Судья Яремчук Е.В. Дело № 33-2772
№ 2-289/2022
64RS0045-01-2021-013831-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Негласона А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО10 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о зачете в выслугу лет периода службы
по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО11 на решение Кировского районного суда города Саратова от 12 января 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ФИО2, возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (далее – УФСИН) России по Саратовской области о зачете в выслугу лет периода службы.
Требования мотивировал тем, что на основании приказа от 20 июня 2018 года
№-лс УФСИН России по Саратовской области уволен из уголовно-исполнительной системы по «б» ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по достижении предельного возраста). Приказом УФСИН России по Саратовской области от 05 июля 2018 года №-лс внесены изменения в приказ от
20 июня 2018 года №-лс, трудовой стаж по состоянию на 22 июня 2018 года составил
27 лет 08 месяцев 14 дней, выслуга лет в календарном исчислении – 14 лет 03 месяца 04 дня.
При расчете в выслугу лет не засчитан период службы в Саратовской таможне с
19 декабря 1996 года по 01 декабря 1998 года.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд, который с учетом уточнения просил признать право на зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах с 19 декабря 1996 года по 01 декабря 1998 года.
Рассмотрев спор, Кировский районный суд города Саратова решением от 12 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением и неправильным применением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, выражая несогласие с выводами суда и оценкой доказательств, полагая, что имеет право на включение спорного периода службы в выслугу лет в льготном исчислении.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 13 сентября 2010 года по 22 июня 2018 года (л.д. 34-36).
Приказом от 20 июня 2018 года №-лс ФИО1 уволен из уголовно-исполнительной системы по «б» ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по достижении предельного возраста), общий трудовой стаж по состоянию на 22 июня 2018 года составил 26 лет 10 месяцев
29 дней, выслуга лет в календарном исчислении – 14 лет 04 месяца 16 дней (л.д. 10).
Приказом УФСИН России по Саратовской области от 05 июля 2018 года №-лс внесены изменения в приказ от 20 июня 2018 года №-лс, трудовой стаж ФИО1 по состоянию на 22 июня 2018 года составил 27 лет 08 месяцев 14 дней, выслуга лет в календарном исчислении – 14 лет 03 месяца 04 дня (л.д. 9).
В период с 19 декабря 1996 года по 01 декабря 1998 года ФИО1 проходил службу в Саратовской таможне (л.д. 34-36).
Период прохождения истцом службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии в уголовно-исполнительной системе включен не был.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», постановлением Правительства РФ от 22 сентября
1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, войсках национальной гвардии РФ и их семьям в РФ», пришел к выводу о том, что предусмотренные законом основания для включения ФИО1 оспариваемого периода в стаж службы (выслуги лет) для назначения пенсии в льготном исчислении, отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае имеются правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1, при этом исходит из следующего.
Частью 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей» регламентирует пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в том числе.
Статьей 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии РФ; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии РФ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы, (в редакции Федеральных законов от
03 июля 2016 года № 227-ФЗ, от 01 июля 2017 года № 154-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периодов, указанных в ст. 38, и иных периодов устанавливается Правительством РФ.
На момент предъявления рассматриваемого иска к спорным правоотношениями подлежало применению Постановление Совета Министров – Правительства РФ от
22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семьям в РФ», в редакции, которая не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы времени службы в таможенных органах.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что на момент разрешения рассматриваемого спора действующее законодательство не предусматривало возможности включения в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы периода службы в таможенных органах.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года
№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семьям в РФ» определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей».
Вместе с тем, указанными положениями ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года
№ 4468-1, постановлением от 22 сентября 1993 года № 941 не предусмотрено зачета в выслугу лет для назначения пенсий сотруднику уголовно-исполнительной системы периодов службы в таможенных органах.
В силу п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством РФ.
Действительно, в силу п. 6 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года
№ 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах РФ, следственных органах и учреждениях Следственного комитета РФ, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Однако настоящий Федеральный закон согласно ст. 99 вступил в силу с 01 августа 2018 года, тогда как истец уволен из уголовно-исполнительной системы приказом от
20 июня 2018 года, то есть, до вступления в силу указанного Федерального закона, что не оспаривается истцом.
Таким образом, правовых оснований для включения в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода службы ФИО1 в таможенных органах РФ не имеется.
Довод жалобы истца о том, что до принятия Федерального закона от 19 июля
2018 года № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе приравнивалась к службе в органах внутренних дел, в связи с чем период службы в таможенных органах подлежит зачету в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе на основании законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, признается судебной коллегией несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права, вследствие чего не влекущим отмену правильного по существу решения суда.
Приведенные истцом в жалобе по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.
Существенных нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено. Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи