ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-29/20 от 02.07.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-29/2020 судья Виноградова И.В

(33-1974/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Серёжкина А.А.

судей Кулакова А.В., Солдатовой Ю.Ю.,

при секретаре судебного заседания Воробьёвой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.

гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации города Твери, общества с ограниченной ответственностью «Форвард» на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 17 января 2020 года, которым постановлено:

«исковые требования Администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Форвард» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности предоставить документы удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не предоставления актов повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: <адрес>, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Обязать ООО «Форвард» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Форвард» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: <адрес>) - акт повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: <адрес>, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Форвард» о признании незаконным бездействия ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не предоставления графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД - отказать.

Взыскать с ООО «Форвард» в доход муниципального образования город Тверь государственную пошлину в размере 6 000 руб.».

Судебная коллегия

установила:

Администрация г. Твери обратилась с иском к ООО «Форвард», в котором просила признать незаконным бездействие ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 для получения паспорта готовности к отопительному периоду; обязать ООО «Форвард» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Форвард» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: <адрес>): документы, подтверждающие отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, предусмотренные подпунктом 14 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду; акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых пунктов (тепловых узлов) по адресам: <адрес>; <адрес>; предусмотренные подпунктом 12 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду; акт повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: <адрес>, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

В обоснование исковых требований указано, что соответствии с п. 6 постановления Администрации города Твери от 29.04.2019 № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019-2020 годов» управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115. Согласно п.п. 1.1 п. 1 постановления Администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» ООО «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающих жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей необходимо приступить с 23.09.2019 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.

В силу пункта 6.3 постановления Администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06.09.2019 надлежало представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери по адресу: <адрес>: - оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. При этом установлено, что срок предоставления документов может быть продлен до 15.09.2019, с учетом этапов гидравлических испытаний, утвержденных сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год. Департамент ЖКХ и строительства в течение 5 рабочих дней со дня получения от потребителей (управляющих компаний) документов, предусмотренных пунктом 6.3 Постановления: осуществляет их проверку; при наличии замечаний, руководствуясь пунктом 17 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 обеспечивает подписание акта проверки готовности к отопительному периоду с приложением перечня замечаний с указанием сроков их устранения (пункт 9.1 Постановления).

Оценка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2019-2020 годов осуществляется комиссией при Администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии в составе, утвержденном Постановлением.

Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлены требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, подлежащие проверке уполномоченным органом.

Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствия задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 191-ФЗ «О теплоснабжении»).

Исходя из Правил оценки готовности к отопительному периоду, обязанность по подготовке к отопительному периоду возложена именно на потребителя. Техническая готовность теплооборудования и теплоустановок и тепловых сетей абонента к началу отопительного сезона состоит в выполнении потребителем всего комплекса технических мероприятий по проверке и обеспечению надежной безопасной эксплуатации теплосистем, а также соответствие их технического состояния установленным правилам и требованиям.

Ответчик, являясь потребителем по договору теплоснабжения, перед началом отопительного сезона должен был выполнить предусмотренные выше мероприятия, по итогам которых представить акт готовности к отопительному периоду, а в случае выявления в ходе проверки представленного акта замечаний устранить их в установленные сроки.

16.09.2019 ООО «Форвард» в адрес Департамента ЖКХ и строительства были представлены документы, предусмотренные пунктом 6.3 Постановления. По итогам проведения оценки готовности ООО «Форвард» к отопительному периоду 2019-2020 годов комиссией выдан акт проверки готовности ООО «Форвард» с указанием ряда замечаний и сроков для их устранения. Несмотря на требования действующего законодательства, ООО «Форвард» в соответствии с актом проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в установленный срок до 03.10.2019, не устранило выявленные замечания в части требований: 1) подпункта 14 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду - не предоставлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности общества за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, 2) подпункта 12 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду - не предоставлены акты проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, 3) подпункта 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду - не предоставлены акты повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета) в отношении домов по адресам: <адрес>;

Нарушение требований по подготовке жилого фонда к работе в осенне-зимний период может привести к опасности для жизни людей. В целях защиты прав неопределенного круга потребителей органы местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наделены правом обращения в суд.

В процессе рассмотрения гражданского дела 20.12.2019 Администрацией г. Твери уточнены исковые требования (в последней редакции), согласно которым Администрация г. Твери просит признать незаконным бездействие ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019; обязать ООО «Форвард» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Форвард» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства: график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 №78-ОД; акт повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: <адрес>, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

В обосновании уточненных исковых требований ссылается на ч. 6 ст. 20, ч. 2, 5 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 5 Программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.

Определением суда от 13.01.2020 производство по настоящему делу в части исковых требований об обязании ООО «Форвард» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Форвард» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства: 1) акт повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении дома по адресу: <адрес>, предусмотренный подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, прекращено.

В судебном заседании представитель истца и третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери Снурницын А.Е. поддержал уточненные исковые требования.

Представитель ответчика Таманов А.И. возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы письменных возражений.

Представитель третьего лица ООО «Тверская генерация» Логинов Д.В. в судебном заседании 13.01.2020 (до перерыва) исковые требования оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением суда от 24 марта 2020 года, ООО «Форвард» просит отменить решение Пролетарского районного суда г.Твери от 17 января 2020 года о признании бездействия по не устранению замечаний в части не предоставления актов повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: <адрес>, и возложении обязанности предоставить такие документы.

В обосновании жалобы указывает, что управляющая организация действительно обязана установить общедомовой прибор учета, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). Без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно. Прибор учета на доме по адресу: <адрес> установлен до начала управления данным многоквартирным домом ООО «Форвард» в 2009 году. В 2016, 2017гг. проведены ремонтные работы на данном приборе учета, производилась замена некоторых элементов, но в 2018г. уже начал давать неверные показания. Управляющая компания ООО «Форвард» нашла подрядчика на выполнение проверки работы прибора учета. После проверки организацией <данные изъяты> выдано заключение о том, что узел учета находится в нерабочем состоянии и требует замены. Собственники МКД выразили отказ от установки нового прибора учета за средства собственников в 2019 г. При этом, управляющая организация вправе расходовать средства собственников только в пределах минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Принятие решения о замене, реконструкции узла учета тепловой энергии относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

Прибор учета, установленный на доме, расположенном по адресу: <адрес> возможно и был установлен до начала управления данным многоквартирным домом ООО «Форвард», однако, период установки ответчику неизвестен. На момент заключения договора управления данным многоквартирным домом, наличие прибора учета не подтверждено, начисления ООО «Тверская генерация» производит по нормативу согласно законодательству РФ на протяжении действия договора управления с ООО «Форвард». Прибор учета как объект собственности ООО «Форвард» не передавался, ресурсоснабжающей организацией не обслуживается. Собственники данного дома также выражают отказ от установки нового прибора учета за счет собственных средств из строки «текущий ремонт» в 2019 году, мотивируя тем, что сети находятся в неудовлетворительном состоянии.

В апелляционной жалобе Администрация города Твери просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к ООО «Форвард» по неустранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не представления графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД и принять новое решение об удовлетворении указанных требований.

Решение в указанной части полагает подлежащим отмене, в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.

ООО «Форвард» в соответствии с актом проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в установленный срок (до 03.10.2019) не устранило выявленные замечания в части требований подпункта 14 пункта 16 Правил. ООО «Форвард» не предоставило документы, подтверждающие отсутствие задолженности общества за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией. В ходе судебного разбирательства было установлено наличие задолженности ООО «Форвард» перед теплоснабжающей организацией, однако, ООО «Форвард» доказательств факта оспаривания возникшей задолженности, сведений о наличии судебного разбирательства в отношении имеющейся у ООО «Форвард» задолженности перед теплоснабжающей организаций не представлено.

В соответствии с требованиями действующего законодательства на потребителя в лице ООО «Форвард» возложена обязанность по подготовке находящегося в управлении жилого фонда к отопительному периоду, предоставлению в уполномоченный орган документов, подтверждающих отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, а при наличии задолженности - графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком тепловой энергии.

Таким образом, требование представления документа об отсутствии задолженности за потребленную тепловую энергию вызвано не вмешательством в хозяйственную деятельность организации, а целью оценки готовности этой организации к отопительному периоду и возможности осуществлять теплоснабжение многоквартирных жилых домов, что прямо предусмотрено действующим законодательством.

Ответчиком ООО «Форвард» представлен отзыв на апелляционную жалобу Администрации города Твери, в котором полагает выводы суда основанными на объективном и непосредственном исследовании всех материалов дела, решение суда в части отказа в удовлетворении иска подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Твери – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Твери и третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери Кадичева Т.С. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объёме, возражала против доводов жалобы ответчика.

Представители ответчика ООО «Форвард» Цветков С.В., Малафеева Е.А. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, против апелляционной жалобы истца возражали.

Представители ООО «Тверская генерация», ГУ ГