Судья Юртаева О.А.
Дело № 2-2933/2021 (№ 33а-72/2022)
УИД: 79RS0002-01-2021-008088-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2022 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.
судей Тимирова Р.В., Тараника В.Ю.
при секретаре Кузнецовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному казённому учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» о возложении обязанности провести кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности в отношении объектов имущества
по апелляционной жалобе представителя муниципального казённого учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» ФИО1 на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11.11.2021.
Заслушав доклад судьи Тимирова Р.В., пояснения представителя административных ответчиков ФИО1, помощника прокурора ЕАО ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Биробиджана ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее – мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО, мэрия города), муниципальному казённому учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (далее – МКУ «КУМИ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО», КУМИ мэрии города) о возложении обязанности провести кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности в отношении объектов имущества.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой г. Биробиджана ЕАО, было установлено, что по состоянию на 21.05.2021 в отношении 94 объектов недвижимого имущества, состоящих в реестре муниципальной собственности, не осуществлён кадастровый учёт и государственная регистрация прав муниципальной собственности.
Просил обязать мэрию города в срок до 01.05.2022 провести кадастровый учёт указанного в иске имущества (94 объекта) и до 01.09.2022 провести государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении данного имущества.
Решением районного суда от 11.11.2021 исковые требования прокурора были удовлетворены, на мэрию города, КУМИ мэрии города была возложена обязанность до 01.05.2022 провести кадастровый учёт указанного в иске имущества (94 объекта) и до 01.09.2022 провести государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении данного имущества.
Не согласившись с решением суда, представитель КУМИ мэрии города Драгунова О.В. подала апелляционную жалобу, в которой просил его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что заявленные в иске прокурора объекты наружного и уличного освещения не являются объектами недвижимого имущества, не являются линиями электропередач, линейно-кабельным сооружением единого комплекса, а представляют собой столбы, на которых крепятся фонари, каждый из которого может функционировать автономно. Столбы возможно без несоразмерного ущерба их назначению демонтировать и установить в другом месте. Для их установки не требуется разрешения на строительство, предоставление земельного участка. Объекты наружного и уличного освещения относятся к элементам благоустройства территории. Указанные в иске объекты наружного и уличного освещения, питьевые колодцы были переданы в муниципальную собственность в составе имущественного комплекса предприятия "СПЕЦпоУГ" на основании распоряжения КУГИ ЕАО от 19.09.1997 № <...> и решения городской Думы от 31.10.1997 № <...>, пообъектно в перечень имущества, подлежащего передаче, не включалось. Право муниципальной собственности на указанные объекты внешнего благоустройства возникло с момента принятия решения городской Думы от 31.10.1997, а не с момента включения в реестр, как ошибочно определил суд, то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в связи с чем государственная регистрация прав на них не требуется.
Полагает, что исполнение решения суда приведёт не к восстановлению нарушенных прав неограниченного круга лиц, а к необоснованным расходам бюджета муниципального образования, так как требует значительных финансовых затрат.
Указывает, что в настоящее время решается вопрос о реконструкции системы освещения городского округа с реализацией мероприятий в двухлетний период, в рамках которой планируется замена более 2 000 опор, в связи с чем исполнить решение суда не представится возможным.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле помощником прокурора г. Биробиджана <...> представлены возражения, согласно которым просит апелляционную жалобу КУМИ мэрии города оставить без удовлетворения.
Определением судьи суда ЕАО от 28.01.2022 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции дело по апелляционной жалобе представителя КУМИ мэрии города на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 11.11.2021 передано на рассмотрение в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков мэрии города, КУМИ мэрии города Драгунова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что указанное имущество состоит в реестре недвижимого имущества муниципальной собственности, право собственности на него возникло с момента принятия решения о принятии его в муниципальную собственность, то есть 31.10.1997.
Помощник прокурора ЕАО ФИО2 апелляционную жалобу просила оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя административных ответчиков ФИО1, помощника прокурора ЕАО ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор наделен полномочиями предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц.
В рассматриваемом случае прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО, КУМИ мэрии города провести кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности в отношении 94 объектов имущества, а именно:
наружное освещение: от ул. <...> до ул. <...> от <...> по <...><...> от ул. <...> до ул. <...> по ул. <...> от <...> от ул. <...> до ул. <...>; ул. <...> от <...>; ул. <...> от <...>; ул. <...> от <...>; ул. <...> – ул. <...> – ул. <...>; ул. <...>; ул. <...> (от железнодорожного переезда до административного здания по ул. <...>;
уличное освещение: проспект <...> (около филармонии); дорога на ул. <...>; к дому <...> по ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; МКОУ «СОШ № <...>»; на участке ул. <...> (от дома № <...> до перекрёстка ул. <...>); Набережная <...>; от перекрёстка ул. <...> – ул. <...> до дома № <...> по ул. <...> (по нечётной стороне); ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...> (подход к МБОУ «СОШ № <...>»; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...> ул. <...>; ул. <...>; пер. <...>; пер. <...>; пер. <...>; пер. <...>; пер. <...>; пер. <...>; пер. <...>; пешеходного перехода в районе дома № <...> по ул. <...>; пешеходного перехода в районе дома № <...> по ул. <...>; площади <...>; от ул. <...> (от пересечения с ул. <...> до пересечения с проспекта <...>); посёлок <...>; сквер <...>; сквер <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...>; ул. <...> ул. <...>;
Колодец нецентрализованного водоснабжения в районе дома № <...> по ул. <...>;
Колодец питьевой между домами № <...> и № <...> по ул. <...>.
В соответствии с пунктами 3, 4, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 3 Устава МО «Город Биробиджан» ЕАО к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
организация в границах городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
В силу части 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть2).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3).
Под государственным кадастровым учётом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что в отношении указанных выше спорных 94 объектов недвижимого имущества, состоящих в реестре муниципальной собственности, не произведён кадастровый учёт и не осуществлена государственная регистрация права.
Разрешая требования прокурора по существу, суд первой инстанции, указав, что заявленное в иске имущество является недвижимым, в реестр муниципальной собственности было включено после 1998 года, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Как предусмотрено статьёй 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 указанной статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и поименованным Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в данной части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 указанной статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости (часть 3).
Законом ЕАО от 23.07.1997 № <...>-ОЗ «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность» (действовавшим в период с 26.08.1997 по 12.08.2005) был установлен порядок передачи объектов государственной собственности ЕАО в муниципальную собственность.
Исходя из положений указанного выше Закона ЕАО, в муниципальную собственность подлежали обязательной передаче объекты собственности области, в том числе, пункт «г» - объекты внешнего благоустройства населённых пунктов области, а также предприятия, организации, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов (пункт 2.1 статьи 2).
Комитет по управлению имуществом области не позднее двух месяцев с момента образования представительных органов местного самоуправления составляет и утверждает перечни объектов (имущества), передаваемых в муниципальную собственность в соответствии со статьёй 2 данного Закона (пункт 4.1 статьи 4).
Комитет по управлению имуществом передаёт в собственность органов местного самоуправления объекты (имущество) по акту приёма-передачи, исключает их из реестра государственной собственности (пункт 4.2 статьи 4).
Объекты (имущество) считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта приёма-передачи объекта (имущества) (пункт 4.4. статьи 4).
Все объекты, передаваемые в муниципальную собственность, включаются в реестр муниципальной собственности. Основанием для включения в реестр является, помимо прочего, акт приёма-передачи объекта (имущества) (статья 6).
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 1 приложения № 3 к данному Постановлению объекты внешнего благоустройства отнесены к муниципальной собственности, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и ремонт указанных объектов.
Распоряжением председателя КУГИ ЕАО от 19.09.1997 № <...> в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2, пунктами 4.1 и 4.2 статьи 4 Закона ЕАО от 23.07.1997 № <...>-ОЗ был утверждён перечень объектов (имущества), передаваемых в муниципальную собственность г. Биробиджана.
Согласно акту приёма-передачи передаваемых в муниципальную собственность объектов от 07.10.1997 в муниципальную собственность г. Биробиджана переданы предприятия городской инфраструктуры.
Решением городской думы г. Биробиджана от 31.10.1997 № <...> в муниципальную собственность города приняты объекты государственной собственности ЕАО, подлежащие обязательной передаче, с включением их в реестр муниципальной собственности.
Таким образом, несмотря на отсутствие в акте приёма-передачи объектов в муниципальную собственность перечня всего имущества, находящегося на балансах передаваемых предприятий городской инфраструктуры, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные в иске прокурора объекты внешнего благоустройства были переданы в муниципальную собственность г. Биробиджана, приняты и включены в реестр муниципальной собственности 31.10.1997, так как подлежали обязательной передаче в муниципальную собственность в силу статьи 2 Закона ЕАО от 23.07.1997 № <...>-ОЗ и были отнесены к объектам муниципальной собственности непосредственно, в силу прямого указания закона.
Соответственно, права на указанные в иске прокурора объекты недвижимости, возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обратном судебная коллегия не может признать обоснованным.
Информация мэра города от 09.09.2021 № <...> о включении указанных объектов недвижимости в реестр муниципального имущества после 1998 года опровергается решением городской думы г. Биробиджана от 31.10.1997 № <...>, в пункте 3 которого прямо указано на включение принятых объектов, подлежащих обязательной передаче, в реестр муниципальной собственности г. Биробиджана.
Также судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы прокурора о необходимости возложения обязанности на административных ответчиков провести кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении указанных в иске объектов ничем не подтверждены.
Указанные объекты состоят в реестре муниципальной собственности, предназначены для решения вопросов местного значения городского округа, указанных в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Кадастровый учёт и государственная регистрация указанных объектов может быть совершена в интересах органа местного самоуправления для достижения целей и задач, установленных законодательством, уставом муниципального образования.
В случаях, когда орган местного самоуправления уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей и это бездействие связано с отсутствием кадастрового учёта и государственной регистрации объектов недвижимости, не исключается возложение на него обязанности на совершение указанных действий.
Сам факт кадастрового учёта и государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные в исковом заявлении объекты не повлечёт восстановление нарушенных, по мнению прокурора, прав неопределённого круга лиц. При этом не исключается право прокурора обратиться в интересах неопределённого круга лиц с требованиями об организации надлежащего освещения, водоснабжения на указанных участках в случае установления факта бездействия органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что избранный прокурором способ защиты прав неопределённого круга лиц не приведёт к достижению целей и задач органа местного самоуправления, установленных законодательством, уставом муниципального образования, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Относительно заявленных прокурором требований о возложении обязанностей провести кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности в отношении объекта уличного освещения ул. <...> судебная коллегия считает необходимым отметить, что указанный объект в реестре муниципальной собственности не состоит, доказательства наличия уличного освещения на указанной улице в г. Биробиджане отсутствуют.
Согласно предоставленных суду апелляционной инстанции сведений, на исполнении в мэрии города находится решение суда, которым возложена обязанность организовать уличное освещение на указанной улице города до 01.06.2022, которое в настоящее время не исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11.11.2021 отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурору города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному казённому учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» о возложении обязанности провести кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении объектов имущества – отказать.
Апелляционную жалобу представителя муниципального казённого учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» ФИО1 считать удовлетворённой.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий И.В. Гавриков
Судьи Р.В. Тимиров
В.Ю. Тараник
Мотивированное апелляционное определение составлено 09.03.2022.