Судья Сергиенко Н.В. 49RS0001-01-2021-004146-43
Дело № 2-2928/2021
№ 33-106/2022
21 февраля 2022 г. город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,
при секретаре Андреевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании задолженности по отпускным выплатам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, понуждении предоставить справку формы 2-НДФЛ и выплатить причитающиеся суммы за вычетом налога на доходы физических лиц
по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 25 ноября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., возражения истца ФИО1 относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском к Управлению федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее - УФНС России по Магаданской области), указав в его обоснование, что с 1 августа 2017 г. работала в УФНС России по Магаданской области в должности ведущего специалиста отдела обеспечения, с 1 февраля 2019 г. – в должности главного специалиста-эксперта финансового отдела.
29 сентября 2020 г. истцу вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области, 16 октября 2020 г. – предложение о замещении вакантной должности, приказом от 26 ноября 2020 г. № 03-4-4/214 служебный контракт с ней расторгнут, и она уволена с 11 декабря 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 30 календарных дней.
В период с 2018 г. по 2020 г. на основании приказов работодателя истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска: с 26 февраля по 7 марта 2018 г. (10 календарных дней), с 16 июля по 12 сентября 2018 г. (59 календарных дней), с 18 февраля по 9 марта 2019 г. (18 календарных дней), с 16 по 24 ноября 2019 г. (9 календарных дней) и предоставлена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 29 календарных дней, с 31 по 31 декабря 2019 г. (1 календарный день), с 3 по 7 февраля 2020 г. (5 календарных дней), с 13 июля по 2 сентября 2020 г. (52 календарных дня), с 9 по 10 ноября 2020 г. (2 календарных дня).
При определении размера среднедневного денежного содержания для расчета отпускных и указанных компенсационных выплат работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные истцу как гражданскому служащему в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В результате общая сумма недоплаченных денежных средств составила 532 788 руб. 70 коп.
Полагала, что работодателем необоснованно и неправомерно не были включены в расчет денежного содержания выплаты средств материального стимулирования и единовременная выплата к отпуску.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, нормы законодательства, регулирующие состав, порядок, правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, иные нормы трудового законодательства, приведя свои расчеты причитающихся выплат (т. 1 л.д. 43-47), истец просила взыскать с ответчика денежные средства за период нахождения в оплачиваемых отпусках в 2018 г. в размере 29 614 руб. 14 коп., в 2019 г. в размере 82 809 руб. 52 коп., в 2020 г. в размере 147 982 руб. 32 коп., задолженность по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 214 637 руб. 95 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 57 744 руб. 77 коп., возложить обязанность выплатить все причитающиеся суммы за вычетом налога на доходы физических лиц, обязать выдать справку по форме 2-НДФЛ с указанием выплаченных сумм.
Ответчик против исковых требований возражал, полагал, что в расчет среднего заработка не подлежали включению денежные средства, выплаченные гражданским служащим, в том числе истцу, в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований, сверх утвержденного фонда оплаты труда. Наряду с этим заявил о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора в части требований о взыскании неначисленных и невыплаченных денежных сумм, выплата которых производилась за пределами годичного срока.
Решением Магаданского городского суда от 25 ноября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
С УФНС России по Магаданской области в пользу ФИО1 взысканы недоплаченные денежные суммы за период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске с 9 по 10 ноября 2020 г. в сумме 3 776 руб. 12 коп., недоплаченная компенсацию за неиспользованные дни отпуска при увольнении в сумме 55 779 руб. 64 коп., недоплаченная часть единовременной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 214 637 руб. 95 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе УФНС России по Магаданской области ставит вопрос об отмене названного решения суда в удовлетворенной части. Полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены и не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Указывает, что суд первой инстанции применил не подлежащие применению положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», письма Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», так как они распространяются на правоотношения, имевшие место в 2014 г.
Обращает внимание на отсутствие в деле доказательств того, что выплаты в 2019-2020 гг. средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования произведены истцу на основании абзаца восьмого подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Ссылку в решении суда на постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 полагает необоснованной, поскольку в свободном доступе текст этого документа не размещен и в материалах дела отсутствует. Сведениями о вынесении аналогичных постановлений в спорный период налоговый орган не располагает.
Приводя в жалобе положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также принятых в его исполнение подзаконных актов Правительства и Президента Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты, указывает, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований и не входит в состав денежного содержания государственного служащего, используемого при расчете среднего денежного содержания при увольнении со службы в связи с сокращением должностей.
Считает, что суд необоснованно возложил на налоговый орган обязанность по предоставлению доказательств, а именно постановлений правительства Российской Федерации, на которых основаны требования истца, чем нарушил принцип состязательности сторон.
Письменных возражений на апелляционную жалобу от истца не поступило.
Ответчик, третье лицо – ФНС России, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. На основании частей 3, 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Решение суда в части отказа ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках в период с 26 февраля по 7 марта 2018 г. (10 календарных дней), с 16 июля по 12 сентября 2018 г. (59 календарных дней), с 18 февраля по 9 марта 2019 г. (18 календарных дней), с 16 по 24 ноября 2019 г. (9 календарных дней), с 31 по 31 декабря 2019 г. (1 календарный день), с 3 по 7 февраля 2020 г. (5 календарных дней), с 13 июля по 2 сентября 2020 г. (52 календарных дня) и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу справку формы 2-НДФЛ сторонами не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность в данной части в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено и никем не оспаривается, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в УФНС России по Магаданской области на основании служебного контракта от 1 августа 2017 г. № 276 (с последующими изменениями и дополнениями) в период с 1 августа 2017 г. по 11 декабря 2020 г.; с 1 февраля 2019 г. и по дату увольнения замещала должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта финансового отдела.
В период прохождения гражданской службы истцу неоднократно предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска. В частности, приказом УФНС России по Магаданской области от 27 октября 2020 г. № 03-4-4.1/169 истцу предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 2 календарных дней с 9 по 10 ноября 2020 г. за период работы с 1 августа 2019 г. по 31 июля 2020 г. (т. 1 л.д. 129).
При расчете отпускных выплат истцу не учтены выплаченные ей в период службы суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования.
23 сентября 2020 г. истцу вручено предупреждение о сокращении должности в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области, 16 октября 2020 г. - предложение о замещении должности главного специалиста-эксперта отдела общего и финансового обеспечения УФНС России по Магаданской области; от предложенной должности истец отказалась (т.1 л.д. 109,110).
Приказом от 26 ноября 2020 г. № 03-4-4/214 с ФИО1 расторгнут служебный контракт от 1 августа 2017 г. № 276, она освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации 11 декабря 2020 г. в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 30 календарных дней (т. 1 л.д. 113).
Из приказа также следует, что основанием для расторжения служебного контракта послужило предупреждение о сокращении должности, личное заявление истца от 25 ноября 2020 г.
При увольнении истцу в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 330 988 руб. 48 коп. и компенсация за 30 дней неиспользованного отпуска в размере 71 270 руб. 70 коп. (т.1 л.д. 130-131, 132-133).
При расчете указанных выплат также не были учтены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, выплаченные ФИО1 в течение 12 месяцев, предшествующих дате увольнения.
Судом при рассмотрении дела установлено и не оспаривается ответчиком, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) были выплачены на основании писем и приказов ФНС России о материальном стимулировании, дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также выписок из протоколов заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.
Факт выплаты истцу материального стимулирования, а также размер и источник этих выплат ответчиком не оспаривались.
Не опровергался ответчиком и тот факт, что указанные суммы материального стимулирования не учитывались при расчете размера среднедневного заработка истца для оплаты отпуска, а также для выплаты при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее – Правила от 06.09.2007 № 652).
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил от 06.09.2007 № 652 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (пункт 8).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).
Исходя из приведенных положений в их совокупности и системной связи, суд пришел к выводу, что в состав денежного содержания гражданского служащего входят выплаты за счет фонда оплаты труда, формируемого, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Из имеющихся в деле копий писем и приказов ФНС России за 2019-2020 гг. судом установлено, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до УФНС России по Магаданской области доводилась информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование, и дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.
Приказами ФНС России в соответствии с решениями Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России утверждены распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за 4 квартал 2019 г., 1, 2, 3 квартал 2020 года., в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам РФ.
Из содержания названных документов следует, что материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Учитывая установленные обстоятельства, суд пришел к выводу, что указанное материальное стимулирование, выплаченное ФИО1 в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также выплат, причитающихся при увольнении.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Выводы суда должным образом мотивированы в обжалуемом решении и дополнительной аргументации они не требуют.
Утверждение в апелляционной жалобе на необоснованное применение судом в рассматриваемом споре положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», письма Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» не может быть принято судебной коллегией во внимание, поскольку в оспариваемом решении суда ссылок на положения указанных нормативных актов не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В письме Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 содержатся разъяснения о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что положения письма Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» не подлежали применению к спорным правоотношениям, так как они распространяются на правоотношения, имевшие место в 2014 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность выводов суда первой инстанции о том, что выплаченные премии (материальное стимулирование) должны учитываться в составе денежного содержания при расчете оплаты ежегодного отпуска.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Минфин России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (пункт 5.5).
Поскольку на Минфин России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной деятельности, суд обоснованно принял во внимание его разъяснения, содержащиеся в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, о необходимости дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004, учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», актами Правительства Российской Федерации ежегодно предусматривается выделение средств на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов. О чем, в частности, указано в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197.
Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2019-2020 гг. к материалам дела не приобщены, поскольку отсутствуют в свободном доступе. Вместе с тем, наличие в письмах и приказах ФНС России, выписок из протоколов Комиссии ФНС России грифа «дсп» объясняет отсутствие в свободном доступе текстов указанных постановлений.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что представленными в дело доказательствами не подтвержден факт выплаты средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования на основании абзаца восьмого подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» несостоятельны.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ именно на ответчике лежала обязанность представить доказательства, опровергающие доводы истца относительно правовой природы произведенных выплат.
В соответствии с частью 1 статьи 55, статьей 67 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Однако ответчиком каких-либо допустимых, относимых и достаточных доказательств иной правовой природы спорных выплат не представлено.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 гг. следует, что УФНС России по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 г., а также информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда на 2019 год, первое и второе полугодия 2020 г., что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на Положение УФНС России по Магаданской области от 14.05.2010 № 126 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки, премирования, выплаты единовременного поощрения …» не убедительна, поскольку выплата средств материального стимулирования (в том числе дополнительного) не является предметом регулирования данного Положения, указанные средства выделялись сверх установленного фонда оплаты труда, и на основании письма Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 данные суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Приведенные выше и иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в силу части часть 4 статьи 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 25 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи