Судья: Богачева Е.Б. Дело № 33-218/2020
УИД 44RS0013-01-2019-000114-53
№ дела в суде 1 инстанции 2-292/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кострома 29 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Лукьяновой С.Б., Ивановой О.А.
при секретаре Семеновой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русинова Максима Владимировича к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании решений от 20 февраля 2019 года № об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство
по апелляционной жалобе департамента лесного хозяйства Костромской области на решение Красносельского районного суда Костромской области от 14 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав Русинова М.В. и его представителя Дмитриева Д.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Русинов М.В. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к администрации Красносельского района Костромской области, в которых просил признать незаконными и отменить решения административного ответчика от 20 февраля 2019 года № об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязать администрацию Красносельского района выдать разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на основании заявлений от 12 февраля 2019 года и представленных документов, признать земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес>, относящимися к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство. Требования мотивированы тем, что 12 февраля 2019 года он обратился в администрацию Красносельского района с заявлениями о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на вышеуказанных земельных участках, имеющих разрешенное использование под индивидуальное жилищное строительство, приложив все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ. 20 февраля 2019 года администрацией Красносельского района приняты решения об отказе в выдаче разрешений на строительство на основании недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, который сформирован на землях лесного фонда Костромского лесничества, со ссылкой на часть 2 статьи 9 Лесного кодекса РФ. Считает указанные решения незаконными, противоречащими Конституции РФ, Градостроительному кодексу РФ и нарушающими его права.
Эти исковые заявления определением суда от 19 апреля 2019 года были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент лесного хозяйства Костромской области, ЗАО Учхоз «Боровиковское», Половников С.И.
Решением Красносельского районного суда Костромской области от 05 июня 2019 года требования Русинова М.В. удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 14 августа 2019 года решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Красносельский районный суд.
При новом рассмотрении суд привлек в качестве заинтересованного лица дополнительно привлек Федеральное агентство лесного хозяйства РФ.
Определением от 23 сентября 2019 года суд перешел к рассмотрению данного дела в порядке гражданского судопроизводства.
После уточнения исковых требований ФИО1 просил:
- признать незаконным и отменить решения ответчика от 20 февраля 2019 года № об отказе в выдаче истцу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
- обязать ответчика согласовать строительство объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках:
- площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство,
- площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство,
- площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, на основании заявлений от 12 февраля 2019 года и представленных документов.
Не препятствовать индивидуальному жилищному строительству на этих земельных участках:
- площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство,
- площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство,
- площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство.
Решением Красносельского районного суда Костромской области от 14 ноября 2019 года исковые требования ФИО1 к администрации Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворены. Признаны соответствующими указанные в уведомлениях ФИО1 от 12 февраля 2019 года о планируемых строительствах индивидуального жилищного строительства установленным параметрам объектов индивидуального жилищного и допустимым размещение объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках:
- с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, участок №Б,
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, участок №А,
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес> 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, участок №А.
На администрацию Красносельского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу выдать ФИО1 уведомления о соответствии указанных в уведомлениях о планируемых строительствах или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках:
- с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, участок №Б,
- с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, участок №А,
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес> 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, участок №А.
В апелляционной жалобе начальник департамента лесного хозяйства Костромской области ФИО2 просит отменить решение суда как нарушающее права собственника – Российской Федерации и как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает, что в материалы дела были представлены доказательства, подтверждающие наложение спорных земельных участков истца на земли лесного фонда Российской Федерации, однако суд сделал выводы об отсутствии такого наложения, что повлекло за собой принятие неправильного решения. Отмечает, что право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в федеральной собственности, является прерогативой Российской Федерации, которое признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. В данном случае имеет место нарушение не только процедуры согласования и перевода земель из одной категории в другую, но и распоряжение земельными участками помимо воли собственника – Российской Федерации. Судебным актом не разрешен вопрос об исключении спорных земельных участков из государственного лесного реестра Российской Федерации, что порождает неясность в реализации собственниками своих прав.
В судебное заседание ответчики и третьи лица своих представителей не направили. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных извещений, а также отчетами об отслеживании почтовых отправлений, имеющихся в материалах дела. Администрация Боровиковского сельского поселения и департамент лесного хозяйства Костромской области просили рассмотреть дело без участия своих представителей.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, коллегия рассмотрела дело при имеющейся явке.
