ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2855/19 от 20.02.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Рахманова М.М. Дело № 2-2855/2019

Докладчик Хабарова Т.А. Дело № 33-1605/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Слядневой И.В.

судей Никифоровой Е.А., Хабаровой Т.А.,

при секретаре Ведерниковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 20 февраля 2020г. дело по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 05 ноября 2019г., которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в несоблюдении требований законодательства РФ о транспортной безопасности по непринятию мер по внесению изменений в план транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск и их представлению на утверждение в компетентный орган. Взыскать с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета госпошлину в 300 руб.».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Хабаровой Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Барабинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований законодательства РФ о транспортной безопасности, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в план транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск и их представлению на утверждение в компетентный орган. В обоснование иска указано, что Барабинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Барабинск Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». Установлено, что железнодорожный вокзал Барабинск, балансодержателем которого является Дирекция, ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр категорированных объектов (реестровый номер ) с присвоением 2 категории. В отношении указанного железнодорожного вокзала ДД.ММ.ГГГГ утверждена оценка уязвимости, о чем ДД.ММ.ГГГГ поступила информация в Дирекцию. План транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск утвержден уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ, дополнительная оценка уязвимости железнодорожного вокзала Барабинск осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные результаты дополнительной оценки уязвимости поступили в адрес Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, изменения в утвержденный план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Барабинск, в том числе, по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, не внесены, на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не представлены. Барабинской транспортной прокуратурой в адрес Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, в установленный законом срок нарушения не устранены, мер по их устранению не предпринято. Дирекцией - субъектом транспортной инфраструктуры изменения в план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск до настоящего времени не внесены, на утверждение в уполномоченный орган не представлены. Бездействие ответчика нарушает права граждан на безопасные условия жизнедеятельности в сфере использования транспортного комплекса. Так, в случае совершения актов незаконного вмешательства на территории вокзала, могут пострадать работники ОАО «РЖД», находящиеся на вокзале при исполнении должностных обязанностей, иные граждане, осуществляющие работу на территории вокзала, пассажиры, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта, иные лица, права которых будут затронуты.

Определением Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено производство по гражданскому делу по иску Барабинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о понуждении к совершению действий, в части заявленных исковых требований об обязании ОАО «РЖД» внести изменения в план транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск и представить план на утверждение в компетентный орган в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласно ОАО «РЖД». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что ответчиком приняты меры по внесению изменений в план транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск. 29.05.2019г. в адрес руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта направлены изменения в план по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры: вокзал на станции Барабинск, ЖВД 530240, на утверждение. Таким образом, ОАО «РЖД» не бездействовало. Не ясно в чем заключается бездействие.

Кроме того, апеллянт считает, что резолютивная часть решения не совпадает с требованиями прокурора и мотивировочной частью решения (абзац 1 стр. 5).

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении требований, суд первой инстанции руководствовался нормами права, подлежащими применению, установив верно все юридически значимые обстоятельства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона РФ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, т.е. на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с ч.2 ст.4 этого же закона, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п.4 ст.1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно п.10 ст.1 названного закона, транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

К объектам транспортной инфраструктуры в силу п.5 ст.1 Федерального Закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.

Установлено, что Барабинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Барабинск.

Вокзал находится в собственности ОАО «РЖД», включен в реестр категорированных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые вступили в законную силу 01.07.2017.

Пунктом 1 Требований установлено, что настоящий документ определяет требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, железнодорожных вокзалов и станций.

В соответствии с п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с п.п.2,3 которого, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Согласно п.9 Порядка, изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения оценки уязвимости; изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Судом установлено следующее.

В отношении железнодорожного вокзала Барабинск ДД.ММ.ГГГГ утверждена оценка уязвимости, о чем ДД.ММ.ГГГГ поступила информация в Дирекцию.

План транспортной безопасности железнодорожного вокзала Барабинск утвержден уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ, дополнительная оценка уязвимости железнодорожного вокзала Барабинск осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные результаты дополнительной оценки уязвимости поступили в адрес Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Барабинск, в том числе, по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» внесены и представлены на утверждение в Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования транспортного прокурора, суд, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о нарушении ответчиком требований законодательства в области транспортной безопасности и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку незащищенность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Барабинск от актов незаконного вмешательства свидетельствует о бездействии ОАО «РЖД» при исполнении требований законодательства о транспортной безопасности.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, отклоняя доводы жалобы в указанной части. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, добровольное устранение нарушений требований законодательства, не устраняет факта правонарушения ответчика в форме незаконного бездействия. Требования законодательства о транспортной безопасности ответчиком в установленные сроки и самостоятельно исполнены не были; требования прокурора по внесению изменений в план транспортной безопасности и направлению на утверждение в компетентный орган, были исполнены только на момент рассмотрения дела в суде, а также на момент проведения проверки, принятия досудебных мер прокурорского реагировании, нарушения законодательства о транспортной безопасности, устранены не были.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и подлежат отклонению.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, не приведено таких нарушений и в жалобе ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 05 ноября 2019г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи