ответчика, Р.В.КБ. просила:
признать незаконным вышеназванное решение комиссии администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ;
возложить обязанность на администрацию Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области назначить ей пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом продолжительности муниципального стажа на дату увольнения с муниципальной службы – 25 лет 2 месяца 15 дней (л.д. 8-13, том 1).
Решением Таловского районного суда Воронежской области от 11 сентября 2023 г. в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано (л.д. 59, 60-68, том 2).
ФИО1 в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, настаивает на том, что в спорный период должность главного бухгалтера как специалиста 1-й категории администрации сельского поселения относилась к младшей муниципальной должности муниципальной службы (л.д. 74-77, том 2).
Представитель администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области в возражениях на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность изложенных истцом доводов, законность и обоснованность постановленного решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения (л.д. 83-85, том 2).
Представитель Администрации Таловского муниципального района Воронежской области в возражениях на апелляционную жалобу Р.В.КБ. также указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения иска (л.д. 87-89, том 2).
В судебное заседание явился представитель ответчика – глава администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области – ФИО2
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В связи с вышеизложенным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующего представителя ответчика, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании глава администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области – ФИО2 возражала по доводам апелляционной жалобы, поддержала представленные ранее возражения на нее, настаивала на оставлении решения суда без изменения, жалобы истца - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (пп. 5 п. 1 ст. 23).
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ).
Таким образом, вышеназванное пенсионное обеспечение осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
В соответствии со ст. 2 Закона Воронежской области от 28 декабря 2007 г. № 175-ОЗ «О муниципальной службе в Воронежской области» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Воронежской области, утвержденным настоящим Законом Воронежской области.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Воронежской области от 28 декабря 2007 г. № 175-ОЗ реестр должностей муниципальной службы в Воронежской области - это перечень наименований должностей муниципальной службы в Воронежской области, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Реестр должностей муниципальной службы в Воронежской области является приложением 1 к настоящему Закону Воронежской области (п. 2 ст. 3 Закона Воронежской области от 28 декабря 2007 г. № 175-ОЗ).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что допускается двойное наименование должности муниципальной службы в случае, если:
1) заместитель руководителя органа местного самоуправления является руководителем структурного подразделения этого органа;
2) заместитель руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа;
3) лицо, замещающее должность муниципальной службы, является главным бухгалтером или его заместителем;
5) заместитель главы администрации городского округа или руководитель структурного подразделения администрации городского округа является полномочным представителем главы городского округа в представительном органе городского округа;
6) заместитель главы администрации муниципального образования является руководителем аппарата (управляющим делами) администрации муниципального образования.
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих администрации Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района регулируется Положением о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, утвержденных Решением Совета народных депутатов Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района от 10 мая 2016 г. № 21 (далее по тексту Положение) (л.д. 35-36, 37-47, том 1).
Из п. 1.2 Положения следует, что под лицами, имеющими право на пенсию по выслуги лет, понимаются лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района в соответствии с Законом Воронежской области от 28 декабря 2007 г. № 175-ОЗ.
Согласно п. 3.1 Положения пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нижнекаменского сельского поселения Таловского муниципального района, при условии наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет и освобождения от замещаемой должности не ранее 24 апреля 1996 г. при увольнении с муниципальной службы, в том числе, на основании расторжения трудового договора по инициативе муниципального служащего.
В соответствии с п. 3.2 Положения лица, уволенные по основанию п.п. 3.1.3 п. 3.1 Положения, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных лет непосредственно перед увольнением.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии и единовременного денежного поощрения (вознаграждения) от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в назначении пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия необходимого муниципального стажа на основании п. 3.1 Положения. При этом в стаж муниципальной службы истца не был включен период ее работы в должности главного бухгалтера сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав представленные доказательства, исходил из того, что стаж ФИО1 на должностях муниципальной службы составляет менее необходимого 18 лет 6 месяцев, установленного Приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
При этом суд обоснованно указал, что оснований для назначения истцу пенсии по выслуги лет с учетом продолжительности муниципального стажа на дату увольнения с муниципальной службы – 9 лет 11месяцев 15 дней не имеется, поскольку занимаемая ФИО1 должность не входит в реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с вышеназванными выводами районного суда, поскольку они основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что в спорный период должность главного бухгалтера как специалиста 1-й категории администрации сельского поселения относилась к младшей муниципальной должности муниципальной службы, являются несостоятельными, отмену постановленного решения не влекут.
Действительно, в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Воронежской области, утвержденном Законом Воронежской области от 15 апреля 1996 г. № 50-ОЗ «О муниципальной службе в Воронежской области» содержалась должность специалиста 1-й категории администрации сельского поселения, которая относилась к младшим муниципальным должностям муниципальной службы.
Между тем каких-либо доказательств того, что ФИО1 замещала непосредственно должность специалиста 1-й категории администрации сельского поселения в материалах дела не имеется, двойное наименование должности истца, осуществляющей трудовую функцию главного бухгалтера, в документах отсутствует.
Таким образом, поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а также соблюдены нормы процессуального законодательства, решение суда является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм материального права, а также касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу судом первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом, а потому не могут служить поводом для отмены решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таловского районного суда Воронежской области от 11 сентября 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 декабря 2023 г.