ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2921/2022 от 17.08.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-2921/2022

Судья Кузьмина М.А. Дело № 33-2555/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 17 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Холмогорова И.К., Головановой Л.И., при секретаре Антоновой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года по исковому заявлению Федорова Г.Э. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, которым

ПОСТАНОВЛЕНО:

в удовлетворении иска Федорова Г.Э. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказать.

Заслушав доклад судьи Головановой Л.И., пояснения представителя ответчика Еремеевой Е.И., действующей на основании доверенности, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федоров Г.Э. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – ГУ РО ФСС РФ по РС (Я)) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, мотивируя требования тем, что он является инвалидом ? группы. Летом 2021 года он обратился с заявлением в ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации, приложив необходимые документы. Однако, ответчиком были нарушены сроки размещения извещения о проведении закупки технического средства (изделия). Кроме этого, для восстановления своих нарушенных прав полагает необходимым обязать ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) разместить извещение о проведении закупки технического средства (изделия) с техническими характеристиками, указанными в его заявлении о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и заключении медико-технической комиссии ООО «Эндолайт Центр» от 23.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, Федоров Г.Э. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено нарушение норм материального права. Не учтено, что ответчик при размещении извещения о проведении закупки технического средства (изделия) руководствовался формальным подходом к формированию технического задания, проигнорировав его индивидуальные особенности, чем, по сути, нарушил положения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Ответчик самостоятельно не мог определить вид протеза, в котором он нуждается, ввиду чего обязан был принять заключение медико -технической комиссии ООО «Эндолайт Центр» от 23.07.2021.

На апелляционную жалобу ответчиком поданы возражения, где просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, представителя не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном в пункте 2 части первой статьи 14, статье 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, принимая во внимание, что истец был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и (или) процессуального права (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такое нарушение было допущено судом первой инстанции.

При этом согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Федорову Г.Э., _______ года рождения, 06.08.2020 установлена ? группа инвалидности бессрочно, с диагнозом: ДИАГНОЗ1, ДИАГНОЗ2, ДИАГНОЗ3, причина - обморожение конечностей 30.01.2020.

09.07.2021 в отношении Федорова Г.Э. ФБУ «Государственное бюро медико- социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда Российской Федерации проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой оформлен протокол № 725.4.14/2021 и составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.

В указанной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида предусмотрены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, среди которых также протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти – 1 шт., протез предплечья с микропроцессорным управлением – 1шт. с 28.06.2021 и бессрочно.

Согласно заключению медико- технической комиссии ООО «Эндолйт Центр» № ... от 23.07.2021 в составе председателя комиссии - врача ортопеда-протезиста, методиста по АФК, техника-протезиста для максимальной компенсации утраченных функций верхних конечностей, учитывая возраст и социальную активность пациента, Федорову Г.Э, рекомендованы следующие протезно- ортопедические изделия: протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти стоимостью 6 500 000 рубле и протез предплечья с микропроцессорным управлением стоимостью 6 700 000 рублей. Также в адрес ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) подготовлено коммерческое предложение № ... от 23.07.2021 на выполнение работ по обеспечению инвалида верхними конечностями в 2021 году, с наименованиями статей расходов по комплектации протезов.

26.07.2021 Федоров Г.Э. обратился в ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) с заявлением о предоставлении протеза кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, а также о предоставлении протеза предплечья с микропроцессорным управлением.

29.07.2021 ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) направило истцу уведомление о постановке на учет для обеспечения протезом кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении кисти 1 шт., протез предплечья с микропроцессорным управлением 1 шт.

05.08.2021 управляющим ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) (исх. № ...) составлено письмо в адрес ФСС РФ с приложением документов инвалида Федорова Г.Э. для рассмотрения вопроса о целесообразности назначения высокофункционального, высокотехнологичного и дорогостоящего протеза.

Как следует из ответа руководителя Департамента социальных программ и сводно-аналитической работы ФСС РФ от 03.11.2021 № ... Департамент считает возможным обеспечение Федорова Г.Э. в соответствии с рекомендациями в ИПРА. Также находит необходимым проработать с протезно-ортопедическим предприятием вопрос об изменении комплектации протеза с обеспечением достаточности для восстановления утраченных функций и исключающую излишнюю функциональность.

В ответ на обращение ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) от 11.11.2021 ООО «Эндолайт Центр» (исх. № ...) сообщает, что для целей преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе в связи с утратой конечности, и создания ему равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни, специализированными протезно-ортопедическими предприятиями проводятся медико-технические комиссии. Исходя из антропометрических параметров, состояния культи, социальных и профессиональных потребностей каждого конкретного инвалида медико-техническая комиссия определяет функциональные и технические характеристики протеза, который наилучшим образом способен реализовать его реабилитационный потенциал. Именно исходя из вышеуказанных характеристик производится подбор комплектующих, из которых в последующем изготавливается протез.

Пациент Федоров Г.Э. вследствие перенесенной травмы является инвалидом с ампутацией обеих верхних конечностей и стоп. Медико-технической комиссией ООО «Эндолайт Центр» ему рекомендован протез предплечья с единственной в мире кистью VINCETevolution 4 для управления которой не требуется помощь сохранной руки. Кроме того, эта кисть полностью влагозащищена по стандарту IP68, и в отличие от кистей других производителей, не нуждается в физическом переключении режимов работы с помощью физических переключателей или с использованием мобильного приложения для доступа ко всем видам схватов и положений кисти. Применение иных комплектующих для изготовления протезов предплечья инвалиду Федорову Г.Э. невозможно по причине и несоответствия его текущим потребностям и полноценной социальной и профессиональной адаптации.

24.01.2022 ответчиком в ФСС Российской Федерации были направлены документы, на основании которых рассчитывается начальная (максимальная) цена контракта, 27.01.2022 издан приказ № ... о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами и протезно-ортопедическими изделиями в 2022 году: протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением.

Обращаясь с иском в суд, Федоров Г.Э. указал о нарушении его прав, как инвалида, поскольку ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) размещено извещение о проведении закупки техническими средствами (изделиями) по конструктивным и техническим особенностям отличающимися от необходимых индивидуально ему согласно заключению медико-технической комиссии «Эндолайт Центр».

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Федорова Г.Э., пришел к выводу, что ответчиком были предприняты достаточные меры и совершены необходимые действии по обеспечению истца надлежащими техническим средством (изделием) после согласования с ФСС РФ, с учетом размера выделяемых бюджетных средств, ввиду чего нарушений прав и охраняемых законом интересов истца не установил.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, сделаны с существенным нарушением норм материального права, без должной оценки обстоятельств дела и представленных доказательств.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" у административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Например, не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 года N 486н, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом.

Разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида состоит из следующих этапов: а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; б) оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; в) определение реабилитационного и абилитационного прогноза; г) определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей (пункт 5).

Разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам. Разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (пункт 6).

В соответствии с Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 888н медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а именно протезами и ортезами (раздел 8), являются: протез кисти, рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, предплечья с внешним источником энергии - стойкие умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций верхней конечности вследствие наличия культи на уровне пястных костей или костей лучезапястного сустава, предплечья на любом уровне или вычленения на уровне лучезапястного сустава.

В силу пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подпункт "а" пункта 3; заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (пункт 4); уполномоченный орган рассматривает заявление, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Обеспечение техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 5).

Согласно письму заместителя руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 27 декабря 2016 года № 41040/2016, выбор конструкции назначаемого протеза верхней конечности, в том числе и протезов предплечья, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного, в том числе учитываются: возраст инвалида, объем функциональных возможностей, выраженность патологии верхних конечностей; анатомо-функциональное состояние культи, давность дефекта, характер выработанных навыков и компенсаторных возможностей (сохранение навыков пользования, управления протезом при снижении уровня компенсаторных движений); функциональные запросы инвалида с учетом социальных, трудовых и бытовых факторов, в том числе занятий спортом; профессии, а также уровень интеллекта (для управления многофункциональными протезами требуется сохранность интеллекта); психологическая готовность к освоению протеза; моторная одаренность (что определяет возможность формирования необходимых навыков управления протезами); физическое развитие и выносливость; наличие сопутствующих заболеваний, влияющих на физические и функциональные способности инвалида с возможным ухудшением состояния инвалида и т.д.

Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, где подпунктом «а» пункта 10 предусмотрено, что результатами предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные пунктом 11 Административного регламента.

Срок обеспечения заявителя техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения заявителя в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением заявителя и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (пункт 12 Административного регламента).

При этом, положения указанного Административного регламента не содержат указаний на то, что в случае предоставления к заявлению инвалидом медико-технического заключения относительно необходимости обеспечения техническими средствами (изделиями) в соответствии с индивидуальными особенностями в порядке пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 с большей суммой стоимости протезов, непосредственно ФСС РФ предоставлено право самостоятельно разрешить вопрос о закупке технического средства (изделия) иных характеристик с меньшей стоимостью, без учета образа жизни инвалида, его нуждаемости именно в том протезировании, которое предусмотрено заключением компетентной комиссии.

Принимая во внимание медицинские показания, индивидуальные особенности Федорова Г.Э., его образ жизни и сложившиеся у него обстоятельства (ведет активный образ жизни (до ампутации управлял автомобилем, увлекался рыболовством и охотой, в частности для того, чтобы кормить семью, любит активные виды отдыха, туризм, ездил на велосипеде), работает экономистом в администрации района, что подразумевает осуществление деятельности с документами и на компьютере, ввиду чего возникает необходимость в осуществлении высокоточных движений кистями обеих рук, женат, имеет двоих несовершеннолетних детей, требующих ухода), заключение медико-технической комиссии ООО «Эндолайт Центр» № ... от 23.07.2021, судебная коллегия полагает, что в настоящем случае предоставление протезов, отвечающих целям реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможную компенсацию нарушений функций организма истца, восстановление его уровня двигательной активности, осуществления трудовой деятельности, повышение качества жизни в большей степени соответствуют факторам, мотивирующими последнего к повышению социального статуса, ведению прежнего образа жизни, что является главной целью реабилитации (абилитации) инвалида.

Доказательств того, что Федоров Г.Э. нуждается в обеспечении протезами с иными техническими характеристиками, стороной ответчика не представлено, специалистами ФСС Российской Федерации самостоятельно был сделан вывод о том, что указанные в заявлении Федорова Г.Э. протезы имеют излишнюю функциональность, без проведения соответствующего медико-социального обследования истца, с привлечением техника-протезиста, что предусмотрено Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240.

Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции не соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделаны с существенным нарушением норм материального права, без должной оценки представленным доказательствам, что повлекло за собой принятие необоснованного, и как следствие, незаконного решения в части отказа в удовлетворении требования Федорова Г.Э. о возложении на ответчика обязанности по размещению извещения о проведении закупки технического средства (изделия) с техническими характеристиками, указанными в заявлении Федорова Г.Э. о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и заключении медико-технической комиссии ООО «Эндолайт Центр» от 23.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, поскольку 24.01.2022 извещение о проведении закупки несоответствующего вышеперечисленным требованиям технического средства (изделия) размещено ответчиком, оснований для признания незаконным бездействия ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) в части не соблюдения процедуры и сроков оказания государственной услуги не имеется.

Между тем, учитывая, что до настоящего времени в отношении истца ответчиком не предпринято надлежащих мер по его реабилитации (абилитации) согласно требованиям Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, учитывая длительные сроки нарушения ответчиком прав истца на получение государственной гарантии, судебная коллегия в порядке ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит необходимым установить срок, в течение которого требование истца должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года по данному делу отменить в части и в этой части принять новое решение.

Возложить на Государственное учреждение –Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу разместить извещение о проведении закупки технического средства (изделия) с техническими характеристиками, указанными в заявлении Федорова Г.Э. о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и заключении медико-технической комиссии ООО «Эндолайт Центр» от 23.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение в окончательной форме изготовлено 19.08.2022