ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-298/2021 от 06.04.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Желтковская Я.В. Дело № 33-937/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей: Нечепуренко Д.В., Вотиной В.И.

при секретаре Кутлубаевой К.В.,

помощник судьи Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-298/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Фонду «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» о признании действий (бездействия) незаконным

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 20.01.2021,

заслушав доклад судьи Нечепуренко Д.В.,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Фонду «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», в котором просиn признать незаконными действия ответчика, выразившееся в неразмещении в информационной части платежных документов предложения о капитальном ремонте.

В обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: /__/. В указанном жилом доме произведен капитальный ремонт инженерных систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, однако до его начала, в нарушение ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком не были размещены сведения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта. Бездействием ответчика нарушено ее право на созыв внеочередного собрания собственников дома для принятия решения о проведении капитального ремонта и выборе лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе, подписывать соответствующие акты; выдвижения своей кандидатуры в качестве лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту.

Представитель ответчика Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1

Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований.

Указывает, что оснований для перехода к рассмотрению требований, заявленных в административном исковом заявлении, в порядке гражданского производства не имелось, поскольку деятельность Фонда обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав истца.

Считает, что предложение о проведении капитального ремонта собственникам не направлялось, собственники, не имеющие доступа в сеть Интернет, были лишены возможности ознакомиться с предложением, а как следствие не могли реализовать свое законное право на принятия решения по данному предложению, по избранию лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ. Полагает, что судом не дана оценка бездействию ответчика.

Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Из п. 1.1, 2.1 Устава Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», утвержденного 21.06.2016, следует, что Фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Томской области» является юридическим лицом, созданным в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 30.07.2013 № 310а «О создании некоммерческой организации - фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», его деятельность направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, а также реализации иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Томской области (л.д. 50-59).

На основании ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.4, 9 Закона Томской области от 07.06.2013 № 116-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» постановлением администрации Томской области от 30.12.2013 № 597а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, на 2014 - 2043 годы (далее – Региональная программа).

Судом установлено и следует из дела, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: /__/ (л.д. 12, 30-31).

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «Жилсервис на Дзержинского».

Сторонами не оспаривается, что собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

В соответствии с Региональной программой капитальный ремонт инженерных коммуникаций в многоквартирном доме по адресу: /__/ запланирован на 2020-2022 годы (№ п. 814).

Частью 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется.

Аналогичная норма содержится в п. 7 ст. 9 Закона Томской области от 07.06.2013 № 116-03 «Об организации приведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области».

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области от 02.04.2019 № 20 утвержден краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы капитального ремонта общего имуществе в многоквартирные домах, расположенных на территории Томской области.

В соответствии с краткосрочным планом по капитальному ремонту систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома по /__/ запланирован на 2020 год.

Обращаясь в суд истец полагала, что неразмещение в информационной части платежных документов за жилое помещение предложения о капитальном ремонте является бездействием, нарушающим ее права.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что необходимая информация о проведении капитального ремонта в адрес истца ответчиком направлялась, в настоящее время капитальный ремонт систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома по /__/ проведен, нарушений прав истца не установлено.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает верными ввиду следующего.

Согласно ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч. 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с ч. 5 настоящей статьи (ч. 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 190 настоящего Кодекса; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

В случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 3 ст. 189).

Во исполнение вышеуказанной обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, предложения собственникам помещений о проведении капитального ремонта в указанном многоквартирном доме размещены на официальном сайте Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» - kapremont.tomsk.ru в разделе «Собственнику жилья», «Предложения собственникам» (л.д. 8, 48).

В соответствии с предложением фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» от 30.04.2019 № 05-3646 сроки работ определены следующим образом: срок начала работ - не позднее первого квартала 2020 года, срок окончания - 4 квартал 2020 года; в перечень работ включены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 2 294 277, 84 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 49 097,55 руб., объемом 261 м; работы по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения на сумму 9 658 788, 41 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения на сумму на сумму 206 698,07 руб., объемом 1 895,2 м; работы по ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 1 293 826,75 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 27 687, 89 руб., объемом 387,2 м; по ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 2 428 962, 16 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 53 777, 76 руб., объемом 387,2 м. Источником финансирования указаны средства фонда капительного ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, сформированного на счете регионального оператора, в случае недостаточности указанных средств - средства собственников помещений в других многоквартирных домах на территории муниципального образования г.Томск, формирующих фонд капительного ремонта на счете регионального оператора, средства других, не запрещенных законом, источников (л.д. 48).

Посредством направления счет-квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт за апрель 2019 года собственники помещений многоквартирного дома по /__/ были уведомлены о том, что ответчиком подготовлено предложение о проведении в доме капитального ремонта. В квитанции указано, что с текстом предложения можно ознакомиться на официальном сайте Фонда kapremont.tomsk.ru в разделе «Собственнику жилья», «Предложения собственникам» (л.д. 10).

В подтверждение исполнения обязанности по направлению квитанций также представлены договор оказания услуг, заключенный между Фондом «Региональный фонд капитального ремонта Томской области» и ООО «Национальный почтовая служба-Томск» от 19.02.2019 № Ф.2019.11508 (л.д.65-77), акт от 30.04.2019 № 53 (лд.. 78-85).

Согласно письменному сообщению Фонда «Региональный фонд капитального ремонта Томской области» от 09.07.2020 № 05-3990, направленному в адрес ФИО1, ей разъяснены вышеуказанные положения о направлении уведомлений и принятии решения органами местного самоуправления о проведении капитального ремонта в доме по адресу: /__/, поскольку в течение трех месяцев собственниками многоквартирного дома не было принято соответствующее решение о проведении капитального ремонта (л.д. 8).

Таким образом доводы истца о том, что он не был уведомлен о предстоящем капитальном ремонте, подлежат отклонению.

Довод апеллянта о том, что собственники квартир, не имеющие доступа в сеть Интернет, были лишены возможности ознакомиться с предложением Фонда, основан на предположении, носит вероятный характер. При этом лица, считающие их права нарушенными, были праве обратиться к ответчику за соответствующими разъяснениями.

Вместе с тем, судом верно указано, что на момент обращения в суд (07.10.2020) капитальный ремонт систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома по /__/ завершен, в подтверждение чего представлен договор подряда заключенный между Фондом «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов Томской области» и ООО «Вектор» от 25.10.2019 со сроком выполнения капитального ремонта до 21.04.2020 (л.д. 88-102), дополненительное соглашение к договору от 21.04.2020 (л.д. 103), справка о стоимости выполненных работ и затрат от 21.04.2020 ( л.д. 104), акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту объекта и приемке оказанных услуг по осуществлению строительного контроля от 21.04.2020 № 1 (л.д. 164-192), общий журнал учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства от 17.03.2020 (л.д. 106-121).

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Фонд «Региональный фонд капитального ремонта Томской области» действовал в соответствии с законом и в рамках предоставленных ему полномочий, доказательств нарушения прав и законных интересов истцом не представлено, правовых оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.

Довод апелляционной жалобы о том, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, подлежит отклонению, поскольку вступившим в законную силу апелляционным определением апелляционной инстанции Томского областного суда от 01.12.2020, установлено, что спор между истцом и ответчиком возник из жилищных правоотношений, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает обжалуемое решение законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 20.01.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: