Дело № 2-284/2020 (№ 33-492/2021) судья Худяков В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Гудковой М.В.,
судей Дмитриевой И.И., Рязанцева В.О.,
при секретаре Османовой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
04 марта 2021 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО11
на решение Зубцовского районного суда Тверской области
от 23 ноября 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО11 к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать в полном объеме».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что она с супругом ФИО4 и дочерью ФИО6 переехала на постоянное место жительства в
<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она устроилась на работу в животноводство в СХПК им. Пушкина Зубцовского района Тверской области. Супруг также устроился в СХПК им. Пушкина.
Ее семье была предоставлена <адрес>
<адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ правлением СХП колхоза им. Пушкина ее семье была предоставлена <адрес> для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по месту жительства в данной квартире.
<адрес> ранее представлял собой здание детского сада, которое впоследствии было переведено в жилой фонд. Здание построено за счет собственных средств колхоза им. Пушкина.
ДД.ММ.ГГГГ колхоз им. Пушкина реорганизован в СХПК им. Пушкина. На момент предоставления ее семье квартиры, последняя находилась на балансе СХПК им. Пушкина.
Деятельность СХПК им. Пушкина прекращена ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира, в настоящее время не относится к ведомственному, кооперативному фонду, не является ни федеральным, ни муниципальным имуществом.
Спорная квартира в установленном порядке не была передана в муниципальную собственность, в связи с чем истец лишена возможности во внесудебном порядке реализовать свое право на приватизацию жилого помещения.
Истец проживает в квартире более 17 лет, содержит ее в надлежащем состоянии, производила текущий и капительный ремонт, улучшила бытовые условия.
Истец ФИО5 просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении одна. Она вкладывала свои личные средства в ремонт и обустройство жилого помещения.
Ответчик Администрация Зубцовского сельского поселения Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, возражений по заявленным требованиям не представила.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО7 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, признать за ней право собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
В жалобе ФИО7 указывает, что, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что приватизации подлежат только жилые дома, находящиеся в государственном или муниципальном жилом фонде, при этом ее доводы о необходимости передачи квартиры СПХ колхоза им. Пушкина в ведении органов местного самоуправления на основании статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не состоятельны, поскольку СПХ колхоз им. Пушкина на момент введения в действие указанного Закона имел кооперативную, а не государственную форму собственности. Суд также сослался на то, что спорное помещение, в котором она проживает, не имеет статуса жилого помещения подлежащего приватизации.
Полагает выводы суда несостоятельными.
Ранее двухквартирный жилой <адрес> представлял собой здание детского сада, которое было построено колхозом им. Пушкина за счет собственных средств.
Данный факт подтверждается актом приёмки в эксплуатацию законченных строительством (реконструированных) зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением исполнительного комитета Зубцовского районного Совета депутатов трудящихся №-а от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов государственной комиссии по вводу законченных строительством зданий и сооружений». Впоследствии в здании детского сада были проведены работы по перепланировке и переустройству помещений под квартиры, что подтверждается протоколом № заседания правления колхоза им. Пушкина от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято решение ходатайствовать перед главой администрации о переводе здания детского сада под административное жилье – общежитие.
Документы о переводе здания в жилое в архивном фонде не обнаружены.
ДД.ММ.ГГГГ колхоз имени Пушкина реорганизован в порядке правопреемства в сельскохозяйственное предприятие колхоз имени Пушкина.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 86
от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708 предусматривалась возможность передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, жилого фонда, внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов и других объектов в муниципальную собственность, а также продажи и сдачи объектов жилого фонда в аренду. Право выбора способа передачи имущества согласно п. 3 Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам» принадлежало трудовому коллективу, а в интересах коллектива ряд объектов социальной сферы, инфраструктуры мог оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов.
В силу действовавшего на момент реорганизации колхоза законодательства, жилой фонд колхоза им. Пушкина не был передан в муниципальную собственность, в том числе и спорный объект недвижимости. Данный объект не передавался и в аренду.
Согласно статье 44 Федерального закона от 08 декабря 1995 года
№ 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» при ликвидации кооператива, имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления.
Колхозное жильё относится к социальным объектам, так как предоставлялось гражданам для постоянного проживания, относилось к общественному жилищному фонду.
Статус квартиры, в которой она проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, не изменился.
СХПК им.Пушкина не осуществлял деятельности и был ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ с внесением записи об исключении из реестра юридических лиц.
Следовательно, при ликвидации ДД.ММ.ГГГГ СХПК
им. Пушкина, спорная квартира должна была быть передана в муниципальную собственность, однако это не передана и в настоящее время не имеет владельца.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> право в собственность ни за кем не зарегистрирована.
Проживающая в <адрес>ФИО3, зарегистрировала право собственности на свое жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ с внесением соответствующей записи в ЕГРН №.
Спорная квартира находится на территории Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, но в муниципальную собственность не передавалась. Неисполнение обязанности о передаче квартиры в муниципальную собственность не препятствует определению её судьбы как объекта муниципальной собственности.
Администрация Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области исковые требования признала.
С 2003 года по настоящее время истец зарегистрирована в спорной <адрес>, проживает в данной квартире, содержит ее в надлежащем состоянии.
Обстоятельства, препятствующие приватизации, ею в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не установлены.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Несоблюдение ответчиком требований о государственной регистрации своего права на недвижимое имущество, не может ограничивать ее права, предусмотренного Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и препятствовать его реализации.
Спорная квартира может быть передана в ее собственность так как не предоставлена иным лицам по договору социального найма, не находится в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также не является служебным жилым помещением. В спорной квартире она зарегистрирована и проживаю одна, за счет собственных средств провела работы по улучшению условий проживания, передача квартиры в ее собственность не приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц.
Поскольку квартира, в которой она проживает, не относится к жилищному фонду, приватизация которого запрещена законом, ей не может быть отказано в данном праве.
Справками, выданными администрацией Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области подтверждается, что она зарегистрирована и постоянно проживаю в спорной квартире одна, право на приватизацию жилого помещения не использовала.
Ответчик не принял мер к приему спорного жилого помещения в муниципальную собственность, что нарушает ее права на приватизацию занимаемого жилого помещения.
ФИО7, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила.
С учетом статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.
Изучив дело, исследовав новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 указанной статьи каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 11
«О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Суд первой инстанции, определяя обстоятельства, имеющие значение для дела, указал, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, является наличие или отсутствие зарегистрированного права собственности на жилое помещение, основания для признания права собственности за истцом на жилое помещение, отсутствие сведений об участии истца в приватизации и т.д.
Суд разъяснил истцу обязанность представить доказательства, в подтверждение указанных обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, делая вывод о том, что оснований для передачи ФИО5 жилого помещения в собственность в порядке приватизации не имеется, суд первой инстанции сослался на то, что ФИО5 вселилась в жилое помещение, принадлежащее СПХ Колхоз им. Пушкина не являющегося государственным или муниципальным предприятием, только в ДД.ММ.ГГГГ году, а также на то, что истец не представила доказательств того, что спорное помещение имеет статус жилого помещения, подлежащего приватизации, не представила доказательств заключения с ней договора социального найма жилого помещения.
Делая указанные выводы, на имеющихся в деле доказательствах, суд в нарушение требований указанных норм процессуального права, неполно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не вынес их на обсуждение сторон, не предложил истцу представить дополнительные доказательства, в целях исследования указанных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая, что первой инстанции неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, суд апелляционной инстанции, разъяснив какие обстоятельства подлежат установлению по делу, предложил лицам, участвующим в деле, представить доказательства, в подтверждение указанных обстоятельств.
Поступившие в суд апелляционной инстанции доказательства, с учетом приведенных обстоятельств, приняты судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств, исследовал их, признал подлежащими учету при рассмотрении дела.
Исходя из положений статей 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
Указанное свидетельствует о том, что, установив, что первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции в случае отсутствия основания для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не вправе оставить обжалуемое судебное постановление без изменения.
Учитывая, что суд первой инстанции неправильно определении обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в нарушение требований статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предложил лицам, участвующим в деле, представить доказательства, применительно к данным обстоятельствам, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Разрешая требования ФИО5 по существу, судебная коллегия полагает иск не подлежащим удовлетворению.
Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу статьи 11 указанного Закона Российской Федерации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Из содержания указанных норм права следует, что приватизация, проводимая в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является законным способом возникновения права собственности в отношении занимаемого гражданином жилого помещения на условиях социального найма, на добровольных и безвозмездных началах и однократно, на основе письменного заявления.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества в порядке, предусмотренном законами о приватизации, в собственность граждан может быть передано исключительно имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный фонд определяется как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством приватизации подлежат исключительно жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, либо муниципальному образованию.
Соответственно, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Из информационного письма от Администрации Зубцовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО5 следует, что заявление ФИО5 о передаче в частную собственность жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес> рассмотрено, передать в собственность ФИО5 указанную квартиру не представляется возможным, ввиду того, что данная жилая квартира не является муниципальной собственностью, в реестре муниципального имущества не значится.
Полагая свое право на приватизацию жилого помещения нарушенным, ФИО5 обратилась в суд с настоящим иском, заявив о своем праве на получение от ответчика жилого помещения в собственность в порядке приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Учитывая, что ФИО5 просит признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, истец обязана доказать, что занимаемое ею помещение является жилым помещением, относиться к государственному или муниципальному жилищному фонду, предоставлено ей в установленном законом порядке и у нее возникло право пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения.
Обязанность предоставить доказательства в подтверждение обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для возникновения на обозначенное истцом в исковом заявлении помещение у нее права собственности в порядке приватизации истцу разъяснялась, однако таких доказательств истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции после разъяснения обстоятельств, подлежащих установлению по делу, разъяснения права на и обязанности представить доказательства, истцом не представлено.
Из содержания указанных норм права следует, что в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в собственность граждан подлежат передачи только жилые помещения, необходимым условием реализации гражданами права на приватизацию жилого помещения является занятие ими помещения, относящегося к государственному и муниципальному жилищному фонду.
Допустимых доказательств того, что помещение, о признании права собственности на которое просит ФИО5, является жилым помещением, относится к жилищному фонду, истцом не представлено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (абзац первый пункта 7 Положения).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II названного Положения. Так, например, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (пункт 9 Положения), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12 Положения).
Из изложенного следует, что к жилым помещениям относятся изолированные помещения (в том числе жилой дом), являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, данные о которых как о жилых помещениях содержатся в сведениях государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации.
В статье 8 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В пункте 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Как следует из материалов дела, здание, в котором находится помещение, в отношении которого истцом заявлены требования, построено колхозом им. Пушкина в 1976 году как нежилое, имеющее назначение детский сад.
Согласно архивной копии документа к решению №а от
ДД.ММ.ГГГГ - акта приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструированного) здания от ДД.ММ.ГГГГ, произведена приемка законченного строительством Детского сада на 25 мест в <адрес>, заказчиком объекта строительства являлся колхоз им. Пушкина, строительство осуществлялось хозяйственным способом, на основании технической документации – чертежей, схем, которые предъявлялись комиссии. Строительство велось с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению комиссии строительство детского сада на 25 мест выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечает требованиям СНиП, решение приемочной комиссии: предъявленный к приемке детский сад на 25 мест принят в эксплуатацию с общей оценкой хорошо.
Содержащие в данном акте, сделанные, как указано в архивной выписке, от руки дописки в разделе о том, приемка какого объекта производится, в дополнение к наименованию детский сад на 25 мест, что производится приемка 2-хквартирного жилого дома, не помогут быть приняты во внимание, учитывая характер их исполнения, и содержание разделов «заключения комиссии», «решение приемочной комиссии», из которых следует, что в эксплуатацию принимается именно здание детского сада, а также с учетом содержания решение исполкома №-а от
ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта о приемке в эксплуатацию здания детского сада.
Согласно архивной выписке решением исполнительного комитета Зубцовского районного Совета депутатов трудящихся №-а от
ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов государственной комиссии по вводу законченных строительством зданий в эксплуатацию» исполком райсовета решил утвердить акты государственной комиссии на приемку в эксплуатацию зданий, в том числе детского сада на 25 мест в колхозе
им. Пушкина.
Согласно копии технического паспорта на жилой дом (строение) расположенное в <адрес> составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, собственником строения является колхоз им. Пушкина, назначение строения детский сад, год постройки ДД.ММ.ГГГГ, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, общая площадь <данные изъяты> кв.м, площадь нежилых помещений
<данные изъяты> кв.м, стены кирпичные. Жилых квартир в строении не имеется. Согласно разделу «Нежилые помещения» в здании имеются помещения основные школьные, площадью 96,1 кв.м, вспомогательные школьные, площадью <данные изъяты> кв.м, в здании имеется водопровод, местная канализация, отопление от собственной котельной на твердом топливе, газ – баллонный. В основном строении литер А находятся коридор, кухня, подсобное помещение, столовая, раздевалка, туалет, кабинет, игровая. Помимо основного строения имеются пристройки.
Таким образом, здание, о признании права собственности на квартиру в котором просит истец, создано колхозом им. Пушкина как нежилое здание -здание детского сада и не предназначалось для использования в качестве жилого помещения, к жилищному фонду не относилось.
Как утверждает истец, в дальнейшем здание было переоборудовано, и использовалось как жилое помещение.
Между тем, доказательств, подтверждающих перевод данного нежилого помещения в жилое в установленном законом порядке, не представлено.
Из архивной выписки следует, что согласно протоколу № заседания правления колхоза им. Пушкина от ДД.ММ.ГГГГ в повестку дня под номером <данные изъяты> был включен вопрос о переводе жилья в общежитие, при обсуждении вопроса 2 заслушали председателя колхоза о переводе здания детского сада под жилье, постановили ходатайствовать перед главой администрации о переводе здания детского сада под административное жилье - общежитие.
В указанной выписке Архивным отделом Администрации Зубцовского района дополнительно сообщено, что при полистном просмотре документальных материалов архивных фондов Администрации Зубцовского района (Постановления главы Адмнистрации Забцовского района
за ДД.ММ.ГГГГ г.) и Администрации Брычевского сельского округа (постановления Главы администрации Брычевского сельского округа
за ДД.ММ.ГГГГ г.) сведений об утверждении факта перевода детского сада в <адрес> в жилое помещение не обнаружено.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Центр кадастровой оценки» представило копию технического паспорта на здание <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что площадь застройки <данные изъяты> кв.м,, общая площадь <данные изъяты> кв.м, жилая площадь <данные изъяты> кв.м, в разделе распределение площади: указано, что количество жилых квартир <данные изъяты>, жилых комнат - <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> кв.м, жилая площадь - <данные изъяты> кв.м. Указано, что имеются одна однокомнатная квартира общей площадью
<данные изъяты> кв.м, одна двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой – <данные изъяты> кв.м, ода четырехкомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв.м, жилой
<данные изъяты> кв.м. Согласно экспликации к плану жилого дома, квартира <данные изъяты> состоит из кухни <данные изъяты> кв.м, четырех комнат площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м,
<данные изъяты> кв.м, подсобного помещения <данные изъяты> кв.м; квартира <данные изъяты> состоит из прихожей
<данные изъяты> кв.м, жилой комнаты <данные изъяты> кв.м, кухни <данные изъяты>.м; квартира <данные изъяты> состоит из прихожей <данные изъяты> кв.м, двух жилых комната, площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, кухни <данные изъяты>.м.
Из содержания указанных документов следует, что колхоз
им. Пушкина предпринимал меры к переводу нежилого здания детского сада в жилое, которое намеревался использовать в качестве общежития, однако в установленном порядке процедура перевода не была осуществлена, решение о переводе нежилого помещения в жилое органами местного самоуправления принято не было.
Сведений о соответствии произведенной в здании реконструкции, с обустройством в нем трех квартир, не представлено.
После введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые, что исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.
Согласно сообщению ГБУ «Центр кадастровой оценки» от
ДД.ММ.ГГГГ сведениями о собственнике недвижимого имущества <адрес> не располагают.
Наличие <адрес> и её технические характеристики подтверждены истцом предоставлением копии технического паспорта на помещение <адрес>, назначение объекта – жилое, расположенного по адресу <адрес>, составленным ГУП «Тверское областное бюро технической инвентаризации», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что помещение квартиры состоит из прихожей, четырех жилых комнат, кухни, котельной, коридора и комнаты, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, жилую <данные изъяты> кв.м, подсобную <данные изъяты> кв.м.
Из представленного технического паспорта на <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что квартира состоит из кухни, санузла, двух жилых комнат, коридора, кладовой и имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, жилую – <данные изъяты> кв.м.
Согласно сведениям об основных характеристиках на объект надвижимости, представленных на ДД.ММ.ГГГГ здание <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, числится как многоквартирный жилой дом, кадастровый №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на <адрес> в ЕГРН отсутствуют.
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН
ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в отношении <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м, назначение жилое, наименование квартира, собственником которой указана ФИО3. Регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из адресного реестра недвижимого имущества к Постановлению Администрации Зубцовского сельского поселения
от ДД.ММ.ГГГГ№ в реестре имеется объект, расположенный по адресу <адрес>, обозначено статус объекта – жилое.
Произведенный технический учет <адрес> как жилого дома и внесение в ЕГРН сведений о данном здании как о многоквартирном жилом доме, не дают оснований в отсутствие решения органа местного самоуправления о переводе нежилого помещения в жилое помещение сделать вывод о том, что помещение о признании права собственности на которое просит истец, является жилым помещением.
Поскольку решение о переводе данного здания из нежилого в жилое уполномоченным на то органом не принималось, соответственно, вопрос о соответствии произведенной в здании реконструкции установленным требованиям, о соответствии созданного в результате реконструкции объекта требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не исследовался, возможность сохранения помещения в реконструированном состоянии не устанавливалась.
Кроме того, как следует из сведений, содержащихся в техническом паспорте на данное здание, составленном на ДД.ММ.ГГГГ год, когда колхоз им. Пушкина обсуждал вопрос о переоборудовании здания детского сада под общежитие, и сведений, содержащихся в технических паспортах на квартиру №, составленном в ДД.ММ.ГГГГ году, и квартиру №, составленном в ДД.ММ.ГГГГ года, в данном здании <адрес> уже после ДД.ММ.ГГГГ года была произведена реконструкция, с устройством в здании иных помещении, чем те, которые были обустроены в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом площадь четырехкомнатной квартиры № увеличена с <данные изъяты> кв.м до <данные изъяты> кв.м.
Доказательств правомерности произведенных изменений в здании, возведенном как нежилое, правомерности реконструкции, с оборудованием в здании трех квартир, дальнейшего переоборудования объекта, с созданием такого объекта, как четырехкомнатная квартира, общей площадью 95,3 кв.м, осуществление данных переоборудований с получением на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, не представлено.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что истцом не представлено доказательств того, что спорное помещение имеет статус жилого помещения, подлежащего приватизации.
После разъяснения судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, поступления новых доказательств, их исследования, судебная коллегия приходит к выводу, что принадлежность помещения, в отношении которого истцом заявлены требования, к жилым помещениям жилищного фонда не доказана.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО5 указала на то, что данное помещение фактически относится к помещениям муниципального жилищного фонда. В апелляционной жалобе истец также ссылается на данные обстоятельства, указывая, в том числе на то, что при реорганизации колхоза им. Пушкина, а затем при ликвидации СПК колхоз им. Пушкина помещение подлежало передаче в муниципальную собственность.
С данными доводами истца согласиться нельзя.
Жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес> в реестрах муниципальной собственности, в реестре собственности Тверской области и Российской Федерации не значится, что подтверждается справками Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района
от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Комитета по управлению имуществом Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ, Администрации Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывалось, здание, в котором находится спорное помещение, построено колхозом им. Пушкина в 1979 году как нежилое здание – детский сад.
В период создания данного здания в соответствии со статьей 93 Гражданского кодекса РСФСР в стране признавалась социалистическая и личная собственность, при этом наряду с государственной (общенародной) формой собственности признавалась колхозно-кооперативная собственность. В статье 99 Гражданского кодекса РСФСР устанавливалось, что колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам.
Таким образом, собственником созданного в ДД.ММ.ГГГГ году здания детского сада являлся колхоз им. Пушкина, которому принадлежало право распоряжения данным имуществом.
Данное здание создано для использования в качестве детского сада, к жилищному фонду, принадлежащему данному колхозу, возможность существования которого предусматривалась законом, не относилось.
При этом в силу абз. 4 статьи 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежавшие колхозам, относились к общественному жилищному фонду.
В соответствии с абз. 3 статьи 11 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, абз. 4 статьи 17 Жилищного кодекса РСФСР управление общественным жилищным фондом осуществлялось органами управления колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, органами профсоюзных и иных общественных организаций в соответствии с их уставами (положениями).
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда согласно статье 50 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Право пользования жилым помещением, принадлежащем на праве собственности колхозу, в указанный период могло возникнуть на основании договора жилищного найма.
С 01 января 1991 года введен в действие Закон РСФСР «О собственности в РСФСР».
Законом РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР» устанавливалась частная собственность, предусматривалось, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) не допускается.
Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», введенным в действие с 21 января 1993 года, устанавливалось (статья 6), что недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать внаем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
С введением в действие указанного закона предусматривалось разделение жилищного фонда на иные, чем предусматривалось ранее Жилищным кодексом РСФСР виды, на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный и общественный жилищные фонды. При этом к частному фонду был отнесен фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом. Государственный жилищный фонд включал: 1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности; 2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений относящихся к соответствующему виду собственности. Муниципальный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Данным законом в качестве самостоятельного выделен договор социального найма жилого помещения, который заключается в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы обязаны были провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке, при этом в пункте 5 данного Постановления, в пункте. 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708, предусматривалось право колхозов и совхозов на передачу в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объектов социальной сферы, жилого фонда, что не исключало право оставить жилой фонд в собственности созданного в порядке реорганизации общества.
Имущество, принадлежащее колхозу им. Пушкина, включая здание детского сада, являлось колхозно-коллективной собственностью, а не государственной (общенародной). Для реорганизации колхозов и совхозов был установлен специальный порядок такой реорганизации, которым за колхозами и совхозами закреплено право, а не обязанность, передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилищного фонда, внутрихозяйственных дорог, систем энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и других объектов. Также за ними признано право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ№ Сельскохозяйственное предприятие - колхоз им. Пушкина, зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией Зубцовского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Свою деятельность СХП колхоз им. Пушкина прекратило
ДД.ММ.ГГГГ в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ.
На момент реорганизации колхоза им. Пушкина в сельскохозяйственное предприятие колхоз им. Пушкина в ДД.ММ.ГГГГ году здание <адрес> сохраняло статус нежилого и использовалось в качестве детского сада, к жилищному фонду не относилось.
Из имеющихся в деле документов следует, что при реорганизации колхоза члены колхоза воспользовались своим правом выбора на определение судьбы данного здания, жилищного фонда колхоза.
Указанный объект социальной сферы, жилищный фонд колхоза при его реорганизации в муниципальную собственность не передавались, то есть перешли в частную собственность созданного в порядке реорганизации колхоза СПК колхоз им. Пушкина.
Жилые помещения, принадлежавшие колхозу, стали относиться к частному жилищному фонду этого общества.
Доказательств передачи здания, в котором расположено спорное помещение, колхозом в муниципальную собственность при реорганизации колхоза в деле не имеется.
Напротив, из материалов дела следует, что данное здание, другие жилые дома остались в частной собственности СПК колхоз им. Пушкина.
Об этом свидетельствует протокол заседания правления от ДД.ММ.ГГГГ года, на котором правлением данного СПК обсуждался вопрос о возможности перевода нежилого здания в жилое и использования его в качестве общежития, объяснения истца и свидетеля ФИО13 о предоставлении колхозом жилых помещений гражданам, прибывающим на работу в колхоз в период ДД.ММ.ГГГГ года.
Положения статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» регулируют отношения, возникающие при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со
статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие
статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).
Из содержания указанных норм права и разъяснений по их применению следует, что факт включения объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Между тем, из материалов дела следует, что спорное помещение принадлежало колхозу, а не государственному, муниципальному предприятию, на момент реорганизации колхоза, как следует из содержания искового заявления ФИО5, в этом помещении она не проживала, оно ей предоставлено колхозом им. Пушкина в 1999 году, то есть уже после реорганизации колхоза, и уже в силу этого обстоятельства, даже если бы занимаемое ею помещение являлось жилым, положения статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» о сохранении при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация за гражданами, проживающими в домах таких предприятий и учреждений, жилищных прав, в том числе права на бесплатную приватизацию жилья применению не подлежат.
Жилищный фонд, находящийся в собственности колхоза, относится к частному жилищному фонду. Приватизация жилья, принадлежащего колхозу, возможна в порядке решения вопроса об отчуждении основных фондов, что является исключительной компетенцией общего собрания его членов, поскольку собственник вправе самостоятельно принимать решение о передаче гражданам в собственность занимаемых жилых помещений, устанавливая для этого соответствующие условия и порядок.
Право муниципальной собственности на жилое помещение, которое при реорганизации колхоза поступило в частную собственность реорганизованного предприятия, могло возникнуть на основании сделки, при передаче собственником этого помещения в муниципальную собственность.
Между тем, доказательств того, что данное помещение было передано его собственником в муниципальную собственность, в деле не имеется.
Приватизация жилого помещения, принадлежащего сельскохозяйственному производственному кооперативу (не являющемуся предприятием государственной или муниципальной формы собственности), действующим законодательством о приватизации жилых помещений не предусмотрена.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что, при доказанности истцом того обстоятельства, что занимаемое ею помещение является жилым, права на приобретение его в собственность в порядке приватизации у нее не возникло.
Не представлено истцом допустимых и достаточных доказательств и в подтверждение доводов о предоставлении ей спорного помещения СПК колхоз им. Пушкина, предоставления помещения на условиях договора социального найма.
Материалами дела подтверждается, что истец ФИО5 (ранее ФИО8) работала на различных должностях с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ в СХПК колхоз им. Пушкина. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена из СХПК колхоз им. Пушкина по собственному желанию. Согласно записям в трудовой книжке истца с ДД.ММ.ГГГГ она работала в СПК «Приволжье», откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ работала продавцом в магазине «Цветы».
Как следует из объяснений ФИО5 в период ее работы в СХПК колхоз им. Пушкина ее семье было предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: д. Брычево, <адрес>.
Из архивной справки следует, что в похозяйственной книге № за ДД.ММ.ГГГГ. Брычевского сельского Совета Зубцовского района Тверской области значится хозяйство по адресу: д. Брычево, <адрес>, главы семьи ФИО4, членом его семьи являются жена ФИО8, дочь ФИО6. Указано, что семья прибыла ДД.ММ.ГГГГ из Казахстана. Занимаемое помещение значится как жилое, принадлежащее СПК колхоз им. Пушкина.
Копия похозяйственной книги ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлена.
Как утверждала истец, в дальнейшем в ДД.ММ.ГГГГ года правлением СХП колхоза им. Пушкина ее семье предоставлена <адрес> для постоянного проживания.
Документы, подтверждающие предоставление ей указанной квартиры ФИО11, не представила.
Между тем, как следует из архивной справки (л.д.31) книги протоколов заседаний правления указанного колхоза за ДД.ММ.ГГГГ годы протоколы сохранились, однако решение о предоставлении ФИО8 указанной квартиры за указанный период не обнаружено.
Согласно записям похозяйственной книги ФИО9 в составе семьи ФИО4 занимает жилое помещение по адресу:
д. Брычево, <адрес>.
В <адрес> ФИО5 зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. На этот момент она в СПК колхоз им. Пушкина не работает.
Документы, послужившие основанием для регистрации
ФИО5 в указанной квартире по месту жительства, не представлены.
Из сообщения МП ЗОП МО МВД России «Ржевский», следует, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, сведений об основании регистрации по месту жительства предоставить не представляется возможным, в связи с уничтожением номенклатурного дела по сроку давности.
Документы, подтверждающие уничтожение номенклатурного дела, не представлены. Ходатайств в целях исследования обстоятельств, послуживших основанием для регистрации ФИО5 по месту жительства по адресу: <адрес>,
<адрес>, не заявлено, доказательств, в подтверждение оснований для регистрации по указанному месту жительства, истцом не представлено, объяснений об обстоятельствах регистрации, документах, послуживших основанием к регистрации, истцом не дано.
Какие-либо допустимые доказательства в подтверждение доводов о предоставлении ей жилого помещения по указанному адресу, лицом, уполномоченным на распоряжение данным помещением, ФИО5 не представила.
Между тем, из сведений о регистрации по месту жительства ФИО4, в составе семьи которого истец значится с похозяйственных книгах, до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства в предоставленном в ДД.ММ.ГГГГ году жилом помещении по адресу: <адрес>, что опровергает доводы истца о том, что ее семье СПК колхоз им. Пушкина в ДД.ММ.ГГГГ году взамен ранее занимаемого жилого помещения. Предоставило <адрес>.
Брак истца со ФИО4 прекращен ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Зубцовского районного суда тверской области
от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака и копией акта о прекращении брака.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 зарегистрировала брак с ФИО15, жене присвоена фамилия –Тарнавськая.
ДД.ММ.ГГГГ брак ФИО10 прекращен.
ФИО5 представила копии приходных кассовых ордеров об оплате за помещение, из которых следует, что оплата производилась за помещение сначала ФИО16, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, затем с ФИО11 при этом оплата производилась не в СПК колхоз
им. Пушкина, а сначала в СПК «Приволжье», затем в СПК «Верхневолжье». Указания на то, за пользование каким именно помещением взималась оплата, в представленных копиях документов не указано.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом не доказано, что помещение о признании права собственности на которое она простит предоставлено ей правомочным на распоряжение данным имуществом лицом, предоставлено для постоянного проживания.
Согласно справкам Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО12 зарегистрирована и постоянно проживает на территории ФИО2 сельского поселения в д<адрес> одна, за период проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в приватизации не участвовала.
Свидетель ФИО13 пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году работала секретарем. Приехали две семьи, Тарнавьская с семьей и ее мать с отцом. Им предоставили жилье в квартире номер один. Они жили вместе. Спустя
2-3 года С. предоставили квартиру номер два в этом же доме. С. до настоящего времени проживает в данной квартире. Дом принадлежал колхозу, в муниципальную собственность передан не был. С. в квартире зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако указанная справка, в которой отсутствуют сведения об основаниях вселения, регистрации и проживания ФИО5 в помещении по адресу: д. Брычево, <адрес>, показания свидетеля ФИО13, содержащие сведения, противоречащие сведениям, сообщенным истцом о предоставлении жилых помещений ее семье, сведениям о регистрации ФИО8, а, следовательно, о сохранении ранее предоставленного помещения, не могут быть признаны допустимыми и достаточными доказательствами правомерности вселения истца в спорное помещение и приобретения ею права пользования данным жилым помещением.
То обстоятельство, что СПК колхоз им. Пушкина прекратило свою деятельность, учитывая приведенные выше обстоятельства, не свидетельствует о том, что на занимаемое помещение возникло прав муниципальной собственности, и помещение перешло в собственность Зубцовского сельского поселения Зубцовского района, а соответственно, у истца возникло право пользования данным помещением на условиях договора социального найма.
Согласно статье 44 Федерального закона от 08 декабря 1995 года
№ 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» при ликвидации кооператива, имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления.
СХПК им. Пушкина не осуществлял деятельности и прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ с внесением записи об исключении из реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что при ликвидации ДД.ММ.ГГГГ СХП колхоз им. Пушкина спорная квартира должно была быть передана в муниципальную собственность и не совершение этих действий не может служить препятствием к передаче истцу спорного помещения в собственность, не могут быть приняты во внимание. Принадлежность спорного помещения к жилищному фонду не доказана.
С учетом приведенных обстоятельств, оснований для признания за ФИО5 в порядке приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» права собственности на <адрес> не имеется.
Доводы жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения ее требований, поскольку ответчик Администрация Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области не возражала по заявленным требованиям, не могут быть приняты во внимание.
Ответчик отказал истцу в передаче помещения в собственность. После обращения истца в суд, действий направленных на добровольное урегулирование спора не предпринял, договор приватизации с истцом не заключил.
При таких обстоятельствах, позиция ответчика не может рассматриваться как признание иска ответчиком.
Кроме того, при разрешении вопроса о принятии признания ответчиком иска, суд обязан был установить, не противоречат ли действия сторон закону. Обстоятельства, на которые указано выше, исключают возможность разрешения спора путем принятия судом признания иска.
Позиция ответчика, обусловленная в том числе нежеланием совершать в отношении здания, занимаемого истцом, действия по оформлению права муниципальной собственности, не исключает обязанности суда разрешить дела исходя из установленных по делу обстоятельств.
Ссылка ФИО5 на то, что проживающая в <адрес>ФИО3, зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ право собственности на это помещение, как жилое, с внесением соответствующей записи в ЕГРН, судебной коллегией не может быть принята, поскольку правоотношения ФИО18 в отношении указанного помещения предметом исследования и оценки в рассматриваемом деле, не являются.
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН
ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в отношении <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м, назначение жилое, наименование квартира, собственником которой указана ФИО3. Регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из имеющегося в свободном доступе судебного акта, право собственности за ФИО3 на указанное помещение признано решением Зубцовского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в решении не имеется сведений о том, что суду сообщалось, что <адрес> был возведен как нежилое здание.
Лицам, участвующим в деле, разъяснялись обстоятельства, имеющие значение для дела,истцу указывалось на необходимость доказать наличие оснований для передачи ей жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в том числе принадлежность жилого помещения к соответствующему жилому фонду, основания предоставления жилого помещения, наличие решения о переводе нежилого помещения в жилое. Сторонам разъяснялось право ходатайствовать об оказании содействия в истребовании доказательств. Ходатайств об истребовании доказательств, о предоставлении дополнительных доказательств истцом не заявлено.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФИО5 достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы направленные иное толкование действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, не могут быть приняты во внимание и повлечь за собой удовлетворение исковых требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
С учетом приведенных обстоятельств, отменяя решение суда и разрешая требования истца по существу, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубцовского районного суда Тверской области от 23 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО11 к ФИО2 сельского поселения Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Председательствующий: М.В. Гудкова
Судьи: И.И. Дмитриева
В.О. Рязанцев