ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-298/2023 от 23.01.2024 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0051-01-2022-002892-67

Дело № 33-396/2024

(№ 2-298/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

23.01.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зоновой А.Е., судей Мурашовой Ж.А., Ершовой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рамзаевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеевой (Черненко) Светланы Олеговны к Думе Сосьвинского городского округа о признании незаконным увольнения и восстановлении на работе, взыскании выплат при увольнении, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца на решение Серовского районного суда Свердловской области от 12.01.2023.

Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения истца Агеевой (Черненко) С.О., представителя ответчика Щербаковой И.И., судебная коллегия

установила:

Черненко С.О. обратилась с иском к Думе Сосьвинского городского округа, в обоснование которого указала, что с 20.03.2018 занимала различные должности у ответчика, последняя должность истца – начальник организационно-правового отдела аппарата Думы Сосьвинского городского округа, которую истец занимала по 10.10.2022. Ответчиком проведены мероприятия по сокращению штата отдела, которые истец считает незаконным. 30.09.2022 истец получила уведомление о сокращении ее должности, приказом от 10.10.2022 № 32 она уволена по ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Обращаясь в суд, истец указывала, что ее увольнение является незаконным, т.к. сокращение замещаемой ею должности, по ее мнению, носит мнимый характер, изменения в штатное расписание (в части исключения замещаемой ею должности) внесены фактически в день ее увольнения не были.; при увольнении истца ответчик неверно исчислил компенсацию за неиспользованный отпуск.

С учетом уточнений исковых требований истец просила:

- признать незаконным увольнение в связи с сокращением штата и приказа (распоряжения) от 10.10.2022 № 32 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) и восстановить в должности начальника организационно-правового отдела аппарата Думы Сосьвинского городского округа;

- взыскать с ответчика за время вынужденного прогула за период с 11.12.2022 по 12.01.2023 средний заработок за 33 дня в сумме 108559 руб. 39 коп. (с учетом НДФЛ), недовыплаченное выходное пособие и средний месячный заработок за период с момента увольнения до истечения двухмесячного срока в общей сумме 103124 руб.71 коп. (с учетом НДФЛ), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 39775 руб. 87 коп. (с учетом НДФЛ), компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.

Решением Серовского районного суда Свердловской области от 12.01.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы недоплаченное выходное пособие в размере 2 873 руб. 94 коп., сохраняемый средний заработок за ноябрь 2022 года в размере 2 872 руб. 93 коп., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 279 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С таким решением суда не согласилась истец, в апелляционной жалобе указала, что сокращение носило мнимый характер. Полагает, что ответчиком неверно исчислен срок в уведомлении о сокращении и не выяснялось преимущественное право на оставление на работе. Отмечает, что судом неверно произведены расчеты причитающихся истцу сумм, связанных с увольнением, неверно был рассчитан средний дневной заработок, поскольку не были учтены разовые премии, материальная помощь, что привело к неправильному определению размера выходного пособия, сохраняемого заработка, компенсации за неиспользованный отпуск. Не согласна со снижением размера судебных расходов и компенсации морального вреда.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу Серовская городская прокуратура полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.05.2023 решение Серовского районного суда Свердловской области от 12.01.2023 изменено в части размера расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию с Думы Сосьвинского городского округа в пользу Черненко С.О. Указано на взыскание с Думы Сосьвинского городского округа в пользу Черненко С.О. расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.05.2023 в той части, которой оставлено без изменения решение Серовского районного суда Свердловской области от 12.01.2023 о взыскании с Думы Сосьвинского городского округа в пользу Черненко С.О. недовыплаченного выходного пособия в размере 2 873 руб. 94 коп., сохраняемого среднего заработка за ноябрь 2022 года в размере 2 872 руб. 93 коп и отказано в удовлетворении остальной части данных требований, а также в той части, которой отказано в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Свердловский областной суд.

Согласно свидетельству о заключении брака 111-ИВ № 572167 от 30.08.2023 истцу после заключения брака присвоена фамилия «Агеева».

В заседании суда апелляционной инстанции истец Агеева (Черненко) С.О. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Щербакова И.И. в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы представленных письменных возражений, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела (в том числе, дополнительные доказательства, принятые судебной коллегией на стадии апелляционного рассмотрения дела в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, проверки доводов апелляционной жалобы), проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что 20.03.2018 истец принята на работу к ответчику должность начальника организационно-правового отдела аппарата Думы Сосьвинского городского округа (т. 1 л.д. 11-12), в последующем сторонами заключались дополнительные соглашения (т. 1 л.д. 14, 17, 18).

Согласно п. 9.1 срочного трудового договора от 20.03.2018 муниципальному служащему выплачивается денежное содержание, которое состоит из ежемесячного оклада, ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы, набавки за выслугу лет, иных надбавок, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно п.10 срочного трудового договора от 20.03.2018 работодатель вправе установить муниципальному служащему ежемесячную премию по результатам работы в размере до 50% должностного оклада в соответствии с Положением о премировании работников Думы Сосьвинского городского округа.

Согласно п. 11 данного договора муниципальному служащему ежегодно выплачивается материальная помощь к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере двух должностных окладов.

Продолжительность отпуска 30 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный федеральным и областным законодательством (п. 14).

Соответствующими дополнительными Соглашениями с Агеевой (Черненко) С.О. изменялись размеры надбавок и доплат.

10.10.2022 приказом (распоряжением) № о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) истец была уволена на основании части 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата) с должности начальника организационно-правового отдела аппарата Думы Сосьвинского городского округа. В этот же день ей была выдана трудовая книжка и произведены выплаты, в связи с увольнением.

Разрешая требования истца в части взыскания недоплаченного выходного пособия, сохраняемого среднего заработка, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 112, 139, 140, 178 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 года № 169, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», установил задолженность по выходному пособию в размере 2873 руб. 94 коп., сохраняемому среднему заработку за ноябрь 2022 года в размере 2 872 руб. 93 коп. Оснований для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск суд не усмотрел, так как на стадии рассмотрения дела выплаты ответчиком были произведены в полном объеме.

При этом суд исходил из того, что условия оплаты труда истца определены в заключенном с ней трудовом договоре, а также в Положении об оплате труда муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Сосьвинского городского округа, утвержденном решением Думы Сосьвинского городского округа от 22 марта 2018 года № 70.

Проанализировав условия заключенного с истцом трудового договора, условия оплаты труда муниципального служащего (работника) в Сосьвинском городском округе, установленные вышеуказанным Положением, суд первой инстанции пришел к выводу, что материальная помощь, разовые премии не входят в систему оплаты труда, соответственно не могут быть учтены при расчете среднего заработка. Материальная помощь, имеющая социальный характер, также не учитывается при расчете среднего заработка.

По мнению суда первой инстанции, выплаты имеющие постоянный безусловный характер (в том числе ежемесячные премии по итогам работы за ее эффективность и безупречную службу) и выплаты, зависящие от волеизъявления обеих сторон (премии к юбилеям, праздникам, все виды материальной помощи), входят в годовой фонд оплаты труда, но это не свидетельствует о безусловном их учете для расчета среднего заработка.

При исчислении причитающихся истцу сумм, суд первой инстанции исходил из того, что материальная помощь и премии, которые предусмотрены для муниципальных служащих Сосьвинского городского округа, не относятся к части денежного содержания, в связи с чем, не подлежат учету при расчете среднего заработка.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Согласно абз.1 ст.140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Порядок исчисления среднего заработка для всех случаях определения его размера, предусмотренных кодексом Российской Федерации (в том числе для выплаты выходного пособия), установлен ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Положения расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В соответствии с ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (в том числе, заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Согласно п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Как указано в п. 9 Положения средний заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска) определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.

В силу положений ст. 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» регулируются особенности поступления и прохождения муниципальной службы.

На основании ч. 1 ст. 14 Закона № 136-ОЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи.

В денежное содержание муниципального служащего включаются следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии по результатам работы; материальная помощь (ч. 2 ст. 14 Закона № 136-ОЗ).

Согласно ч.3 ст.14 Закона № 136-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Решением Думы Сосьвинского городского округа от 22 марта 2018 года № 70 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Сосьвинского городского округа.

Как указано в ч.3 ст.1 Положения при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих, работников, Сосьвинского городского округа учитывается районный коэффициент, установленный законодательством Российской Федерации. При расчете фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов муниципальных служащих, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 12 должностных окладов; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих в размере 1 должностного оклада, в случае недостаточности средств сформированного фонда оплаты труда для выплаты надбавки фонд оплаты труда увеличивается на недостающую сумму; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 3 должностных окладов, в случае недостаточности средств сформированного фонда оплаты труда для выплаты надбавки фонд оплаты труда увеличивается на недостающую сумму; премия по результатам работы в размере 9 должностных окладов; материальная помощь в размере 4 должностных окладов; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации, исходя из фактически установленного размера, но не выше 1,5 должностных окладов.

Под должностным окладом, применяемым для целей настоящего пункта, понимается сумма должностных окладов по всем должностям, которые определены штатным расписанием органа местного самоуправления Сосьвинского городского округа или отраслевого (функционального) органа администрации Сосьвинского городского округа, для которого формируется фонд оплаты труда.

Формирование годового фонда оплаты труда муниципальных служащих, производится исходя из размеров должностных окладов, дополнительных и иных выплат, предусмотренных настоящим Положением (ч.4 ст.1 Положения); премирование муниципальных служащих (работников) Сосьвинского городского округа, производится по результатам работы за месяц, за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с праздничными и юбилейными датами (ст. 5).

В соответствии с п. 13 ст. 5 Положения муниципальным служащим (работникам) Сосьвинского городского округа за безупречную и эффективную муниципальную ` службу, достижения в профессиональной и трудовой деятельности в пределах установленного фонда оплаты труда по распоряжению главы Сосьвинского городского округа, распоряжению председателя Думы Сосьвинского городского округа, распоряжению председателя контрольного органа Сосьвинского городского округа, или распоряжению (приказу) председателя (начальника) отраслевого (функционального) органа администрации Сосьвинского городского округа может выплачиваться единовременная поощрительная премия в соответствии с представлением о поощрении в пределах фонда оплаты труда в следующих случаях:

1) исключен с 1 января 2020 года. - Решение Думы Сосьвинского городского округа от 21 ноября 2019 года № 264;

2) в связи с юбилейными датами (50, 55, 60 лет со дня рождения) - в размере не более одного должностного оклада;

3) в связи с праздничными датами и профессиональными праздниками - в размере не более‚ одного должностного оклада;

4) исключен с 1 января 2020 года. - Решение Думы Сосьвинского городского округа от 21 ноября 2019 года № 264.

Представления на премирование оформляются в письменной форме с указанием заслуг претендента и размера единовременной поощрительной премии.

Единовременная поощрительная премия не выплачивается муниципальным служащим (работникам), имеющим дисциплинарное взыскание, которое на момент возникновения оснований для выплаты, в установленном порядке, не снято и не погашено.

Правовой анализ условий трудового договора, локальных актов ответчика, регулирующих оплату труда муниципальных служащих (работников), позволяет сделать вывод о том, что в расчет среднего заработка должны быть включены премии и вознаграждения (в том числе, выплаты в связи с празднованием профессиональных праздников, юбилейных и памятных дат и по итогам работы), которые отражены в Положении об оплате труда (премировании) работников независимо от периодичности выплат.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в оспариваемой части нельзя признать законным и обоснованным, произведенный ответчиком расчет выходного пособия, сохраняемого заработка, не отвечает требованиям материального права в части расчета среднего заработка, поскольку не учитывает размер выплаченных разовых премий.

Как следует из материалов дела, за декабрь 2021 года истцу произведена выплата по распоряжению заместителя председателя Думы Сосьвинского городского округа от 26 ноября 2021 года № 56, единовременная поощрительная премия в связи с профессиональным праздником День юриста в размере 16 538 руб. 15 коп. (с учетом индексации 17 200 руб.55 коп.).

За март 2022 года произведена выплата истцу по распоряжению заместителя председателя Думы Сосьвинского городского округа от 01 марта 2022 года № 14, единовременная поощрительная выплата в связи с Международным женским днем 8 Марта в размере 16 538 руб. 15 коп. (с учетом индексации 17 200 руб.55 коп.).

За апрель 2002 года произведена выплата истцу по распоряжению заместителя председателя Думы Сосьвинского городского округа от 12 апреля 2022 года № 21, единовременная поощрительная премия в связи с праздником Днем местного самоуправления в размере 16 538 руб. 15 коп. (с учетом индексации 17 200 руб.55 коп.).

Таким образом, вышеуказанные премии подлежат включению в расчет среднего дневного заработка истца в общей сумме 51601 руб. 65 коп.

Инициируя обращение в суд, истец ссылался также на то, что в расчет среднего заработка, в том числе, не была включена материальная помощь, выплаченная в декабре 2022 года в сумме 132 488 руб. (с учетом индексации 137 794 руб.57 коп.), материальная помощь, выплаченная к отпуску (приказ № 18 от 14.06.2022), в сумме 33 076 руб. 30 коп. (с учетом индексации 34 401 руб. 10 коп.).

Согласно вышеуказанным нормам муниципальным служащим в пределах фонда оплаты труда может выплачиваться дополнительная материальная помощь, размер которой определяется представителем нанимателя (работодателем). Дополнительная материальная помощь, предусмотренная в настоящем пункте, выплачивается на основании локального правового акта представителя нанимателя (работодателя) в декабре текущего года одновременно с выплатой заработной платы.

В соответствии с приказом от 14 июня 2022 года № 18 принято решение о выплате истцу материальной помощи к отпуску согласно п. 2 ст. 6 Положения об оплате труда муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Сосьвинского городского округа от 22 марта 2018 года № 70, в размере двух окладов. Размер материальной помощи к отпуску составил в сумме 33 076 руб. 30 коп. (с учетом индексации 34 401 руб. 10 коп.).

Как следует из ст.. 5 Положения материальная помощь включается в денежное содержание муниципального служащего.

По смыслу требований ст. 3 вышеуказанного Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не включается в расчет среднего заработка материальная помощь социального характера (выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события).

В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчик не доказал, что произведенная истцу выплата материальной помощи не была связана с выполнением им своих должностных обязанностей.

Согласно ч.2 ст.6 Положения об оплате труда материальная помощь выплачивается муниципальным служащим (работникам) Сосьвинского городского округа в течение года в пределах установленного фонда оплаты труда в размере 2 должностных окладов к ежегодному оплачиваемому отпуску. Материальная помощь выплачивается на основании заявления муниципального служащего, подаваемого на имя представителя нанимателя (работодателя), согласованного с непосредственным руководителем структурного подразделения (при наличии).

В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части материальная помощь выплачивается при предоставлении любой из частей указанного отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней. Решение о выплате материальной помощи оформляется локальным правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

Из приведенных положений следует, что единовременная выплата при предоставлении очередного отпуска является мерой материального поощрения, зависит от размера заработной платы, является частью системы оплаты труда и включена в фонд оплаты труда.

При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что данная выплата не подлежит учету при расчете среднего заработка, основан на неправильном применении норм материального права.

Таким образом, выплаченная материальная помощь также подлежит включению в расчет среднего дневного заработка истца в общей сумме 172 195 руб. 67 коп.

В силу ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Принимая во внимание, что при расчете компенсации за неиспользованный отпуск спорные выплаты учтены не были, нельзя не согласиться с доводами истца о наличии задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск.

При определении расчета задолженности по спорным выплатам, судебная коллегия соглашается с порядком и механизмом расчета, представленным стороной ответчика расчетах по запросу судебной коллегии, учитывающих суммы выплаченных в юридически значимый период материальной помощи в размере сумме 172 195 руб. 67 коп. и разовых премий в сумме 51601 руб. 65 коп.

Таким образом, заработок истца за юридически значимый период составит 720814 руб. 89 коп. (407 409 руб.10 коп. (заработок за учетный период) + 89608 руб. 47 коп. (учтенные ежемесячные премии) + 172 195 руб. 67 коп. (материальная помощь ) + 51601 руб. 65 коп. (разовые премии).

Следовательно, средний дневной заработок истца составит 4 166 руб.56 коп. (720814,89 руб. : 173 раб.дн.).

Судебная коллегия соглашается с доводами ответчика относительно учета отработанных истцом дней в количестве 173 дня.

В силу ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации к нерабочим праздничным дням относятся только праздничные дни, которые определены законодателем.

В указанный период входит праздничный день 04.11.2022 - День народного единства. В то же время согласно представленному ответчиком распоряжению № 7 от 20.01.2022 истец была привлечена к работе в выходной день 22.01.2022, с оплатой в размере двойной дневной части должностного оклада. С учетом этого обстоятельства количество отработанных истцом в учетном периоде рабочих дней составляет 173 дня.

При указанных обстоятельствах, размер подлежащего выплате истцу выходного пособия составит 91 664 руб.32 коп. (4166,56 х 22 (количество дней (рабочих)).

Учитывая, что истцу выплачено выходное пособие в сумме 63 203 руб. 45 коп., задолженность по выплате выходного пособия составляет 28 460 руб. 87 коп. (91664,32 – 63203,45) и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению.

Определяя задолженность по размеру сохраненного заработка, судебная коллегия принимает во внимание, что за период с 11 октября 2022 года по 31 октября 2022 года (15 дней) сохраненный заработок составит: 62498 руб.40 коп. (4166,56 х 15 (количество дней (рабочих); за период с 01 ноября 2022 года по 30 ноября 2022 года (22 дня) составит: 91 664 руб.32 коп. (4166,56 х 22 (количество дней (рабочих).

Общий размер сохраненного заработка должен составлять 154 162 руб. 72 коп., истцу выплачено 43093 руб.95 коп. и 60 331 руб.53 коп. Задолженность составляет 50 737 руб. 24 коп. (154162,72 руб. – 43093,95 – 60331,53) и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению.

Определяя задолженность по оплате компенсации за неиспользованный отпуск, судебная коллегия учитывает, что средний дневной заработок истца в целях определения спорной выплаты составит 2 669 руб. 49 коп. (720814,89 руб. (общий заработок) : 270,02 (всего дней календарных)). Общий размер компенсации за неиспользованный отпуск составит 104 110 руб. 11 коп. (39 дней отпуска х 2669,49 руб.).

Принимая во внимание, что в счет компенсации за неиспользованный отпуск ответчик при увольнении выплатил 35230 руб.74 коп. (начислено 40495,75 руб.), затем произвел оплату за дополнительные дни отпуска в сумме 27 223 руб.39 коп. (начислено 31 291,39 руб.), что сторонами не оспаривалось, задолженность по указанной спорной выплате составит 32322 руб. 97 коп. (104110,11 – 40495,75 – 31 291,39).

Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Агеевой (Черненко) С.О. о взыскании задолженности по оплате компенсации за неиспользованный отпуск подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска в размере 32322 руб. 97 коп. с удержанием при выплате НДФЛ.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Серовского районного суда Свердловской области от 12.01.2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований Агеевой (Черненко) Светланы Олеговны о взыскании с Думы Сосьвинского городского округа компенсации за неиспользованный отпуск, отменить.

Принять в отмененной части новое решение, которым названные исковые требования Агеевой (Черненко) Светланы Олеговны удовлетворить частично.

Взыскать с Думы Сосьвинского городского округа (ИНН 6632021976) в пользу Агеевой (Черненко) Светланы Олеговны компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 32322 руб.97 коп. с удержанием при выплате НДФЛ.

Это же решение в части размера взысканных с Думы Сосьвинского городского округа в пользу Агеевой (Черненко) Светланы Олеговны недовыплаченных сумм выходного пособия, сохраняемого среднего заработка, изменить.

Взыскать с Думы Сосьвинского городского округа (ИНН 6632021976) в пользу Агеевой (Черненко) Светланы Олеговны задолженность по выплате выходного пособия в сумме 28 460 руб.87 коп., сохраняемого среднего заработка в сумме 50 737 руб.24 коп.

Председательствующий А.Е. Зонова

Судьи Ж.А. Мурашова

Т.Е. Ершова