ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-284/2023 от 22.06.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Гражд. дело № 2-284/2023

Судья Пасенко Л.Д.

Апелл. дело № 33-1683/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2023года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии Шошиной А.Н., Козловой М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Вальтер О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Пуровского района на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Пуровский район, Администрации муниципального образования д. Харампур о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного фонда, возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Пуровский район (ИНН 8911003762) и Администрации муниципального образования д. Харампур (ИНН 891101031013) по несозданию маневренного жилищного фонда и возложить на Администрацию муниципального образования Пуровский район и Администрации муниципального образования д. Харампур обязанность по созданию маневренного жилищного фонда в деревне Харампур муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа в срок не позднее одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения прокурора Давыдовой Л.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пуровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Пуровский район, администрации муниципального образования д. Харампур о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию маневренного фонда, возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда.

В обоснование требований иска указал, что в рамках проведённой проверки соблюдения требований жилищного законодательства прокуратурой установлены нарушения в деятельности администрации д. Харампур. Так, согласно требованиям закона вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции Администрации д. Харампур муниципального округа Пуровский район. Проверкой установлено, что на территории д. Харампур признаны аварийными и подлежащими сносу три дома, в которых проживает четырнадцать человек. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства, несмотря на наличие в указанном населённом пункте аварийного жилищного фонда, маневренный жилищный фонд в д. Харампур отсутствует, что свидетельствует о неисполнении Администрацией д. Харампур возложенных на орган местного самоуправления обязанностей, ввиду чего нарушаются интересы неопределённого круга лиц. Бездействие Администрации д. Харампур на данном направлении деятельности создает угрозу правам граждан, предусмотренным статьёй 95 Жилищного кодекса РФ. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьёй 40 Конституции РФ право граждан на жилище. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие Администрации д. Харампур муниципального округа Пуровский район и Администрации муниципального округа Пуровский район, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории д. Харампур муниципального округа Пуровский район, возложить на них обязанность по созданию маневренного жилищного фонда в д. Харампур муниципального округа Пуровский район не позднее одного года после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Пуровского районного прокурора Азарникова К.С. на удовлетворении иска настаивала, привела доводы, изложенные в нём.

Представитель ответчика администрации Пуровского района Козылбаев А.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований иска возражал, привёл доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика администрации д. Харампур участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С указанным решением не согласен ответчик администрация Пуровского района.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Козылбаев А.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что нормы жилищного законодательства не содержат указаний на конкретные способы их исполнения, в том числе на обязательность создания маневренного фонда, не содержат прямого указания о возложении на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда. Считает, что требования заявленные прокурором, в отсутствие конкретного объёма маневренного фонда для его формирования, методики определения нуждаемости, способы создания фонда, противоречит принципам исполнимости и определенности решений судов. Также указывает, что решение вопросов по определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также принятию нормативно-правовых актов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суды не вправе обязывать орган местного самоуправления принимать решения по созданию какого-либо вида специализированного фонда. При этом, указывает, что на территории Пуровского района маневренный фонд представлен в количестве 71 жилого помещения, на сегодняшний момент имеются свободные жилые помещения и нуждаемость в предоставлении населению указанного фонда отсутствует. А сам факт отсутствия или наличия в конкретных населённых пунктах муниципального округа никаким образом не свидетельствует об отсутствии такого фонда в целом, более того, действующим законодательством не установлено требование наличия маневренного фонда в каждом населённом пункте муниципального образования. Также ссылается на обременительность по содержанию муниципального жилищного фонда для местного бюджета.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Пуровского районного прокурора Азарникова К.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 95 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно положениям статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, являются полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Законом автономного округа от 23 апреля 2020 года № 40-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа» муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с Уставом муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа, принятом решением Думы Пуровского района от 22 октября 2020 года № 46, муниципальный округ Пуровский район является муниципальным образованием, представляющим собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного Федеральным законом № 131-ФЗ), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами автономного округа.

Согласно решению Думы Пуровского района от 22 октября 2020 года № 65 «Об утверждении Положения об Администрации деревни Харампур» Администрация деревни Харампур является территориальным структурным подразделением Администрации Пуровского района и осуществляет на территории деревни Харампур часть функций Администрации Пуровского района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа и настоящим Положением об Администрации деревни.

Решением Думы Пуровского района от 01 июля 2021 года № 275 утверждено Положение о специализированном жилищном фонде муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения включение жилого помещения муниципального жилищного фонда в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения Комиссии путем издания распоряжения Главы Пуровского района - на территории населенных пунктов город Тарко-Сале и село Толька, приказа Администрации населенного пункта - на соответствующей территории муниципального округа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 26 января 2006 года от № 42.

Из совокупного толкования приведённых выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции Администрации Пуровского района и Администрации д. Харампур.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что по результатам проверки, проведённой прокуратурой Пуровского района, установлены нарушения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Пуровского района и администрации д. Харампур по созданию маневренного жилищного фонда.

Так, согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального округа Пуровский район по состоянию на 09 марта 2023 года на территории Пуровского района маневренный фонд представлен в количестве 71 жилого помещения, расположенных в г. Тарко-Сале, п. Ханымее, пгт. Уренгое и с. Халясавэй.

По сведениям Главы Администрации д. Харампур на территории д. Харампур маневренный жилищный фонд отсутствует, при этом, на территории д. Харампур располагаются 3 аварийных дома с общим числом проживающих 14 человек. С 01 января 2020 года по настоящее время в администрацию д. Харампур заявлений (обращений), в том числе поданных (направленных) через Администрацию Пуровского района, о предоставлении жилья маневренного фонда не поступало.

В указанных обстоятельствах, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше положениями законодательства, обоснованно исходил из того, что поскольку создание маневренного жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления, и, установив факт того, что специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, в деревне Харампур не был создан, правомерно возложил на ответчиков обязанность по созданию маневренного жилищного фонда в деревне Харампур.

При этом, суд первой инстанции обосновано указал, что отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории деревни Харампур, создает угрозу нарушения конституционного права граждан на жилище, в том числе проживающих в жилых помещениях, являющихся непригодными для проживания, представляющих опасность для жизни и здоровья.

При этом, вопреки доводам жалобы самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закреплённое статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.

Доводы ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии потребности в маневренном жилищном фонде несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определённых обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

Вопреки доводам жалобы отсутствие в достаточном количестве маневренного жилищного фонда на территории конкретного поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определённых обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Приведённый в жалобе довод о возможности органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по договору социального найма не исключает наличие обязанность иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных статьёй 95 Жилищного кодекса РФ.

Ссылки в апелляционной жалобе на обременительность по содержанию муниципального жилищного фонда для местного бюджета не могут быть приняты во внимание, поскольку ни недостаточность финансирования, ни отсутствие в бюджете денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчиков от исполнения установленных законом обязанностей.

В целом, доводы апелляционной жалобы дублируют доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пуровского района, - без удовлетворения.

Судья /подпись/ С.П. Гниденко