<данные изъяты>
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей отклонению.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 260 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований, поскольку посчитал, что нарушено право истца на использование земельных участков по целевому назначению.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из подтвержденного ответчиком факта того, что какого-либо несоответствия в параметрах в данном случае не имеется и основанием для выдачи уведомлений о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащих истцу земельных участках послужит только факт наличия письма департамента лесного хозяйства Костромской области о размещении земельных участков на лесном участке. Между тем участки относятся к землям населенного пункта, и вид их разрешенного использования позволяет осуществлять строительство индивидуальных жилых домов.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, полагая их основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Так, судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки: - с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство,
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство,
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, 650 м от ориентира омз-048 на северо-запад, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство.
Участки были приобретены ФИО1 на основании договора купли-продажи от 27.10.2016 г. у ФИО3
Право собственности зарегистрировано за ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 ноября 2016 года.
Указанные земельные участки были сформированы прежним собственником ФИО3 в 2016 году в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 650 м по направлению на северо-запад от ориентира омз-048, объединенного из двух земельных участков с кадастровыми номерами №, также принадлежащих ФИО3 на основании договора купли-продажи с ФИО4 от 10.03.2016 г.
В свою очередь земельные участки с кадастровыми номерами № были сформированы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
При этом земельный участок с кадастровым номером № ранее принадлежал на праве собственности ЗАО Учхоз «Боровиковское» на основании договора купли-продажи от 21.12.2009 года, заключенного с администрацией Красносельского муниципального района Костромской области и был поставлен на государственный кадастровый учет 13.02.2009 года как участок сельскохозяйственного назначения. Однако постановлением администрации Костромской области от 04 марта 2010 года № 58-а «О включении земельных участков в границы населенного пункта поселок Молодежный Красносельского муниципального района» данный земельный участок с кадастровым номером 44:08:012413:60 площадью 22000 кв.м, расположенный в 450 метрах по направлению северо-восток от ориентира ОМЗ №221 был включен в границы населенного пункта поселок Молодежный Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района и изменена категория на «земли населенных пунктов».
30 июля 2010 года ЗАО Учхоз «Боровиковское» было выдано свидетельство о государственной регистрации права на этот же земельный участок как участок населенного пункта с видом разрешенного использования: для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, на основании имеющихся в материалах дела документов суд пришел к обоснованному выводу о том, что земельные участки истца были сформированы из ранее существовавших земельных участков, которые с 2010 года были отнесены к землям населенных пунктов и имели разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство и именно с таким целевым назначением и видом разрешенного использования были поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 июля 2010 года.
Доводы апеллянта об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда, выдвигаемые им в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приводимым в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Указанные доводы не основаны на законе и материалах дела, поэтому правомерно были отклонены судом первой инстанции.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство включает в себя, в том числе проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов. При этом геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой данный порядок осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Из материалов дела следует, что лесной участок общей площадью 18941 га поставлен на кадастровый учет, внесен в государственный кадастр недвижимости 25 ноября 2004 года. При этом границы земельного участка лесного фонда не установлены, сведения о соответствующих координатах характерных точек границы этого земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах сам по себе проект организации и ведения лестного хозяйства, выполненный в 2004-2005 годах Центральным государственным лесоустроительным предприятием «Центролеспроект» не является достаточным и достоверным доказательством отнесения принадлежащих истцу земельных участков к землям лесного фонда.
Помимо этого вслед за судом первой инстанции коллегия отмечает, что в соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (ч.1). В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (ч.3).
Как установлено в п.7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель подлежит исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
При этом закон не требует, чтобы вопрос об исключении таких участков из лесного реестра осуществлялся только в судебном порядке.
Спорные земельные участки согласно сведениям ЕГРН относятся к землям населенных пунктов с 2010 года.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение иными лицами не оспаривается, в ходе рассмотрения дела представителем администрации не выдвигалось доводов относительно наличия какого-либо несоответствия указанных в уведомлениях о планируемом строительстве параметров планируемых к строительству на принадлежащих истцу земельных участках индивидуальных жилых домов установленным параметрам.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
С учетом изложенного выше коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Красносельского районного суда Костромской области от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: