СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
89RS0004-01-2021-005130-06
Гражданское дело № 2-2977/2021
Судья Серова Т.Е.
Апелляционное дело № 33-954/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.,
судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Савельевой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бабаеве Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 декабря 2021 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой в период с октября 2019 года по сентябрь 2021 года, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на имущество - объекты благоустройства: спортивная площадка по адресу г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/1, детская площадка, стоянка, тротуары и благоустройство по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/2, расположенные вблизи земельного участка с кадастровым номером 89:11:050101:1325, на котором расположен многоквартирный дом с присвоенным адресом: г. Новый Уренгой мкр. Дружба, д. 6/2.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой принять меры к включению в реестр муниципальной собственности объектов благоустройства - спортивную площадку по адресу г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/1, детскую площадку, стоянку, тротуары и благоустройство по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/2, расположенные вблизи земельного участка с кадастровым номером 89:11:050101:1325, на котором расположен многоквартирный дом с присвоенным адресом: г. Новый Уренгой мкр. Дружба, д. 6/2.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой поставить на учет в качестве бесхозяйных объекты благоустройства: спортивная площадка по адресу г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/1, детская площадку, стоянку, тротуары и благоустройство по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/2, расположенные в близи земельного участка с кадастровым номером 89:11:050101:1325, на котором расположен многоквартирный дом с присвоенным адресом: г. Новый Уренгой мкр. Дружба, д. 6/2.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения прокурора Давыдовой Л.А., полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новый Уренгой, действующий в интересах муниципального образования города Новый Уренгой, обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой (далее по тексту - Департамент), выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество - объекты благоустройства: открытые парковочные места, детскую площадку, асфальтовое покрытие, тротуары, наружное освещение, площадку для отдыха взрослых, расположенные вблизи многоквартирного дома по адресу: г. Новый Уренгой мкр. Дружба, д 6/2, на земельных участках с кадастровыми номерами 89:11:050101:ЗУ, 89:11:050101:ЗУ1, 89:11:050101:ЗУ2, 89:11:050101:ЗУ3, 89:11:050101:ЗУ4, 89:11:050101:ЗУ5, а также обязать Департамент включить указанные объекты благоустройства в реестр муниципальной собственности и поставить их на учет в качестве бесхозяйных.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения администрацией города Новый Уренгой требований о муниципальной собственности установлено, что элементы вышеуказанного благоустройства не включены в реестр муниципального имущества, обслуживание и содержание данных объектов не осуществляется. В связи с чем, непринятие мер ответчиком в соответствии со своей компетенции может повлечь неблагоприятные последствия.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил требования иска, просил признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на имущество - объекты благоустройства: спортивная площадка по адресу г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/1, детская площадка, стоянка, тротуары и благоустройство по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/2, расположенные вблизи земельного участка с кадастровым номером 89:11:050101:1325, на котором расположен многоквартирный дом с присвоенным адресом: г. Новый Уренгой мкр. Дружба, д. 6/2, а также обязать Департамент принять указанные объекты благоустройства в муниципальную собственность и поставить их на учет в качестве бесхозяйных.
Старший помощник прокурора города Новый Уренгой Михайлова О.В. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель Департамента Бурхан С.О., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал, указав, что Порядок приема бесхозяйного имущества в муниципальную собственность установлен Положением, утвержденным постановлением Администрации города Новый Уренгой от 09 апреля 2013 года № 102. Процедура выявления и внесения сведений об объекте имущества в реестр бесхозяйного недвижимого и движимого имущества является длительной, связанной с осуществлением проверок поступившей информации, согласованием с Департаментом городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой целесообразности приема объектов имущества в муниципальную собственность, проведением необходимых мероприятий по публикации в Новоуренгойской городской общественно-политической газете «Правда Севера» объявлений о предполагаемой постановке объектов недвижимого имущества на учет в Росреестре. В целях выявления собственников объектов недвижимого имущества направляются многочисленные запросы. После получения согласования Главы Администрации города должны быть проведены необходимые мероприятия по изготовлению технической документации на объекты, сформирован пакет документов, и который подается в Росреестр вместе с заявлением о постановке их на учет как бесхозяйного имущества. Обращение в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным возможно лишь по истечении года со дня постановки объекта в качестве бесхозяйного. После получения прокурорского представления об устранении нарушений федерального законодательства Департаментом были подготовлены и направлены на согласование в соответствующие подразделения Администрации города Новый Уренгой проекты распоряжений о передаче объектов благоустройства и объектов движимого имущества на содержание и обслуживание. 21 сентября 2021 года Администрацией города Новый Уренгой издано распоряжение о передаче объекта движимого имущества «Детская площадка» (мкр. Дружба, д. 6/2) на содержание и обслуживание МКУ «Управление муниципального хозяйства» до признания права собственности муниципального образования г. Новый Уренгой. Указанным Распоряжением на Департамент возложена обязанность провести мероприятия по признанию объектов движимого имущества, указанных в приложении, бесхозяйным имуществом для установления в судебном порядке права собственности муниципального образования город Новый Уренгой. Распоряжением от 29 октября 2021 года № 1649-р МКУ «Управление муниципального хозяйства» переданы на содержание и обслуживание объекты благоустройства - парковки, проезды, стоянка, тротуары, благоустройство, расположенные по адресу: мкр. Дружба, д. 6/2.
Третье лицо Администрация города Новый Уренгой, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции представителя не направила.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С указанным решением не согласен представитель ответчика Минина Е.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании.
В апелляционной жалобе она ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового, об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая его незаконным и не обоснованным. В обоснование апелляционной жалобы указала, что в период с октября 2019 года по сентябрь 2021 года Департамент предпринял предусмотренные Положением о приеме бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, утвержденным постановлением Администрации города Новый Уренгой от 09 апреля 2013 года № 102, меры необходимые к учету и постановке на учет спорного имущества до вынесения представления прокурора, а также что ответчик на момент рассмотрения дела судом первой инстанции предпринял меры к включению в реестр муниципальной собственности объектов благоустройства. Также обратила внимание на то, что спортивная площадка по мкр. Дружба, д. 6/1 и детская площадка мкр. Дружба, д. 6/2 относятся к объектам движимого имущества, которые не подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в Росреестре.
Представители ответчика, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Новый Уренгой проведена проверка соблюдения администрацией города требований законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что застройщиком - ООО «СЗ «УДСД» осуществлено строительство объекта капитального строительства «Жилой комплекс в микрорайоне «Дружба» в городе Новый Уренгой на земельном участке с кадастровым номером 89:1:050101:1325.
18 декабря 2016 года администрацией города Новый Уренгой выдано разрешение № 89304000-33-2018 на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта с присвоением адреса: г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/2.
В процессе строительства застройщиком ООО «СЗ «УДСД» принято решение о согласовании с администрацией г. Новый Уренгой размещения на муниципальных землях объектов благоустройства, в том числе открытых парковочных мест и детской площадки возле прилегающей территории многоквартирного дома. Вышеуказанные объекты отражены в проектной документации ООО «СЗ «УДСД».
Заключениями администрации города Новый Уренгой от 12 декабря 2016 года № 123 и № 124 администрация города согласовала на прилегающей территории вышеуказанного многоквартирного дома элементов благоустройства мкр. Дружба сроком на 49 лет.
Работы по благоустройству были выполнены в полном объеме, в результате чего возведены открытые парковочные места, детская площадка, асфальтовое покрытие, тротуары, наружное освещение, площадка для отдыха взрослых.
03 сентября 2019 года администрация г. Новый Уренгой уведомлена о завершении работ по благоустройству на земельных участках, поименованных в приведенных выше заключениях.
09 октября 2019 года застройщик уведомил администрацию города Новый Уренгой о досрочном прекращении использования земельных участков, указанных в заключениях от 12 декабря 2016 года № 123, 124.
Судом первой инстанции также установлено, что элементы благоустройства мкр. Дружба (открытые парковочные места, детская площадка, асфальтовое покрытие, тротуары, площадка для места отдыха взрослых), расположенные вблизи многоквартирного дома по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Дружба, д. 6/2,не относятся к собственности общего имущества приведенного многоквартирного дома, управляющая организация обслуживание и содержание данных объектов не осуществляет, в реестр муниципального имущества не включены, информация о балансодержателе и обслуживающей организации данных объектов в администрации г. Новый Уренгой отсутствует.
Приведенные обстоятельства послужили основанием предъявления настоящего иска в суд.
Разрешая спор по существу заявленных в иске требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, в виду бездействия администрации по принятию объектов в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 5, 17, 19, 20 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 60 Устава муниципального образования город Новый Уренгой, администрация в порядке, установленном Городской Думой, осуществляет выявление бесхозных объектов, представляет сведения о них в органы регистрации недвижимости, обращается в суд по вопросам передачи бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Постановлением администрации города Новый Уренгой от 09 апреля 2013 года № 102 утверждено «Положение о приеме бесхозяйного имущества в муниципальную собственность» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения департамент имущественных отношений администрации города Новый Уренгойосуществляет работу по признанию объекта недвижимого имущества бесхозяйным.
Из материалов дела не следует, что указанные прокурором объекты имеют собственников, что свидетельствует, как обоснованно указано судом первой инстанции, об их бесхозяйности, затрудняет нормальное и безопасное их содержание, создает угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, включая несовершеннолетних детей.
Вместе с тем, с момента отказа застройщика от использования земельных участков на которых расположенные приведенные выше объекты (октябрь 2019 года), ответчик каких либо мер к принятию данных объектов в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества не принимал, при этом достоверно знал о наличии таковых объектов на территории мкр. Дружба г. Новый Уренгой.
Однако меры к принятию указанных объектов имущества в муниципальную собственность, стали приниматься ответчиком только после внесения прокурором соответствующего представления, а именно в сентябре 2021 года, путем издания распоряжения от 21 сентября 2021 года о передаче объекта движимого имущества «Детская площадка» (мкр. Дружба, д. 6, корп. 2) на содержание и обслуживание МКУ «Управление муниципального хозяйства» до признания права муниципальной собственности города Новый Уренгой.
При указанных обстоятельствах и вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела с достоверностью подтверждается бездействие ответчика по принятию объектов бесхозяйного имущества в муниципальную собственность города Новый Уренгой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что меры по принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность были приняты ранее даты внесения прокурором представления в адрес администрации города, судебной коллегией отклоняются, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции о периоде бездействия.
Так, материалами дела действительно подтверждается начало проведения ответчиком мероприятий по признанию объектов бесхозяйным имуществом в июне 2020 года (публикация объявления в газете, направление соответствующих запросов в компетентные органы).
Однако указанное не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей, поскольку как было указано выше, именно с октября 2019 года ответчику было известно об отсутствии у спорных объектов имущества владельца (собственника,), при этом меры по признанию его начали проводиться лишь по истечении более чем 7 месяцев, в результате чего лишь в сентябре 2021 года издано распоряжение о передаче одного из объектов на содержание и обслуживание муниципальному коммерческому учреждению.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции относительно срока бездействия судебная коллегия находит обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спортивная площадка по мкр. Дружба, д. 6/1 и детская площадка мкр. Дружба, д. 6/2 относятся к объектам движимого имущества, также не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку по смыслу пункта 3.2 приведенного выше Положения, бесхозяйный объект в любом случае должен быть учтен в реестре бесхозяйного имущества.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи