ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2936/2021 от 11.11.2021 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Блиева Р.С. Дело № 33-2176/2021

Дело №2-2936/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2021 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Шомахова Р.Х.

судей Мисхожева М.Б. и Созаевой С.А.

при секретаре Узденовой Ф.Р.

с участием Агоева Альберта Хажбиевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. гражданское дело по иску Некоммерческого фонда «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики» к Агоеву Альберту Хажбиевичу о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,

по апелляционной жалобе Агоева Альберта Хажбиевича на решение Нальчикского городского суда КБР от 9 июля 2021 года,

У С Т А Н О В И Л А :

Некоммерческий фонд «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики» обратился в суд с иском к Агоеву Альберту Хажбиевичу, в котором просил взыскать с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт, образовавшуюся за период с 01.01.2015г. по 31.07.2020 г. в размере 71 055,25 рублей и государственную пошлину в размере 2 331,66 рублей.

Иск мотивирован тем, что ответчик, проживающий по адресу: <адрес>, не исполняет своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Определением мирового судьи судебного участка № 4 Нальчикского судебного района от 28.09.2020г. судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущество в многоквартирном доме (далее МКД) в размере 57156,66 руб. был отменен

Решением Нальчикского городского суда КБР от 9 июля 2021 года постановлено: удовлетворить исковые требования Некоммерческого фонда «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской частично.

Взыскать с Агоева Альберта Хажбиевича, проживающего: <адрес> в пользу Некоммерческого фонда «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской сумму задолженности по взносам на капитальный ремонт, образовавшуюся в пределах срока исковой давности за период с 06.04.2018г. по 31.07.2020 г. в размере 39188,9 рублей.

Взыскать с Агоева Альберта Хажбиевича в пользу Некоммерческого фонда «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской госпошлину в размере: 209,84 рублей.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд КБР, Агоев А.Х. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение о взыскании с него задолженности взносам на капитальный ремонт за период с 06.04.2018г. по 31.07.2020г. в размере 28 039 рублей 76 коп.

В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель указал, что суд первой инстанции неправильно рассчитал размер задолженности, подлежащей взысканию за период 06.04.2018г. по 31.07.2020г. В жалобе указано, что с учетом размера взносов за капитальный ремонт за 1 кв.м., равного 6 руб. 22 коп., площади его квартиры, составляющей 161 кв.м., за указанный период подлежат взысканию 28 039 руб. 76 коп.= (161 кв.м. х 6 руб. 22коп.) х 28 мес.

Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные Агоевым А.Х., отсутствие надлежаще извещенного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в Перечень многоквартирных домов, входящих в Республиканскую программу «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кабардино-Балкарской Республике в 2014-2043г.г.».

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта (ч. 3 ст. 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.2013 г. № 62-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики»).

После вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, появилась возможность отсрочить начало уплаты взносов на капитальный ремонт до пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома выполняется на основании решения общего собрания собственников помещений по предложению ТСЖ, ЖСК, управляющей организации или регионального оператора. Если таких решений не принято в соответствующие сроки, на основании решения органа местного самоуправления, который тем самым берет инициативу на себя.

В соответствии с п.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя: плату за услуги и работу по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 и ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт введены в структуру платы за жилое помещение наряду с платой за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также платой за коммунальные услуги.

Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется Региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Региональный оператор), и выполняется за счет денежных средств, которые собраны посредством систематических отчислений собственников помещений в фонд капитального ремонта. Средства формируют соответствующую массу, которую необходимо израсходовать на проведение работ.

Взнос на капитальный ремонт является обязательным для всех собственников помещений и внесен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154, ст. 169 ЖК РФ).

Плата за содержание жилого помещения (включая плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме), наряду с платой за коммунальные услуги, в зависимости от способа управления многоквартирным домом вносится на счет управляющей организации, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива с целью последующей оплаты расходов на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (ч. 5-7 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая входит в состав платы за содержание жилого помещения, и взнос на капитальный ремонт, представляют собой самостоятельные составляющие платы за жилое помещение и коммунальные услуги, подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме, и в силу различного целевого назначения данных платежей аккумулируются на разных счетах.

Региональный оператор, в соответствии со своими полномочиями, определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов, и вправе передать функции по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт иным лицам.

Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена частью 15 ст. 155 ЖК РФ.

Требования к реквизитам платежного документа, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, включая взнос на капитальный ремонт, содержатся в пункте 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 г. № 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Размер ежемесячных взносов в соответствие со ст. 169 ЖК РФ устанавливается нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно п.7 ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствии со ст. 178 ЖК РФ, Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствие с Постановлением Правительства КБР от 10.12.2013г. № 317-ПП, а также в соответствие с ч.1 ст. 181 ЖК РФ, создан Некоммерческий фонд «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино- Балкарской Республики» (далее Региональный оператор).

Постановлением Местной администрации городского округа от 20.10.2014г. № 2111 принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома истца на счет регионального оператора, дом указан в перечне под № 992.

По делу установлено и в апелляционной жалобе ответчиком фактически не оспаривается его обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, со ссылкой лишь на то, что он никогда не получал квитанции об оплате взносов. В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу об обоснованности предъявленного истцом иска.

Однако сторона ответчика просит о применении сроков исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом по обязательствам срок исполнения, которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставлялся льготный срок для исполнения такого требования, исчисление срока давности начинается по окончании указанного срока.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что срок исковой давности с учетом даты предъявления иска - 06.04.2021года, надлежит исчислять 06.04.2018 года, согласно исковым требованиям истцом заявлено о взыскании с ответчика долга за период с 01.01.2015 года по 31.07.2020 года, таким образом удовлетворению подлежат требования за период 06.04.2018 года по 31.07.2020 года, то есть 28 месяцев, что, по мнению суда, составляет 39188,9 руб., а также государственная пошлина в сумме 209,84 руб.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил период взыскания, однако окончательная сумма рассчитана неверно. С учетом того, что в месяц ответчик должен был платить согласно представленному суду расчету 1 001,42 руб., тот долг за 28 месяцев составляет 28 039,76 руб. За указанный период начислена пеня за несвоевременную оплату обязательных платежей в сумме 3080,02 руб. Всего с ответчика подлежит взысканию 31119,78 рублей.

В связи с этим обжалуемое решение суда подлежит изменению, снизив размер взысканной суммы до 31119,78 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Нальчикского городского суда КБР от 9 июля 2021 года изменить, снизив размер взысканной с Агоева Альберта Хажбиевича в пользу Некоммерческого фонда «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики» задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 06.04.2018 года по 31.07.2020 года с 39 188 рублей 90 копеек до 31119 рублей 78 копеек, в том числе 28039 рублей 76 копеек – основной долг, 3080 рублей 02 копейки – пеня. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 ноября 2021 года.

Председательствующий Р.Х. Шомахов

Судьи М.Б. Мисхожев

С.А. Созаева