ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2862/20 от 20.01.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Зинченко Ю.А. Дело № 33-312/2021 (33-6925/2020)

2-2862/2020

55RS0001-01-2020-003753-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2021 года г. Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Гапоненко Л.В.,

судей областного суда Климовой В.В., Леневой Ю.А.,

при секретаре Жуковой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Киргинцевой В.В. на решение Кировского районного суда г. Омска от 06 августа 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований Киргинцевой В. В. к ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» о защите прав потребителей – отказано.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Климовой В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Киргинцева В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» о защите прав потребителя.

В обоснование указала, что 10.02.2020 в офисе агентства Аэролайн ею были приобретены авиабилеты на 7 персон по маршруту <...> на 30.05.2020, с обратным рейсом <...> 23.06.2020 на имя К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 2, Ф.И.О. 3, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5 стоимостью 19.495 руб. каждый, а также билет на имя Ф.И.О. 6 стоимостью 17.458 руб.

В стоимость каждого билета была включена комиссия за услуги агентства в размере 1.500 рублей. Общая стоимость билетов составила 134428 рублей, общий размер комиссии составил 10500 рублей.

После заключения договора и до даты вылета истец узнала о существенном изменении обстоятельств, из которых она исходила при заключении договора. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране и в мире истец была вынуждена отказаться от перелета. Требования агентством Аэролайн исполнено в полном объеме, денежные средства в размере 10.500 возвращены, однако ответчиком её требования оставлены без удовлетворения.

На основании изложенного просила расторгнуть договор авиаперевозок и взыскать в свою пользу стоимость билетов в размере 123928 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, а также штраф в порядке ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Стороны в судебное заседание не явились, в судебном заседании до перерыва представитель истца Воробьев К.В. заявленные требования поддержал.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Киргинцева В.В. просит вынесенное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Ссылается на то, что её семья, состоящая из К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 6, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5 имеет удостоверение многодетной семьи; Ф.И.О. 3 является инвалидом второй группы, согласно справке МСЭ от <...>, Ф.И.О. 2 лицом, её сопровождающим. Ввиду изложенного полагает, что денежные средства, уплаченные за авиабилеты, подлежали взысканию с ответчика на основании п.10 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991, что районным судом не было учтено и в удовлетворении её требований необоснованно отказано.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав Киргинцеву В.В. и её представителя по устному ходатайству Кокшеневу Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены.

Из материалов дела следует, что 10.02.2020 Киргинцевой В.В. через туристическое агентство ООО «Агентство «Аэролайн» были приобретены авиабилеты для пассажиров К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 2, Ф.И.О. 3, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5 стоимость каждого из которых составила 17.995 руб., а также билет на имя Ф.И.О. 6, стоимость которого составила 15.958 руб. Кроме того, с истицы взималась комиссия за услуги агентства в размере 1.500 руб. за человека, всего 10.500 руб. Указанное подтверждается представленными в материалы дела кассовыми чеками и квитанциями электронного билета и ответчиком не оспаривается.

Перевозка пассажиров должна была состояться 30.05.2020, маршрут перевозки <...> и 23.06.2020 по маршруту <...>

В исковом заявлении истец ссылается на то, что в связи с принимаемыми государственными мерами, направленными на борьбу с пандемией коронавируса COVID-19, согласно постановлению Губернатора Краснодарского края от 21.05.2020 №287 определено продление режима нахождения граждан, прибывших авиасообщением из других регионов РФ сроком до 06.06.2020 с возможностью дальнейшей пролонгации установленного режима. Согласно положениям пролонгированного Постановления определено: «Установить на территории Краснодарского края меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) реализуется путем организации изоляции и медицинского наблюдения всех лиц, вернувшихся в Российскую Федерацию, на срок 14 календарных дней со дня прибытия, прибывших в аэропорты на территории Краснодарского края лиц, проживающих на территории Краснодарского края – в домашних условиях, прибывших в аэропорты на территории Краснодарского края лиц, проживающих на территории другого субъекта РФ – в условиях обсерватора».

В связи с существенным изменением обстоятельств 26.05.2020 Киргинцева В.В. посредством почтовой связи обратилась к ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», ООО «Агентство «Аэролайн» с письменной претензией, в которой просила расторгнуть договор авиаперевозок и возвратить стоимость билетов в размере 123.928 рублей, расторгнуть договор по подбору авиабилетов с ООО «Агентство Аэролайн» и возместить комиссию в размере 10.500 руб., а также возместить расходы на юридические услуги в размере 4.000 рублей. В качестве основания возврата денежных средств Киргинцева В.В. указала, что ограничения авиасообщения с условием об обязательном последующем нахождении в обсерваторе на срок 2 недели расходятся с целями визита заявителя и членов её семьи в Краснодарский край. Кроме того, она вынуждена отказаться от перелета в связи с беспокойством о состоянии здоровья своей семьи. Полагала, что на основании ст.451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых она исходила при заключении договора, имеются основания для его расторжения и возврата уплаченных ею сумм.

Агентом ООО «Агентство «Аэролайн» уплаченная истцом комиссия была последней возвращена. Однако требования о возврате стоимости билетов ОАО АК «Уральские авиалинии» в досудебном порядке не были исполнены, что явилось основанием для обращения Киргинцевой В.В. в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, районный суд руководствовался положениями ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, п.п. 2,5,6,10 «Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N991 и исходил из того, что договор перевозки заключен до 01.05.2020, срок возврата денежных средств в соответствии с п.2 Положения не наступил, в связи с чем требования истца о взыскании стоимости авиабилетов преждевременны, удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении основного требования о взыскании с ответчика суммы оплаченных билетов судом было отказано, суд также отказал в удовлетворении производных требований о взыскании компенсации морального вреда, а также штрафа.

Судебная коллегия с изложенными выводами районного суда согласиться не может, исходя их следующего.

Правоотношения сторон по воздушной перевозке регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и нормами Воздушного кодекса Российской Федерации.

Положениями ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст.105 Воздушного кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В силу п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно п.п. 1 и 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами.

В силу п.1 ст.451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Положениями ст.107.2 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 6.07.2020 № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо ее части (далее – Положение).

В силу п. 1 Положения оно устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

По указанным договорам статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением.

Поименованное положение было принято до обращения истца в суд с настоящим иском, вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности их применения к спорным правоотношениям, так как нормам указанного Постановления Правительства РФ придана обратная сила.

Подпунктом «б» п. 3 Положения определено, что перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

В соответствии с п. 5 Положения в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Согласно п. 6 Положения денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

В силу п. 10 Положения денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), ребенка-инвалида (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (на банковскую карту, наличными денежными средствами, иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления.

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением. При подаче такого заявления в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика, пассажир предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ установленного образца, подтверждающий статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При подаче заявления посредством почтовых отправлений к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документа, удостоверяющего личность, документов установленного образца, подтверждающих статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверения многодетной семьи или иных документов, подтверждающих статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно.

Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика (п. 12 Положения).

Постановлением Губернатора Краснодарского края от 21.05.2020 № 287 с 23.05.2020 по 06.06.2020 был продлен режим повышенной готовности на территории региона в связи с распространением коронавирусной инфекции, введенный Постановлением Губернатора Краснодарского края от 31.03.2020 № 129; постановлено обеспечить изоляцию и медицинское наблюдение для лиц, прибывших из других субъектов Российской Федерации, на срок 14 дней со дня прибытия.

Киргинцевой В.В. суду апелляционной инстанции представлены удостоверение многодетной семьи от <...> в составе К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 6, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5 сроком действия до <...>; справка серии <...>№ <...>, в соответствии с которым Ф.И.О. 2<...> установлена вторая группа инвалидности бессрочно.

С учетом положений п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ коллегия полагает возможным принять и приобщить указанные доказательства к материалам дела, поскольку судом первой инстанции юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства (наличие у истца и членов её семьи статуса многодетной семьи, группы инвалидности) не выяснялись.

Принимая во внимание наличие у приобретателей авиабилетов К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 6, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5 статуса многодетной семьи, а также учитывая тот факт, что Ф.И.О. 2. является инвалидом второй группы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа в возврате истцу стоимости авиабилетов, приобретенных на имя К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 6, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5 и Ф.И.О. 2 у суда не имелось.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная за авиабилеты, приобретенные на имя К.В.В. Ф.И.О. 1, Ф.И.О. 6, Ф.И.О. 4, Ф.И.О. 5, Ф.И.О. 2 сумма, составившая 105.933 руб. (17.995*5+15.958).

В отношении Ф.И.О. 3 оснований для возврата стоимости билета не имеется, поскольку к поименованным в п. 10 Положения категориям лиц последний не относится, заявления о возврате стоимости авиабилета, приобретенного на имя Ф.И.О. 3, являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа судебная коллегия не находит ввиду следующего.

В силу абз. 1 ст. 15 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Частью 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По смыслу приведенных положений условием для удовлетворения требований о взыскании морального вреда, а также основанием для взыскания штрафа является установленный факт нарушения прав потребителя.

Между тем, применительно к обстоятельствам настоящего спора, обращаясь 26.05.2020 с претензией, истец не приложила доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п. 10 Положения, являющихся основанием для возврата уплаченных за авиабилеты денежных средств. На дату обращения истца с претензией постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 не являлось действующим. В связи с чем, учитывая, что приобретенные истцом билеты имели статус «невозвратных», что прямо следует из представленных в материалы дела электронных билетов, оснований для возврата денежных средств у ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» на момент обращения с претензией не имелось, виновных действий авиакомпании, повлекших нарушение прав истца как потребителя, коллегия не усматривает.

В указанной связи судебная коллегия полагает необходимым во взыскании компенсации морального вреда, штрафа в пользу истца отказать.

На основании изложенного постановленное судом решение подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований Киргинцевой В.В.

В силу ч. 3 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

С учетом того, что Киргинцева В.В. от уплаты государственной пошлины освобождена, с ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет г. Омска подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, сумма которой составит 3.319 рублей.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Киргинцевой В. В. удовлетворить частично, решение Кировского районного суда г. Омска от 06 августа 2020 года отменить, принять новое решение по делу.

Исковые требования Киргинцевой В. В. удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в пользу Киргинцевой В. В. 105 933 рубля, уплаченных за авиабилеты.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в бюджет г. Омска государственную пошлину в размере 3 319 рублей.

Председательствующий

Судьи