ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2944/2021 от 17.03.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Сломова И.В. дело № 33-4520/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Котельниковой Л.П., Юрченко Т.В.,

при секретаре Васильевой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2944/2021 по иску Соловейко Юлии Викторовны к Ростовской таможне, третьи лица Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, Филиал №9 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, о защите социальных прав по апелляционной жалобе Ростовской таможни на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2021 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Соловейко Ю.В. обратилась в суд с иском к Ростовской таможне, третьи лица Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, Филиал №9 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, о защите социальных прав, указав в обоснование требований, что в соответствии с приказом Миллеровской таможни от 29.04.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора по организационно-аналитической работе Миллеровской таможни.

В соответствии с приказом Миллеровской таможни от 30.04.2020г. № 128-к «О предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет» с 06.05.2020г. по 05.07.2022г. истец находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.

Страхователем Миллеровской таможней ей назначено пособие по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5лет.

Согласно приказу ФТС России от 27.03.2020г. № 330 «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможен» Миллеровская, Таганрогская и Ростовская таможни с 01.10.2020г. реорганизованы в форме присоединения.

В соответствии с приказом Миллеровской таможни от 26.06.2020г. №318 «Об организационно-штатных мероприятиях» с 01.01.2020г. должность старшего государственного таможенного инспектора по организационно-аналитической работе Миллеровской таможни сокращена.

При этом, Ростовской таможней пособие по обязательному социальному страхования с 01.10.2020г. истцу не назначено и территориальным подразделением Фонда социального страхования не выплачивается, обязанности по соблюдению гарантий для лица, имеющего ребенка в возрасте до трех лет, таможенным органом не выполнены.

Проведенной в декабре 2020 года филиалом №9 ГУ РРО ФСС РФ камеральной проверкой установлено, что с учетом п.1 ч.2.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ и ч.1 ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» после завершения реорганизации юридического лица путем присоединения к другому юридическому лицу в качестве обособленного подразделения и при отсутствии у такого обособленного подразделения регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Фонда, участвующим в пилотном проекте «Прямые выплаты» работникам реорганизованного (присоединенного) юридического лица соответствующие выплаты должны назначаться и выплачиваться согласно Положению территориальным Фондом, к которому в качестве страхователя зарегистрировано юридическое лицо (головная организация).

Таким образом, Ростовская таможня в силу ст.58 ГК РФ является правопреемником Таганрогской и Миллеровской таможен с переходом прав и обязанностей, в том числе, по назначению и выплате гражданским служащим реорганизованных таможен пособий по обязательному социальному страхованию в связи с их временной нетрудоспособностью и материнством.

Однако в нарушение п.1 ч.1 ст.21, ч.1 ст.11.1, ч.1 с.13 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ Ростовской таможней сведения для назначения территориальным подразделением Фонда социального страхования ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданскому служащему реорганизованной Миллеровской таможни не поданы, что послужило причиной не выплат истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком на протяжении более 11 месяцев.

Ростовской транспортной прокуратурой 26.02.2021г. начальнику Ростовской таможни внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. Из поступившего ответа следует, что факты несоблюдения должностными лицами Ростовской таможни социальных гарантий истца, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не подтвердились.

В связи с изложенным, истец просила суд обязать Ростовскую таможню представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020г. №2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» необходимых для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2021г. исковые требования Соловейко Ю.В. удовлетворены.

Суд обязал Ростовскую таможню представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020г. №2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников», необходимых для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.

В своей апелляционной жалобе Ростовская таможня считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом нарушены нормы материального права, а именного применен закон, не подлежащий применения, а также неправильно истолкован закон, что согласно положениям ст.330 ГПК РФ является основанием для его отмены.

По мнению заявителя жалобы, судом применен закон, не подлежащий применению, поскольку на 30.09.2020г. Соловейко Ю.В. не имела специального звания и замещала должность старшего государственного таможенного инспектора по организационно-аналитической работе Миллеровской таможни, входившую в штатное расписание должности федеральной государственной гражданской службы, следовательно, не является сотрудником, а является государственным гражданским служащим, в связи с чем, пункт 10 приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Федеральной Таможенной службы, которым предписано зачислить в распоряжение сотрудников таможни, на истца не распространялся, а зачисление в распоряжение государственных гражданских служащих противоречит законодательству.

Таким образом, вывод суда о том, что в нарушение п.10 приказа ФТС России от 27.03.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истец не была зачислена в распоряжение Ростовской таможни, в связи с чем, были нарушены ее права основан на неправильном применении нормы материального права, а именно применен закон, не подлежащий применению.

Ростовская таможня не отрицает, что является правопреемником Ростовской таможни с переходом всех прав и обязанностей, но обращает внимание, что страховой случай в виде отпуска по уходу за ребенком у Соловейко Ю.В. наступил до момента реорганизации таможен, а именно до 30.09.2020г. Электронный реестр на оплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Соловейко Ю.В. был направлен Миллеровской таможней (правопредшественником ответчика) в ФСС ещё до реорганизации, в связи с чем таможня выполнила свою обязанность в полном объеме.

Соловейко Ю.В. как после реорганизации, так и в настоящее время является государственным гражданским служащим, а, следовательно, застрахованным лицом и до 30.09.2020г. она получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком, однако с 01.10.20202г. территориальное отделение Фонд социального страхования выплаты прекратило.

Пункт 6 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН содержит перечень оснований прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, который является исчерпывающим, и реорганизация в форме присоединения, а не ликвидация, не является основание для прекращения данных выплат, при этом учитывая, что контракт о прохождении гражданской службы с истцом не расторгнут, у подразделения Фонда социального страхования РФ отсутствовали основания для прекращения выплат.

Заявитель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что в исковом заявлении истец указала, что не получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком на протяжении 11 месяцев, данное утверждение не соответствует действительности, так как право на получение ежемесячного пособия Соловейко Ю.В. имеет до 05.11.2021г. включительно, следовательно данное пособие не получено истцом за 3 мес.5 дней.

Представителями третьих лиц: ГУ РРО ФСС и Ростовским транспортным прокурором Южной транспортной прокуратуры поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Ростовской таможни - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в отсутствие истца, ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями (л.д.124-126).

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Соловейко Ю.В. в соответствии с приказом Миллеровской таможни от 19.01.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН была принята на федеральную государственную службу на должность старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения таможни - на период временного отсутствия ФИО5 до 19.03.2017г.

С 20.03.2017г. приказом Миллеровской таможни от 31.03.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН срок действия срочного служебного контракта с Соловейко Ю.В. о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации продлен на период временного отсутствия ФИО5

Приказом Миллеровской таможни от 17.09.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Соловейко Ю.В. назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни.

В соответствии с приказом Миллеровской таможни от 15.10.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет» Соловейко Ю.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 16.10.2019г. по 05.07.2022г.

На основании заявления, в соответствии с приказом от 27.04.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Соловейко Ю.В. приступила к исполнению должностных обязанностей старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни на условиях неполного рабочего времени (пятидневная рабочая неделя продолжительностью 25 часов) в период с 28.04.2020г. по 05.07.2022г.

С 30.04.2020г. приказом Миллеровской таможни от 29.04.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Соловейко Ю.В. назначена на должность государственной гражданской службы старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни. С 06.05.2020г. приказ о работе Соловейко Ю.В. на условиях неполного рабочего времени отменен.

Судом установлено, что 17.10.2019г. страхователем Миллеровской таможней в филиал №11 ГУ Ростовского РО ФСС РФ направлен электронный реестр для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 16.10.2019г. по 05.01.2021г.

Указанное пособие назначено и выплачено Соловейко Ю.В. филиалом №11 ГУ - Ростовского РО ФСС РФ за период с 16.10.2019г. по 30.07.2020г.

Согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Федеральной Таможенной службы России была проведена реорганизация Миллеровской, Таганрогской с 01.10.2020г. в форме присоединения к Ростовской таможни. Пунктом 10 данного приказа предусмотрено зачисление с 01.10.2020г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Миллеровской и Таганрогской таможен в распоряжение Ростовской таможни в установленном порядке. Также данным приказом предусмотрено перераспределение штатной численности при проведении мероприятий, обусловленных пунктами 1 - 3 настоящего приказа, в пределах численности таможенных органов региона и фонда оплаты труда должностных лиц и работников.

Из материалов дела следует, что 30.06.2020г. Соловейко Ю.В. предупреждалась о предстоящих реорганизационных мероприятиях в Миллеровской таможне.

С 01.10.2020г., в соответствии с приказами ФТС России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г., Миллеровской таможни от 26.06.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН должность старшего государственного таможенного инспектора организационно-аналитического отделения Миллеровской таможни, которую Соловейко Ю.В. замещала по состоянию на дату издания приказа Миллеровской таможни от 30.04.2020г. №128-к «О предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», сокращена.

По данным Отдела государственной службы и кадров Ростовской таможни, по стоянию на 28.12.2020г. Соловейко Ю.В. в Ростовскую таможню не переведена. Запись об увольнении Соловейко Ю.В. из Миллеровской таможни в трудовой книжке отсутствует.

В связи с прекращением деятельности Миллеровской таможни в результате реорганизации и присоединении к Ростовской таможни, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет были прекращены с 01.10.2020г.

Электронный реестр для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в филиал № 9 ГУ Ростовского РО ФСС РФ Ростовской таможней не направлялся.

Удовлетворяя исковые требования Соловейко Ю.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 23, 28, 31, 33,37,48 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что в нарушение пункта 10 приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Федеральной Таможенной службы Соловейко Ю.В. не была зачислена в распоряжение Ростовской таможни, ответчиком не был направлен электронный реестр для назначения и выплаты ФИО6 ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, чем нарушены права Соловейко Ю.В., в связи с чем, пришел к выводу об обязании ответчика предоставить в территориальный орган ФСС электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.

Судебная коллегия в целом соглашается с данными выводами суда первой инстанции, не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона

Согласно части 3 статьи 37 вышеуказанного федерального закона гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Как следует из материалов дела, уведомив Соловейко Ю.В. 29.06.2020г. о предстоящих реорганизационных мероприятиях в Миллеровской таможне, о сокращении занимаемой ею должности и об увольнении в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо отсутствии соответствующих вакантных должностей, ни представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, ни государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа не предложили в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего ни одной из имеющихся вакантной должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах - в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо Миллеровская таможня прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения 02.10.2020г., его правопреемник Ростовская таможня.

После сокращения должности истца, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначенного страхователем Миллеровской таможней, были прекращены филиалом №9 ГУ - РРО ФСС РФ с 01.10.2020г.

Несмотря на неоднократные обращения Соловейко Ю.В. в Ростовскую таможню по вопросу о необходимости предоставления сведений для возобновления выплаты пособия, акт камеральной проверки от 28.12.2020г., проведенной филиалом №9 ГУ - РРО ФСС РФ по обращению истца, в котором было указано, что с учетом п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ и ч. 1 ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» после завершения реорганизации юридического лица путем присоединения к другому юридическому лицу выплаты пособий работникам реорганизованного (присоединенного) юридического лица должны назначаться и выплачиваться согласно Положению территориальным органом Фонда, в котором в качестве страхователя зарегистрировано юридическое лицо (головная организация), представление Ростовской транспортной прокуратуры от 26.02.2021г. в адрес начальника Ростовской таможни об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства об обязательном социальном страховании, ответчиком не предпринято мер для возобновления выплат пособия Соловейко Ю.В.

Конституция Российской Федерации как социального государства предусматривает государственные гарантии поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в целях создания для соответствующих категорий граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных с рождением и воспитанием детей (ст. 7 и ч.1 ст. 38).

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Устанавливая в соответствии с вышеприведенными положениями Конституции Российской Федерации конкретные формы такой поддержки, законодатель предусмотрел гарантии и льготы для лиц, сочетающих семейные обязанности с трудовой деятельностью, а также различные пособия и иные социальные выплаты. Одной из указанных гарантий является отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом, пособия по государственному социальному страхованию.

Согласно п. п. 1, 3 и 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу подп. 2 п. 1, п. 1.1 ст. 7 и подп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет относится к числу страховых случаев, а выплачиваемое за этот период ежемесячное пособие по уходу за ребенком - к числу видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, предоставляемого в целях компенсации такого социального страхового риска, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в его пользу) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

В статье 2 Федерального закона от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в том числе государственные гражданские служащие, муниципальные служащие.

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В силу положений ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с данной нормой право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком также имеют матери, проходящие службу в таможенных органах и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

В случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за выплатой пособия или невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, назначение и выплата застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком осуществляются территориальным органом страховщика.

Данные нормы во взаимосвязи с друг с другом выступают элементами правового механизма предоставления в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством государственной поддержки гражданам, сочетающим трудовую деятельность на основании трудового договора с исполнением семейных обязанностей по обеспечению малолетнему ребенку надлежащего ухода и заботы.

Действующим законодательством закреплен принцип полноты и непрерывности выплаты пособия по уходу за ребенком.

Невозможностью истца получить указанное выше пособие, нарушаются ее Конституционные права на получение предусмотренного законом социального обеспечения.

Пунктом 3 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. N101, предусмотрено, что региональное отделение является исполнительным органом ФСС РФ и действует в рамках законодательства Российской Федерации в области социального страхования. Фонд социального страхования выплачивает застрахованному лицу (работнику) пособие по уходу за ребенком на основании сведений, представленных в Фонд страхователем (работодателем).

Согласно пункта 4 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (ред. от 13.11.2019) страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.

В соответствии с пунктом 4 (1) Положения N 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

Таким образом, принимая во внимание, что материалами дела подтверждено, что ответчик в результате реорганизации в форме присоединения является правопреемником Миллеровской таможни, у которого имелась обязанность по выплате истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не выполнил своей обязанности по предоставлению необходимых сведений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.12.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Соловейко Ю.В.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, вместе с тем, частично соглашаясь с доводами ответчика, полагает подлежащими исключению из мотивировочной части решения суда выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение пункта 10 приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Соловейко Ю.В. не зачислена в распоряжение, данное обстоятельство, по мнению суда первой инстанции, как и не направление ответчиком электронного реестра для назначения и выплаты истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет, подтверждают нарушение прав Соловейко Ю.В.

Так, из материалов дела следует, и данный факт не оспаривается сторонами, что Соловейко Ю.В., являясь государственным гражданским служащим, по условиям государственного контракта замещала должность старшего государственного таможенного инспектора по организационно-аналитической работе Миллеровской таможни, входившую в штатное расписание должности федеральной государственной гражданской службы, следовательно, не являлась сотрудником Миллеровской таможни и на нее не распространялось положение пункта 10 приказа Федеральной Таможенной службы России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможни», предусматривающего зачисление с 01.10.2020г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Миллеровской и Таганрогской таможен в распоряжение Ростовской таможни в установленном порядке.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в нарушении пункта 10 приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Соловейко Ю.В. не зачислена в распоряжение, основан на неверном толковании судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и подлежит исключению из мотивировочной части решения суда первой инстанции.

Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда с учетом вышеизложенного, поскольку нарушение прав истца заключалось в ненаправление ответчиком электронного реестра для назначения и выплаты истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи чем выводы суда об удовлетворении исковых требований в части обязания Ростовской таможни представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты Соловейко Ю.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г., с даты прекращения выплаты данного пособия, являются законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применение судом норм материального права несостоятельны с учетом приведенного выше обоснования.

Не могут служить основанием к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что истец неверно определила период, в течение которого ею не было получено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, которое по мнению истца составляет 11 месяцев, фактически данное пособие не получено истцом за 3 мес.5 дней, поскольку суд, определяя дату восстановления нарушенных прав истца на получение социального пособия, исходил из даты прекращения его выплаты, в то время как период, за который оно подлежит выплате, никем не оспорен.

Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного решения, либо опровергали выводы суда.

Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

По существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, надлежащим образом исследованных судом и оцененных с учетом правил ст.67 ГПК РФ. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 24 марта 2022 года