ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-288/2022 от 23.09.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Тютюнников А.С. 61RS0061-01-2022-000382-14

дело № 33-14637/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2022г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Калашниковой Н.М.,

судей Корниенко Г.Ф., Голубовой А.Ю.

при секретаре Васильевой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-288/2022 по заявлению ФИО2 об установлении факта участия в боевых действиях, по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 10 июня 2022 года. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта участия в боевых действиях и присвоении статуса участника боевых действий. В обоснование требований указал, что с 21.06.1995г. по 15.05.1997г. он проходил действительную военную службу по призыву в Войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Пограничной службы ФСБ России, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в должности старшины заставы и выполнял задачи по усилению охраны административной границы с Чеченской Республикой. Участвовал в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе РФ в период с 01.10.1995г. по 31.10.1995г. На основании приказа командира в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 17.11.1995г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, подтвержденного архивной справкой Центрального Пограничного архива ФСБ России от 30.06.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, имеется запись о выплате двойного оклада денежного содержания военнослужащим по призыву. По окончании службы по призыву удостоверение ветерана боевых действий выдано не было, в военном комиссариате данное удостоверение не выдавалось. Статус участника боевых действий определен не был, пользовался льготами по военному билету, контроль льгот определяла администрация Вешенского сельского поселения. Установление юридического факта ему необходимо для получения соответствующего статуса и льгот.

ФИО2 просит суд установить факт того, что он в период военной службы по призыву был непосредственным участником контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе РФ и присвоить ему статус участника боевых действий.

Решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 10 июня 2022 года в удовлетворении заявления ФИО2 об установлении юридического факта участия в боевых действиях и присвоения статуса ветерана (участника) боевых действий, отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявление об установлении юридического факта участия в боевых действиях и присвоения статуса ветерана (участника) боевых действий. Считает, что суд не обратил внимание на некоторые факты и сведения, представленные заявителем: он имеет право на льготный зачет в выслуге лет на пенсию 1 месяц за три месяца, которые не предоставляют за обычную срочную службу; денежное содержание в месяц составляло 207 руб., срочники получали на тот момент 16 руб.; с 1997г. по 2001г., проживая в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и с 2001г. по 2007г., проживая в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, он имел право на 50% льготу по оплате коммунальных услуг, как участник боевых действий; с 1997 года по 2007 год имел право на бесплатный льготный проезд на общественном автотранспорте местного значения, на внеочередное предоставление телефонного номера и внеочередное предоставление телефонного номера и внеочередное предоставление места в детском садике его детям. Данные справки на льготы выдавались в администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, как участнику боевых действий по военному билету.

Однако после вступившего в силу 2007г. Указа Президента РФ, согласно которому данные льготы были отменены всем участникам боевых действий, справки на льготное пользование были сданы в администрацию.

Заявитель жалобы указал, что на протяжении 12 лет с 1995г по 2007г., пользовался льготами, как ветеран боевых действий, состоял на учете в военном комиссариате как участник боевых действий, во время военных действий в Цхинвали и на Украине ему предлагали поехать на 6 месяцев в зону конфликта с целью обучения военнослужащих. Указывает на отсутствие возможности разглашения военных операций, в которых он участвовал, считает незаконным отказ суда в удовлетворении его заявления об установлении юридического факта участия в боевых действиях и присвоении ему статуса ветерана боевых действий.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции по средствам видеоконференц-связи истец ФИО2, поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Из положений ст. 265 ГПК РФ следует, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 267 ГПК РФ, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов или невозможность их восстановления. Таким образом, речь идет о бесспорном производстве, при котором установить юридический факт, затрагивающий исключительно права заявителя, в ином порядке, кроме судебного, не представляется возможным.

Из положений п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда СССР от 21.06.1985г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» следует, если при рассмотрении дела об установлении факта заинтересованными гражданами или организацией будет заявлен спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что в данном деле установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в суд иск на общих основаниях.

Исходя из вышеизложенного, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.

Как следует из материалов дела, ФИО2 в период с 03.07.1995г. по 15.05.1997г. проходил военную службу в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и выполнял задачи по усилению охраны административной границы с Республикой Чечня (л.д.9) в связи с чем, имеет право на льготный зачет в выслуге лет на пенсию: один месяц за три месяца.

В соответствии с письмом ФГКУ ЦПА ФСБ России от 30.06.2020г. в приказе командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 17.11.1995г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеется запись о выплате двойного оклада денежного содержания военнослужащему по призыву ФИО1 за период с 01.10.1995г. по 31.10.1995г. (л.д.10-11).

Из поданного в суд заявления ФИО2 и его апелляционной жалобы усматривается, что установление факта непосредственного участия в боевых действиях и присвоение статуса участника боевых действий необходимо ему для получения социальных льгот и гарантий. Между тем, в заявлении ФИО2 не приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения им надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5‑ФЗ «О ветеранах», а также с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к указанному Федеральному закону, к территориям и периодам ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены в ст.16 Федерального закона, реализация которых осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992г. либо Правительством Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

Из положений п. 3 постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» следует, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, указанным в подпунктах 1 - 8 Федерального закона «О ветеранах», кроме лиц, упомянутых в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в органах федеральной службы безопасности определен Инструкцией об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года, утвержденной Приказом ФСБ России от 4 декабря 2008 года № 588.

Согласно пункту 2 Инструкции, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 04 декабря 2008 года № 588, оформление и выдача удостоверений производится лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территориях Союза ССР и других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, направление которых осуществлялось органами безопасности, иными государственными органами, правопреемниками которых являются органы безопасности.

В соответствии с пунктом 4 указанной Инструкции удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, и при наличии подтверждающих документов лицам, проходившим военную службу в пограничных войсках, пограничных органах и не состоящим на пенсионном обеспечении в органах безопасности, - пограничными органами по месту жительства, а при их отсутствии - территориальными органами безопасности.

Согласно подпункту «а» пункта 5 вышеуказанной Инструкции к подтверждающим документам относятся: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, - приказ (выписка из приказа) руководителей, начальников органов безопасности, соответствующих должностных лиц федеральных органов правительственной связи и информации, пограничных войск и пограничных органов ФПС России, включенных в состав специальных сил, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, или справка, военный билет, выписка из послужного списка личного дела военнослужащего или лица из числа гражданского персонала, подтверждающие его фактическое участие в выполнении указанных задач с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами (постоянно действующими комиссиями по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений) на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Сведения о том, что заявитель в установленном законом порядке обращался в соответствующую комиссию территориального органа безопасности по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче ему такого удостоверения, в материалах дела отсутствуют. Доказательств того, что заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, также не представлено.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 264, ст. 267 ГПК РФ установление конкретного юридического факта имеет своей целью, в данном случае, возникновение права на получение социальных льгот и гарантий, предоставляемых на основании удостоверения ветерана боевых действий.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность получения документов (удостоверения ветерана боевых действий) в установленном законом порядке, исключается производство по делу в особом порядке, поскольку фактически возникает спор о праве (в данном случае - о праве на получение удостоверения), а установление факта участия в боевых действиях, подлежит установлению как обстоятельство, имеющее значение для рассмотрения данного дела.

Изложенное свидетельствует о том, что установление данного юридического факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, что исключает возможность рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 27 ГПК РФ.

Как следует из положений ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Заявление ФИО2 рассмотрено в порядке особого производства, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права, влекущих за собой отмену решения суда.

Учитывая, что при рассмотрении апелляционной жалобы по делу особого производства судебной коллегией установлен спор о праве ФИО2 на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», которое повлечет предоставление социальных гарантий, предусмотренных для данной категории граждан, решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 10 июня 2022 года подлежит отмене, а заявление ФИО2 - оставлению без рассмотрения.

Одновременно, судебная коллегия считает необходимым разъяснить заявителю его право на обращение в суд для разрешения возникшего спора в порядке искового производства.

Руководствуясь ст.ст. 327-330, ч. 3 ст. 263 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 10 июня 2022 года отменить, заявление ФИО2 об установлении факта участия в боевых действиях - оставить без рассмотрения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 30.09.2022г.