Судья Васильев А.В. дело № 33-13671/2022
№ 2-2866/3020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2022 г. г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ямпольской В.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юровой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Полигон», администрации муниципального образования город Новороссийск об устранении нарушений требований природоохранного законодательства,
по частной жалобе представителя администрации муниципального образования город Новороссийск и МУП «Полигон» по доверенности Александровской Елены Игоревны на определение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 г. о частичном удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 г.,
установил:
И.о. прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Полигон», администрации муниципального образования город Новороссийск об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Новороссийска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства МУП «Полигон», по результатам которой выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства.
МУП «Полигон» использует земельный участок с кадастровым номером <...> для эксплуатации полигона и свалки твердых бытовых отходов. Между тем, эксплуатируемый МУП «Полигон» земельный участок не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов. Проектная документация на объект размещения отходов не разрабатывалась, эксплуатация начата без разрешительных документов. Кроме того, прокуратурой города установлено, что МУП «Полигон» проект санитарно-защитной зоны не разработан, санитарно-защитная зона не установлена. МУП «Полигон» не включен в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края. Также у МУП «Полигон» отсутствует лицензия на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. МУП «Полигон» фактически размещает на эксплуатируемом им земельном участке отходы IV-V класса опасности.
По утверждению прокурора, в нарушение действующего законодательства МУП «Полигон» неправомерно осуществляет сбор и размещение отходов производства и потребления различных классов опасности, твердых коммунальных отходов на вышеназванном земельном летке. Мер по проведению рекультивации указанного земельного участка учреждением не принимается, что в свою очередь приводит к ухудшению качества земель и несет угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в непосредственной близости от участка.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд запретил МУП «Полигон» осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1.
МУП «Полигон» разрешено осуществлять прием и размещение отходов V класса опасности (за исключением пожароопасных отходов) для подсыпки пустот и изоляции «тела свалки», предотвращения её возгорания и задымления.
На МУП «Полигон» возложена обязанность разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Также на МУП «Полигон» возложена обязанность провести рекультивацию указанного земельного участка в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
На администрацию муниципального образования город Новороссийск возложена обязанность разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Также на администрацию муниципального образования город Новороссийск возложена обязанность провести рекультивацию данного земельного участка.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Отменены обеспечительные меры, наложенные определением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 21 октября 2020 г., в виде запрета на эксплуатацию земельных участков с кадастровыми номерами <...>.
Решение суда обращено к немедленному исполнению в части запрета МУП «Полигон» осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером <...>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 мая 2021 г. удовлтеоврено апелляционное представление и.о. прокурора г. Новороссийска удовлетворено. Решение Приморского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворении иска.
Резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции:
«Исковые требования и.о. прокурора г. Новороссийска удовлетворить.
Запретить МУП «Полигон», зарегистрированному по адресу: Краснодарский край, <...>, осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> км автодороги краевого значения Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1.
Возложить на МУП «Полигон» обязанность разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, г. <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Возложить обязанность на МУП «Полигон» провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, <...> автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на <...>, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск обеспечить надлежащее и своевременное финансирование МУП «Полигон» для проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
Отменить обеспечительные меры, наложенные определением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 21 октября 2020 г. в виде запрета на эксплуатацию земельных участков с кадастровыми номерами <...>, по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения, «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1.
Судебное постановлении обращено к немедленному исполнению.
В остальной части решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 мая 2021 г. оставлено без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края и МУП «Полигон» - без удовлетворения.
30 ноября 2021 г. администрация муниципального образования г. Новороссийск, МУП «Полигон» обратились в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 г.
В обоснование заявления указано, что между МУП «Полигон» и ООО «Гидропроект» заключен договор № ГДП-Д11-21 от 15 сентября 2021 г. на выполнение работ по корректировке инженерных изысканий и разработке проектно-сметной документации «Рекультивация полигона ТБО, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо» 850 м на юго-восток, 1, со сроком выполнения до 01 сентября 2022 г.
По окончанию исполнения вышеуказанного договора получение проектно-сметной документации, на основании постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», а также «Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) будет осуществлена рекультивация земельных участков с кадастровыми номерами <...> путем участия в соответствии с заявкой на участие в отборе (дополнительном отборе) муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по распоряжению, владению имуществом, находящимся в муниципальной собственности - планируется восстановление нарушенных земель на территории санкционированной свалки в с. Глебовское, в соответствии с постановлением № 11003 от 30 декабря 2016 г. «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Новороссийск «Комплексное развитие городского хозяйства на территории муниципального образования город Новороссийск» на 2017-2024 гг.
Постановлениями от 18 ноября 2021 г. судебным приставом-исполнителем Новороссийского ГОСП возбуждены исполнительные производства № <...>, № <...> по вышеуказанным требованиям.
МУП «Полигон» в рамках муниципальных контрактов <...> от 23 ноября 2021 г. осуществляет деятельность по отлову и содержанию безнадзорных животных, по подбору падших животных, в связи с чем закрытие территории не представляется возможным.
В этой связи просят суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01 января 2024 г.
Определением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 г. заявление администрации муниципального образования город Новороссийск, МУП «Полигон» об отсрочке исполнения решения Приморского районного суда г. Новороссийска от 18 декабря 2020 г. удовлетворено частично.
Суд предоставил администрации муниципального образования город Новороссийск, МУП «Полигон» отсрочку исполнения решения Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 г. на срок до 01 сентября 2022 г. в следующей части:
- возложить обязанность на МУП «Полигон» разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск. 6-й км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- возложить обязанность на МУП «Полигон» провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель;
- возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: <...>й км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель;
- возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск обеспечить надлежащее и своевременное финансирование МУП «Полигон» для проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: Краснодарский край, <...>й км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1 в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель;
Суд также отменил определение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 1 декабря 2021 г. о приостановлении исполнительных производств по гражданскому делу № 2-2866/2020 (исполнительные производства № <...>, № <...>-ИП).
В частной жалобе представителя администрации муниципального образования город Новороссийск и МУП «Полигон» на основании доверенностей Александровской Е.И. поставлен вопрос об отмене определения суда в части отказа в предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части запрета МУП «Полигон» осуществлять сбор и размещение отходов I-V класса опасности на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1, как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы просит в указанной части определение суда отменить и рассмотреть вопрос по существу путем предоставления отсрочки исполнения решения суда в указанной части до 31 декабря 2022 г.
В возражениях на частную жалобу помощник прокурора г. Новороссийска Якимова И.В. просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ стороны в судебное заседание не вызывались.
Согласно части 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, возражений на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу приведенных норм права предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Предоставление отсрочки исполнения судебного решения предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих его исполнению, однако отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.
Поскольку законодатель не устанавливает перечень оснований для отсрочки исполнения решения суда, вопрос о возможности ее предоставления должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности и с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 2006 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Европейский суд по правам человека в пунктах 34, 35 постановления по делу Бурдов против России от 7 мая 2002 г., право на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) было бы иллюзорным, если бы национальные правовые системы государств допускали, чтобы окончательное и подлежащее исполнению судебное решение оставалось неисполненным в ущерб одной из сторон.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума от 10 октября 2005 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Европейской Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Европейский Суд по правам человека особо отмечал, что нарушение «права на суд» может также приобрести форму задержки исполнения решения; при этом не каждая задержка в исполнении решения суда представляет собой нарушение «права на суд», а лишь такая, которая искажала бы саму суть данного права, гарантируемого статьей 6 Конвенции (постановление от 18.11.2004 г. по делу «Вассерман против России»).
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, в каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, создающих серьезные препятствия к совершению исполнительных действий.
В связи с этим, основанием для удовлетворения заявления являются исключительные, уважительные причины, объективно препятствующие исполнению решения суда в течение определенного периода времени и дающие реальную возможность исполнения судебного акта в будущем.
Поскольку отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, при разрешении заявления об отсрочке исполнения решения суду в каждом конкретном случае необходимо находить разумный баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя.
Из материалов дела следует, что определением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 г. администрации муниципального образования город Новороссийск, МУП «Полигон» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 18 декабря 2020 г. на срок до 01 сентября 2022 г. в части: возложения обязанности на МУП «Полигон» разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <...>; возложения обязанности на администрацию муниципального образования город Новороссийск разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>; провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <...>; обеспечить надлежащее и своевременное финансирование МУП «Полигон» для проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <...>.
Удовлетворяя требования в данной части, суд первой инстанции исходил из представленных заявителями доказательств, а именно из договора от 15.09.2021 г. № ГДП-Д11-21, заключенному между МУП «Полигон» и ООО «Гидропроект», из условий которого следует, что подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по корректировке инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации «Рекультивация полигона ТБО, земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 201 805 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1», а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их. Пунктом 1.6 договора предусмотрен срок выполнения работ: начало работ - с даты заключения договора, окончание работ - 01 сентября 2022 г.
Проанализировав содержание договора, принимая во внимание наличие обстоятельств, препятствующих исполнению должниками исполнительного документа в установленный срок, руководствуясь положениями статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда от 18 декабря 2020 г. в вышеуказанной части на срок до 01 сентября 2022 г.
В указанной части определение не обжалуется, в связи с чем не подлежит проверке в апелляционном порядке.
При этом суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда в части запрета МУП «Полигон» осуществлять сбор и размещение отходов I-V класса опасности на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: Краснодарский край, <...> км автодороги краевого значения «Подъезд к п. Абрау-Дюрсо», 850 м на юго-восток, 1.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В частной жалобе не приведены предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основания, влекущие отмену или изменение оспариваемого определения.
При вынесении определения суда от 20 января 2022 г. ошибок в применении норм материального и процессуального права судом не допущено. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов частной жалобы и, соответственно, наличия оснований для предоставления отсрочки, заявитель указывает на то, что МУП «Полигон» ведет прим отходов V класса опасности исключительно с целью изоляции тела свалки, образованной в период до 2012 года. Данная деятельность не подпадает под хранение с целью утилизации, обезвреживания, захоронения, так как полигон не является специальным хранилищем для отходов. Отходы используются в качестве инертного материала для создания и уплотнения изолирующего слоя, исключающего контакт тела свалки с воздухом.
Между тем, данные доводы нельзя признать убедительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов и т.п.), которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пунктов 6, 7, 10 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в вышеуказанной части, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда, вступившего в законную силу и обязательного к исполнению в порядке статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При этом суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, считает необходимым отметить, что предлагаемая заявителем отсрочка исполнения вступившего в законную силу судебного постановления существенно нарушит права неопределенного круга лиц, а именно право граждан на благоприятные условия проживания.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям гражданского процессуального законодательства, фактическим обстоятельствам по делу и доводами частной жалобы не опровергаются.
Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В данном деле заявитель не привел таковых исключительных обстоятельств, которые бы могли обусловить предоставление ему отсрочки исполнения решения суда.
Доводы частной жалобы сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, по существу аналогичны приведенным в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, являлись предметом судебного исследования и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие их отмену в апелляционном порядке.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого определения суда по доводам частной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
определение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 20 января 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации муниципального образования город Новороссийск и МУП «Полигон» по доверенности Александровской Елены Игоревны – без удовлетворения.
Председательствующий: В.Д. Ямпольская