ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-295/20 от 10.12.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-295/2020 (33-6042/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 10 декабря 2020 года гражданское дело по иску Таранкова Андрея Ивановича к Следственному отделу по г. Сыктывкару, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми, Следственному комитету Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу России о признании бездействия незаконным, возмещении ущерба и компенсации морального вреда

по апелляционным жалобам Таранкова Андрея Ивановича и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми

на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие Следственного отдела по г. Сыктывкару, выразившееся в несвоевременном направлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о прекращении уголовного дела в отношении Таранкова Андрея Ивановича,

в удовлетворении исковых требований Таранкова Андрея Ивановича о взыскании со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми и Следственного отдела по г. Сыктывкару убытков в размере 98 131 рубля 56 копеек, компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей оказать,

в удовлетворении исковых требований Таранкова Андрея Ивановича о взыскании с Федеральной службы по финансовому мониторингу России компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей отказать.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения Таранкова А.И. и его представителя Соколова П.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Таранков А.И. обратился в суд с иском к Следственному отделу по г. Сыктывкару, Федеральной службе по финансовому мониторингу России о признании бездействия органов следствия незаконным, возмещении ущерба в размере 50 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что 06.11.2018 в отношении истца было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ. 09.01.2019 уголовное дело в отношении Таранкова А.И. прекращено в связи с отсутствием состава преступления. В период следствия Таранков А.И. был внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в связи с чем, были заблокированы его банковские счета, он не имел возможность погашать кредитные обязательства и получать социальные выплаты. В связи с тем, что после прекращения уголовного дела сотрудники следственного отдела не передали указанную информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу России сведения, Таранкову А.И. причинен имущественный ущерб и моральный вред.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.05.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Следственный комитет Российской Федерации.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми.

В ходе рассмотрения дела Таранков А.И. неоднократно уточнял заявленные требования в части ущерба и компенсации морального вреда, в последней редакции просил взыскать со Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми и Следственного отдела по г. Сыктывкару убытки за негативные последствия, наступившие в результате должностного бездействия в размере 98 131 рубля 56 копеек, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 1 000 000 рублей; взыскать с Федеральной службы по финансовому мониторингу России компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

По тексту решения допущена описка в наименовании ответчика – вместо Следственного комитета Российской Федерации указано Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации.

Суд вынес приведенное решение, с которым не согласился истец и ответчик Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06.11.2018 следственным отделом по г. Сыктывкару Следственного управления в отношении Таранкова А.И. возбуждено уголовное дело №<Номер обезличен> по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ.

20.11.2018 в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, руководителем следственного управления направлены сведения о наличие оснований для включения Таранкова А.И. в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму с приложением копии указанного постановления.

На основании Федерального закона от 27.12.2018 №519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» в статью 282 Уголовного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым уголовной ответственности подлежит лицо за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Постановлением следователя следственного отдела по г. Сыктывкар Следственного управления Следственного комитета РФ по РК от 09.01.2019 уголовное дело №<Номер обезличен> прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в связи с отсутствием в действиях Таранкова А.И. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ.

Таранков А.И. 01.03.2019 направил в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу России обращение по вопросу исключения его из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

На обращение Таранкова А.И. от 01.03.2019 Федеральная служба по финансовому мониторингу России 12.03.2019 направила ответ, в котором указала, что включение в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо исключение из него осуществляется Росфинмониторингом исключительно на основании информации государственных органов, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2015 №804, в связи с тем, что данная информация не поступала, в Следственное управление Следственного комитета РФ по РК направлен соответствующий запрос, при получении ответа на который Таранков А.И. будет незамедлительно исключен из перечня.

В связи с поступившим запросом из Федеральной службы по финансовому мониторингу России Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми направило письмо в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу России от 13.03.2019 с информацией о прекращении уголовного дела в отношении Таранкова А.И. с приложением копии постановления (л.д. 108).

Письмом от 31.05.2019 №<Номер обезличен> (фактически отправленному согласно реестру 04.06.2019) Федеральная служба по финансовому мониторингу России уведомила Таранкова А.И. о том, что на основании поступившей от государственных органов информации он исключен из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, 30.05.2019.

Факт исключения Таранкова А.И. из приведенного перечня именно 30.05.2020 содержится в информации, направленной в адрес суда (л.д. 76-77).

Таранков А.И., обращаясь в суд, указывает, что сотрудниками Следственного отдела по г. Сыктывкару в Федеральную службу по финансовому мониторингу России поздно направлена информация о прекращении уголовного дела, в связи с чем, он был несвоевременно исключен из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что повлекло для него негативные последствия, выразившиеся в позднем снятии ареста со счетов, и как следствие, препятствии в распоряжении поступающими на них денежными средствами.

В отношении органов следствия истцом заявлено требование о признании действий незаконными, взыскании ущерба и компенсации морального вреда.

Удовлетворяя требование об оспаривании бездействия Следственного отдела по г. Сыктывкару, выразившееся в несвоевременном направлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о прекращении уголовного дела в отношении Таранкова А.И., суд исходил из того, что информация, в соответствии с которой необходимо было внести корректировки в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, в данном случае об истце, представлена следственными органами Следственного комитета в Федеральную службу по финансовому мониторингу несвоевременно.

Данный вывод суда обжалуется Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Целью Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в силу статьи 1 является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов и финансированием терроризма (часть 1 статьи 2).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются: процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 4 пункта 2.1); постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 5 пункта 2.1).

Основания для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму приведен в пункте 2.2 выше названной статьи, к числу которых относится, в том числе, прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее – Правила), согласно пункту 2 которых перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем: включения организаций и (или) физических лиц в перечень в случаях получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона, для включения в перечень, а также исключения организаций и (или) физических лиц, в том числе, в случаях получения от государственных органов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 6 Федерального закона, для исключения из перечня.

Подпунктом «б» пункта 6 Правил регламентировано, что информация о наличии оснований для исключения организаций из перечня по основанию, предусмотренному подпунктом 4 (в части, касающейся информации о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из указанных в подпункте преступлений) пункта 2.2. ст. 6 Федерального закона представляется следственными органами Следственного комитета Российской Федерации.

В соответствии с п. 7, 10 названных Правил информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу следственными органами Следственного комитета Российской Федерации - в порядке и сроки, которые согласованы Федеральной службой по финансовому мониторингу со Следственным комитетом Российской Федерации. Вместе с информацией о наличии оснований для исключения организаций и (или) физических лиц из перечня в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляется необходимая для идентификации информация, указанная в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил.

Из отзыва Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми следует, что информация о прекращении 09.01.2019 уголовного дела в отношении Таранкова А.И. направлена в Федеральную службу по финансовому мониторингу России 13.03.2019, то есть в срок, установленный Протоколом 24-го заседания экспертно-консультативной группы при Национальном антитеррористическом комитете по вопросам противодействия финансированию терроризма от 24.03.2017.

В подп. 3 п. 2 Протокола, на который ссылается в своем отзыве ответчик, территориальным органам СК России, ФСБ России, МВД России в СЗФО рекомендовано ежеквартально проводить сверку лиц, признанных подозреваемыми и обвиняемыми в преступлениях террористической и экстремистской направленности, на предмет наличия их в перечне, а при отсутствии в нем указанных лиц направлять информацию по ним в Управление по противодействию финансированию терроризма Федеральной службы по финансовому мониторингу для включения их в перечень. При этом сроки направления информации именно об исключении организаций и (или) физических лиц из перечня данным пунктом не урегулированы.

В п. 2 Протокола указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №804 компетентным государственным органам на территории СЗФО компетентным органам на территории СЗФО необходимо обеспечить направление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений для включения/исключения фигурантов уголовных дел в/из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на постоянной основе.

Согласно представленной ответчиком копии данного протокола, экспертно-консультативной группой под председательством заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе заседания на обсуждение ставились вопросы об организации межведомственного взаимодействия по линии противодействия финансированию терроризма в Северо-Западном федеральном округе (далее СЗФО) и организации на территории округа мер по замораживанию активов лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, по итогам рассмотрения которых экспертно-консультативной группой давались рекомендации.

Несмотря на то, что нормативными правовыми актами не установлен предельный срок направления соответствующей информации, учитывая, что без ее предоставления сохраняются ограничительные меры, данный срок должен быть разумным и минимально необходимым для совершения приведенных действий, а бездействие может быть признано незаконным при несоблюдении данных требований.

Суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства дела и приведенные нормы, пришел к обоснованному выводу о том, что направление информации только после получения запроса и по истечении 2 месяцев не может рассматриваться в качестве надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной подпунктом «б» пункта 6 Правил, поскольку не соответствует приведенными критериям.

Кроме того, судебная коллегия вопреки доводам жалобы соглашается с выводом суда о том, что фактически информация от 13.03.219 была предоставлена ответчиком на запрос Росфинмониторинга, направленный в рамках проведения проверки по обращению истца, а не в связи с принятием решения о прекращении уголовного дела либо ежеквартальной сверкой данных.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм права и оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как необоснованные.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскании ущерба в сумме в размере 98 131 рубля 56 копеек, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 45, 53 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 15, 16, 1069, 1070, Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о недоказанности истцом самого факта причинения убытков в указанном размере, установив, что после исключения Таранкова А.И. из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, он по своему усмотрению распорядился принадлежащими ему денежными средствами, находящимися на счете в кредитной организации. Каких-либо сведений о начислении штрафных санкций по кредитным договорам, заёмщиком по которым выступает Таранков А.И., суду не представлено.

Отказ в возмещении материального ущерба не оспаривается.

Несмотря на то, что истцом не заявлялось самостоятельного требования о признании действий Федеральной службы по финансовому мониторингу России незаконными, суд проверял законность действий ответчика по рассмотрению обращения истца, поскольку именно незаконность действий по своевременному исключения из перечня по его обращению указана в качестве основания иска о взыскании компенсации морального вреда в сумме 25000 руб.

Согласно п. 2.3 статьи 6 Закона организации и физические лица, ошибочно включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо подлежащие исключению из указанного перечня в соответствии с пунктом 2.2 настоящей статьи, но не исключенные из указанного перечня, обращаются в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений: об исключении организации или физического лица из указанного перечня; об отказе в удовлетворении заявления. Уполномоченный орган информирует заявителя о принятом решении. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В соответствии с п. 11 Правил при поступлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии с пунктом 2.3 статьи 6 Федерального закона письменного мотивированного заявления организации или физического лица, ошибочно включенного в перечень или подлежащего исключению из перечня, но не исключенного из перечня, информация о наличии или об отсутствии оснований для исключения такой организации или такого физического лица из перечня предоставляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прокуратурами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, а также следственными органами Следственного комитета Российской Федерации указанная информация в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, согласованные соответственно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил установлено, что информация о наличии оснований для включения в перечень или исключения из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о необходимости внесения корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) физических лицах представляется в виде надлежащим образом заверенных копий решений судов Российской Федерации и иностранных судов (выписок из них), копий процессуальных документов, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации документов.

В соответствии с п. 15 Правил решение о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о корректировке содержащихся в перечне сведений об организациях и (или) о физических лицах принимается незамедлительно не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, подтверждающей основания для включения в перечень, исключения из перечня организаций и (или) физических лиц и корректировки содержащихся в перечне сведений об организациях и (или) о физических лицах, а также информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил.

В случае поступления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, не соответствующей требованиям настоящих Правил, включение в перечень, исключение из перечня организаций и (или) физических лиц, а также корректировка содержащихся в перечне сведений об организациях и (или) о физических лицах приостанавливаются до получения дополнительной информации. Федеральной службой по финансовому мониторингу оперативно направляются запросы в государственные органы, представившие информацию с нарушением требований настоящих Правил.

Судом установлено, что на обращение Таранкова А.И. от 01.03.2019 Федеральная служба по финансовому мониторингу России 12.03.2019 направила ответ, в котором указала, что включение в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо исключение из него осуществляется Росфинмониторингом исключительно на основании информации государственных органов, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2015 №804, в связи с тем, что данная информация не поступала, в Следственное управление Следственного комитета РФ по РК направлен соответствующий запрос, при получении ответа на который Таранков А.И. будет незамедлительно исключен из перечня.

Поскольку решение об исключении из перечня принято только 30.05.2019 с нарушением установленного 10-тидневного срока, суд пришел к обоснованному выводу о наличии нарушений при рассмотрении обращения истца.

Предметом апелляционной жалобы истца является вывод суда об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.

При рассмотрении дела истец ссылался на следующие обстоятельства в подтверждение доводов о причинении морального вреда:

- исходя из бездействия государственного органа истец был лишен возможности пользоваться и распоряжаться своими социальными пособиями с 09.01.2019 по 31.05.2019,

- осуществлена блокировка банковских счетов,

- невозможность выполнения кредитных обязательств, предъявление претензий со стороны банка,

- невозможность получения социальных выплат,

- несвоевременное рассмотрение обращения,

- отражение на счете информации о наличии задолженности в сумме 42000000 руб.

Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции об отсутствии факта нарушения личных неимущественных прав, влекущих возможность компенсации морального вреда, отмечая также следующее.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Факт причинения нравственных переживаний не презюмируется, не может быть признан очевидным с учетом сферы регулирования правоотношений сторон и подлежит доказыванию.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Для возложения ответственности по основаниям статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие полного состава гражданско-правового нарушения, а именно, наступление вреда, противоправность поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.

Согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

Таким образом, включение в названный перечень не препятствовало истцу исполнять обязательства по ранее заключенным кредитным договорам, осуществлять получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стороной истца не представлено доказательств наличия в спорный период (с 09.01.2020 до 30.05.2020) фактов, свидетельствующих о том, что он либо иные лица в его интересах пытались совершить действия, не предусмотренные пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Представленные ответы ООО Русфинанс Банк свидетельствует о том, что истцу сообщено о принятых мерах и разъяснен порядок.

Ссылка об указании задолженности в сумме 42000000 руб. отклоняется судебной коллегией, поскольку связано не с ее наличием, а техническим обеспечением ПАО Сбербанк установленных ограничений, что подтверждается ответом Росфинмониторинга от 09.04.2020. Сведений и доказательств включения данной задолженности в бюро кредитных историй не представлено.

Несвоевременное принятие решения Росфинмониторингом об исключении из перечня после получения обращения само по себе не является основанием для взыскания компенсации морального вреда, поскольку не доказан факт нарушения нематериальных благ, влекущих возможность компенсации морального вреда.

Довод о нарушении чести и деловой репутации в результате размещения в приведенном перечне при наличии общего доступа посредством сети интернет отклоняется по следующим основаниям. Истцом не заявлялось и судом первой инстанции не исследовался вопрос о причинении морального вреда в связи с нарушением чести и достоинства в результате нахождения в перечне, размещенного в сети интернет.

Иные доводы апелляционных жалоб повторяют позицию истца и ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом судебной оценки, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Таранкова Андрея Ивановича и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи