ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-295/2022 от 25.08.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Тютюкина И.В. Дело № 33а-4935/2022 (№2-295/2022)

64RS0043-01-2021-008977-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Закарян И.В.,

судей Домниной А.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Мухиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности принять меры по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 29 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., объяснения представителя комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя административного истца ФИО2, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,

установила:

прокурор города Саратова обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного имущества автомобильную дорогу по . в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что во исполнение поручения прокуратуры области прокуратурой города Саратова проведена проверка по факту обращения депутата Саратовской областной Думы о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги по ул. им. Академика Семенова г. Саратова, по результатам которой установлено, что участок автомобильной дороги по ул. им. Академика Семенова г. Саратова на участке от ул. Топольчанская до ул. Еремина Б.Н. в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», а также сводном реестре объектов муниципальной казны не значится. 19 октября 2020 года в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сферах государственной и муниципальной собственности, безопасности дорожного движения. По результатам рассмотрения представления администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» проведены мероприятия по инвентаризации дороги по указанному адресу. Акт инвентаризации направлен в комитет по управлению имуществом города Саратова с целью рассмотрения вопроса о внесении данного объекта улично-дорожной сети в Сводный реестр объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов» в установленном порядке. Как следует из ответа комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 октября 2021 года №52-2021, участок автомобильной дороги реестре объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов» отсутствует. Между тем вышеуказанный участок автомобильной дороги расположен в границах муниципального образования «Город Саратов», является дорогой местного значения муниципального образования «Город Саратов», следовательно, к полномочиям органа местного самоуправления городского поселения – администрации муниципального образования «Город Саратов» относится обязанность по совершению мероприятий по постановке на учет данного объекта как бесхозяйного.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 29 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с постановленным судебным актом, администрация муниципального образования «Город Саратов» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила об отмене решения суда. В обоснование указано на то, что полномочия и обязанности по принятию на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры возложены на комитет по управлению имуществом города Саратова.

Комитет по управлению имуществом города Саратова в обоснование доводов жалобы указывает на то, что из содержания искового заявления не следует, какие права неопределенного круга лиц затронуты и нарушаются в данном случае. Бесхозяйные объекты считаются выявленными бесхозяйными объектами с даты поступления в комитет акта инвентаризации, подписанного всеми членами инвентаризационной комиссии. Только с данного момента комитет в соответствии с Порядком выявления бесхозяйных автомобильных дорог, в том числе защитных и искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, и элементов благоустройства на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03 апреля 2019 года № 549 (далее - Порядок), может осуществлять действия, направленные на постановку объекта на учет. При этом действия, направленные на регистрацию права на бесхозяйные объекты состоят из нескольких составляющих: выявление, результатом которого является акт инвентаризации и направление в комитет; подтверждение отсутствие собственника; кадастровые работы, постановка на кадастровый учет; постановка объекта в качестве бесхозяйного на учет в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29 июня 2022 года дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда в порядке административного судопроизводства.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Так из ответа комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» на запрос судебной коллегии следует, что участок по является автомобильной дорогой. Дорога по .Н. входит в земельный участок с кадастровым кварталом 64:48:030101 и проходит по следующим земельным участкам: 64:48:030101:3610, правообладателем является субъект Российской Федерации – , вид права - собственность; 64:48:030101:198 правообладателем является муниципальное образование «Город Саратов», вид права - собственность; 64:48:030101:15, правообладателем является Российская Федерация, вид права - собственность; 64:48:030101:204 правообладателем является муниципальное образование «Город Саратов», вид права – собственность. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функций по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, основными функциями которого являются проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством; разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества и прочее.

На территории Саратовской области приведенные полномочия исполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.

Вместе с тем комитет по управлению имуществом Саратовской области является исполнительным органом области и образуется постановлением Правительства области; является правопреемником министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области по решениям, распоряжениям, а также заключенным договорам (соглашениям) в сфере имущественных и земельных отношений.

Судебной коллегией установлено, что автомобильная дорога по Б.Н. входит в земельный участок, находящийся в федеральной собственности, что безусловно затрагивает права собственника такого участка. При этом территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области и комитет по управлению имуществом Саратовской области не привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

В соответствии с положениями части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 КАС РФ).

В силу части 2 статьи 47 названного Кодекса заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Указанные требования процессуального законодательства судом первой инстанции не выполнены.

Учитывая специфику административных дел, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из основных положений предусматривает принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, который в числе прочего заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (пункт 7 статьи 6 и часть 2 статьи 14 названного Кодекса).

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и принять исчерпывающие меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу и проверки доводов административного ответчика.

В связи с допущенными судом существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Волжский районный суда города Саратова.

Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции при новом рассмотрении, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 29 июня 2022 года - отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности принять меры по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного направить на новое рассмотрение в Волжский районный суд города Саратова.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: