ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2853/20 от 15.02.2024 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Манько А.В.

Дело № 33-1853/2024 (№ 2-2853/2020)

УИД №: 59RS0004-01-2020-002650-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 15.02.2024

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Ворониной Е.И. при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-/2020 по иску прокуратуры Пермского края к Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности,

по частной жалобе Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на определение 30 ноября 2023 года об отсрочке исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми суда от 09 октября 2020 года,

Ознакомившись с материалами дела, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, СИЗО-1), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ГУФСИН России по Пермскому краю) обратились в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 09.10.2020 по гражданскому делу № 2-2853/2020.

В обоснование заявленных требований заявители указано, что решением Ленинского районного суда г. Перми от 09.10.2020 по делу № **/2020 удовлетворены требования прокуратуры Пермского края, на ГУФСИН по Пермскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по установке в зданиях корпусных отделений № 1, 2, 3, 4, 5 Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России по Пермскому краю системы автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. На СИЗО-1 возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в зданиях корпусных отделений № № 1, 2, 3, 4, 5 Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России по Пермскому краю систему автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Решение вступило в законную силу 21.07.2021. ФКУ СИЗО-1 по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, некоммерческой организацией, участником бюджетного процесса. Получателем бюджетных средств, доведением бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения осуществляется ГУФСИН России по Пермскому краю. Приносящие доход деятельности в учреждении отсутствуют. В целях исполнения решения суда СИЗО-1 направляло заявки о выделении лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) для разработки проектной документации и установки системы АПС в ГУФСИН, а именно 15.05.2021 № 60/43/8/-2372, от 06.04.2022 №60/43/8-1060, от 31.05.2022 № 60/743/8-1648, на что получены ответы ГУФСИН о недостаточности финансирования от ФСИН России. Приобретение оборудования для проведения работ по установке систем АПС и СОУЭ в режимных корпусах № 1,3, 4, 5 сборного отделения ФКУ СИЗО-1 будет возможно после образовавшейся экономии денежных средств и доведения до полного финансирования с ФСИН России. Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России федеральная служба осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. ФСИН России наделил ГУФСИН полномочиями распорядителя (получателем) бюджетных средств, а не главного распорядителя бюджетных средств. Таким образом, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, находясь в финансовой зависимости от поступающих лимитов, в настоящий момент предприняли все возможные меры, для исполнения решения суда. Учитывая отсутствие финансирования, объем работ, исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным. С учетом изложенного, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю просили предоставить отсрочку исполнения решения суда до 20.09.2024.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 30.11.2023 заявление ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с определением суда, представитель ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю подал частную жалобу, в которой просит определение отменить, разрешить вопрос по существу. В обоснование жалобы, указаны доводы аналогичные изложенным в заявлении о недостаточности финансирования и принятии всех возможных мер для исполнения решения.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает частную жалобу на определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, возражения на частную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно положениям статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.

В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно абзацу 3 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в первой инстанции», при рассмотрении дел о рассрочке (отсрочке) исполнения решений суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование данной просьбы.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Ленинского районного суда г. Перми от 09.10.2020 на СИЗО-1 возложена обязанность провести работы в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - установить в зданиях корпусных отделений № 1, 2, 3, 4, 5 СИЗО-1 систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

На ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объеме финансовое обеспечение расходов по установке в зданиях корпусных отделений № 1, 2, 3, 4, 5 СИЗО-1 системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В удовлетворении требований к Федеральной службе исполнения наказаний России отказано.

Решение суда с учетом апелляционного определения Пермского краевого суда вступило в законную силу 21.07.2021.

20.09.2023 межрайоным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества на основании исполнительного документа серии ФС № ** от 23.08.2023 выданного Ленинским районным судом г. Перми, возбуждено исполнительное производство № ** в отношении ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, на основании исполнительного документа серии ФС № ** от 25.08.2023 - исполнительное производство № ** в отношении ГУФСИН России по Пермскому краю.

В целях исполнения решения суда СИЗО-1 направило заявки о выделении ЛБО для разработки проектной документации и установки системы АПС в ГУФСИН, а именно: 23.06.2021 № 60/43/8/-2372, от 06.04.2022 № 60/43/8-1060, от 31.05.2022 № 60/743/8-1648, на что получены ответы ГУФСИН о недостаточности финансирования от ФСИН России и доведения ЛБО в размере 2 700 000 руб. при общей потребности в 11513900 руб.

Согласно справке ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Пермскому краю от 13.05.2022 ФСИН России на 2022 год на проведение мероприятий по оснащению средствами пожарной автоматики учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 2700 000 руб. при общей потребности в 11513900 руб. Потребность лимитов бюджетных обязательств ФКУ СИЗО-1 на проведение мероприятий по оснащению средствами пожарной автоматики составляет 3520083, 36 руб.

Во ФСИН России в 2022 году направлены запросы о состоянии средств противопожарной автоматики, о рассмотрении возможности выделения дополнительного финансирования.

Также направлены запросы в ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о финансовом обеспечении указанного вида расходов.

Кроме того, 15.03.2023 СИЗО-1 в целях исполнения решения суда направило заявку № 60/43/8-615 о выделении ЛБО для разработки проектной документации, на что получен ответ ГУФСИН от 22.03.2023 о том, что в целях исполнения решения ИВПО ОРиН ГУФСИН России по Пермскому краю разработан и утвержден перспективный план мероприятий по установке и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю на 2023 год. Перспективным планом в 2023 году предусмотрено устранение нарушений требований пожарной безопасности в 25 учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю. ФКУ СИЗО -1 находится в очередности под пунктом 12. Доведенные ЛБО в размере 1 341 962,73 распределены в полном объеме в соответствии с очередностью перспективного плана. Приобретение оборудования для проведения работ по установке систем АПС и СОУЭ в режимных корпусах №№ 1,3,4,5 сборного отделения СИЗО-1 будет возможно после образовавшейся экономии денежных средств и доведения до полного финансирования с ФСИН России.

29.03.2023 СИЗО-1 направило повторно заявку о замене АПС и СОУЭ по исполнение судебного решения. 25.09.2023 ГУФСИН России по Пермскому краю направило письмо в управление режима и надзора ФСИН России о выделении ЛБО в размере 157239268 рублей.

27.09.2023 ФСИН России направило ответ о том, что распоряжения ФСИН России от 28.06.2023 № 112-р «О планировании и исполнении федерального бюджета по расходам» с учетом потребности всех бюджетополучателей на обеспечение пожарной безопасности, распределены.

Разрешая заявление ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 09.10.2020 и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку заявителем не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии исключительного характера препятствий к совершению исполнительных действий. Судом было учтено, что несвоевременное исполнение решения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих и содержащихся в ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю.

Соглашаясь с судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции также исходит из того, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного акта, должны учитываться не только интересы должника, но и интересы взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения судебного акта может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.

Гражданско процессуальный кодекс Российской Федерации, как и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления допускается в исключительных случаях, поскольку отдаляет реальное исполнение судебного решения, чем затрагиваются интересы взыскателей. Основаниями для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение стороны либо иные исключительные обстоятельства, не позволяют исполнить решение суда в установленные сроки.

Судом первой инстанции верно указано на то, что невозможность исполнения решения суда в связи с отсутствием финансирования не относятся к исключительным и непредотвратимым обстоятельствам, позволяющим ущемлять интересы неопределенного круга лиц вследствие предоставления ответчику отсрочки исполнения судебного акта.

Кроме того отсрочка исполнения решения суда предполагает предоставление доказательств того, что в указанный заявителем срок неизбежно наступят обстоятельства, способствующие такому исполнению.

В заявлении о предоставлении отсрочки, заявителями указано, что решение суда планируется исполнить в срок до 20.09.2024, при этом не конкретизировано какими именно способами, планируется изыскать денежные средства на исполнение судебного акта, какие мероприятия будут проведены для установки автоматической пожарной сигнализации, сколько времени требуется на проведение работ.

За весь период неисполнения решения с момента вступления в силу 21.07.2021 до настоящего момента, ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю действенных мер к исполнению решения не принималось, ответчиками только направлялись запросы в ФСИН России с просьбой о выделении средств из федерального бюджета.

Довод о том, что ГУФСИН России по Пермскому краю не осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, а является исключительно получателем бюджетных средств, основанием для отмены определения быть не может.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Согласно Положению о ГУФСИН по Пермскому краю, Главное управление для подведомственных учреждений (бюджетополучателей) является распределителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Как установлено положением п. 5.8 Устава СИЗО-1 источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, и иные поступления разрешенные законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 5.12 Устава СИЗО-1 при недостаточности Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на территории Пермского края функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет ГУФСИН России по Пермскому краю.

Наличие утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на текущий год, не может являться основанием к освобождению ответчиков от обязанности по исполнению решения суда от 09.10.2020.

Так же следует отменить, что ранее, в 2022 году, ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю уже обращались за отсрочкой исполнения решения суда от 09.10.2020, в заявлении были приведены аналогичные доводы об отсутствии финансирования.

Определением Ленинского районного суда г. Перми суда от 05.08.2022 года в удовлетворении заявления отказано.

Исключительных обстоятельств, которые появились после 2022 года и препятствуют исполнению решения в настоящем заявлении и в частной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого определения суда и удовлетворения частной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Ленинского районного суда г. Перми от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю - без удовлетворения.

Судья: /подпись/.