ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2889/2021 от 27.04.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Сергеева О.И. гр. дело № 33-1221/2022 (33-15014/2021)

(гр. дело № 2-2889/2021) УИД: 63RS0025-01-2021-002823-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самчелеевой И.А.,

судей: Дудовой Е.И., Занкиной Е.П.,

при помощнике судьи Лекомцевой О.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по апелляционной жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 октября 2021г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам, оформленной выпиской из протокола заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань №9 от 14.05.2021г. об отказе ФИО1 в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья незаконным.

Обязать комиссию по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань возобновить рассмотрение заявления от 05.04.2021г. ФИО1 о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья как гражданину, относящемуся к членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, очередника №9, с составом семьи 1 человек».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Дудовой Е.И., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2 поддержавших уточненные исковые требования в полном объеме, объяснения представителя КЖКХ администрации г.о. Сызрань - ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании решения.

Требования мотивированы тем, что 15.04.2021 года Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в лице начальника жилищного отдела в адрес истца направил письмо исх. № 219, из содержания которого усматривалось, что в связи с поступлением в местный бюджет средств из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и для получения выплаты на приобретение или строительства жилья, необходимо предоставить в жилищный отдел КЖКХ перечисленные в письме документы.

В предусмотренные сроки истцом представлен пакет документов в соответствии с перечнем, указанным в письме КЖКХ исх. № 219 от 15.04.2021 г., однако решением Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань 14.05.2021г. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья истцу было отказано, так как не предоставлено удостоверение единого образца.

На основании изложенного, истец просил суд признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Сызрань № 9 от 14.05.2021г. об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья незаконным; обязать комиссию по жилищным вопросам предоставить ему социальную выплату на приобретение или строительство жилья, осуществив расчет размера социальной выплаты.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань Самарской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вернуть дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, с привлечением к участию в деле администрации г.о. Сызрань.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Судебная коллегия пришла к выводу о том, что исходя из характера спорных правоотношений, дело необоснованно было рассмотрено судом без привлечения к участию в деле администрации г.о. Сызрань.

На основании изложенного, судебная коллегия вынесла определение, которым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлекла администрацию г.о. Сызрань в качестве соответчика по делу.

Кроме того, при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции истцом уточнялись исковые требования, и в окончательном уточненном исковом заявлении ФИО1 просил признать решение комиссии по жилищным вопросам, оформленное выпиской из протокола заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань №9 от 14.05.2021 года об отказе ФИО1 в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья незаконным. Обязать администрацию городского округа Сызрань предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение или строительство жилья.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель КЖКХ администрации г.о. Сызрань - ФИО3 в заседании суда апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу, пояснила, что в их действиях незаконности не было.

От Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области поступил отзыв, в котором просили решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы оставить на усмотрение суда, также просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

До судебного заседания от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступили пояснения, в которых они просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

От ГКУ Самарской области «Главного управления социальной защиты населения Западного округа» до судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, решение вопроса оставили на усмотрение суда.

До судебного заседания от Министерства социально-демографической и семейной политики поступил отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований истцу просили отказать, также просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представители ответчика Администрация г.о. Сызрань, а также представители третьих лиц Военного комиссариата Самарской области и Военного комиссариата Самарской области по г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия, в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав истца, его представителя и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с существенным нарушением норм процессуального права, предусмотренных п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ, и рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.

Одной из таких мер социальной поддержки, предоставляемой семьям погибших (умерших) ветеранов боевых действий, является улучшение жилищных условий.

Так, согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ один раз. Члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Выдача удостоверения члена семьи ветерана боевых действий осуществляется членам семей лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» установлено, что выдача удостоверения ветеранам боевых действий единого образца лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, осуществляется федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом, направлявшими (привлекавшими) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, осуществляющими в настоящее время функции в установленной сфера деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых задач.

Установлено, что ФИО4 (отец истца ФИО1) проходил военную службу на территории Демократической Республики Афганистан с 30.10.1982 по 23.11.1983 и с 04.07.1984 по 26.07.1986. В указанные периоды ФИО4 принимал участие в боевых действиях и имел статус «ветеран боевых действий».

ФИО4 умер 08.12.1992 года, и 09.12.1992 года был исключен в связи со смертью из списка личного состава войсковой части. Смерть ФИО4 связана с исполнением обязанностей военной службы.

На основании Постановления Администрации г.Сызрани от 26.09.1994 года № 904 ФИО5 (супруга ФИО4 и мать истца) была поставлена на очередь по списку семей погибших, инвалидов и участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, с составом семьи 2 человека, в том числе, и сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (которому на момент постановки на очередь было 7 лет).

В материалах учетного дела из жилищного отдела на ФИО6 имеется копия удостоверения (серия ЖР № от 04.10.1993 года), выданная ФИО5, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

После смерти ФИО5 (матери истца), решением жилищной комиссии от 21.04.2004 года ФИО1 оставлен в списках семей погибших, инвалидов и участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, с первичной даты постановки в очередь.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань № 14 от 29.01.2007 года ФИО1, как очередника № 40, сыну умершего участника боевых действий в Афганистане была предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения квартира в специализированном доме для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним, в доме <адрес>.

При предоставлении указанного жилого помещения ФИО1 давал письменное согласие сдать жилое помещение по адресу: <адрес>

08.05.2007 года ФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу <адрес> и с указанной даты зарегистрирован по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации г.о. Сызрань № 3032 от 09.11.2012 года ФИО1 был исключен из списков очередности по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий № 15 на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием для исключения из списка очередности послужило отсутствие у ФИО1 удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Вышеуказанные обстоятельства установлены по гражданскому делу № 2-165/13.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 21.02.2013г. по гражданскому делу № 2-165/2013 по иску КЖКХ Администрации г.о. Сызрань к ФИО1 о выселении, и по иску ФИО1 к Администрации г.о. Сызрань о восстановлении в списке очередности на получение жилья, исковые требования КЖКХ Администрации г.о. Сызрань оставлены без удовлетворения, исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным Постановление Администрации г.о. Сызрань от 09.11.2012 № 3032 об исключении ФИО1 из списков очередности ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.05.2013 года решение Сызранского городского суда Самарской области от 21.02.2013г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба КЖКХ Администрации г.о. Сызрань.

Согласно указанным судебным постановлениям, при отсутствие удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», ФИО1 восстановлен в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

15.04.2021 года Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в адрес истца направил письмо исх. № 219, в котором сообщалось, что в связи с поступлением в местный бюджет средств из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и для получения выплаты на приобретение или строительства жилья, ФИО1 необходимо предоставить в жилищный отдел КЖКХ следующие документы: заявление о предоставлении социальной выплаты (заполняется после предоставления всех документов); копия документа, удостоверяющего личность гражданина; копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина на территории муниципального образования Самарской области; информацию (сведения) органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации о гражданине и членах его семьи запрашивается органами местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке или представляется гражданином по собственной инициативе в случае, если она ему выдана не позднее чем за тридцать дней до даты обращения гражданина с заявлением о предоставлении социальной выплаты; информацию (сведения) органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии недвижимости в собственности у гражданина и членов его семьи запрашивается органами местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке или представляется гражданином по собственной инициативе в случае, если она ему представлена не позднее чем за тридцать дней до даты обращения гражданина с заявлением о предоставлении социальной выплаты; обязательство о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в предусмотренные сроки представил пакет документов в соответствии с перечнем, указанным в письме КЖКХ исх. № 219 от 15.04.2021 года.

Между тем, решением Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань 14.05.2021 года в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья истцу отказано, так как не предоставлено удостоверение единого образца, предусмотренное ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается Выпиской из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № 9 от 14.05.2021 года.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" и п. 5 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 77) обеспечение жилыми помещениями членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий производится в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Для получения социальной выплаты очередник представляет в органы местного самоуправления заявление о предоставлении социальной выплаты и документы, указанные в пункте 5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 77).

В пункте 5.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 77) указаны основания для отказа в выдаче социальной выплаты, такие как: нарушение установленного абзацем вторым настоящего пункта срока представления необходимых документов для получения социальной выплаты; непредставление или представление в неполном объеме документов, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка, и документов, подтверждающих совершение сделки, указанных в абзаце первом пункта 5.3 настоящего Порядка, с учетом требований, установленных в абзаце шестом пункта 5.3 настоящего Порядка; представление недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка; изменение жилищных условий очередника, в связи с наступлением которых очередник утратил статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В качестве основания для отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья как непредоставление удостоверения единого образца, указанным Порядком не предусмотрено.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 77) именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, а также руководствуясь вышеприведенными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, судебная коллегия считает возможным признать решение комиссии по жилищным вопросам, оформленной выпиской из протокола заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань №9 от 14.05.2021 года об отказе ФИО1 в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, незаконным, с возложением обязанности на администрацию городского округа Сызрань по предоставлению ФИО1 социальной выплаты на приобретение или строительство жилья как гражданину, относящемуся к членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий.

Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 октября 2021г. – отменить.

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам, оформленной выпиской из протокола заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Сызрань №9 от 14.05.2021 года об отказе ФИО1 в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья незаконным.

Обязать администрацию городского округа Сызрань предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение или строительство жилья как гражданину, относящемуся к членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: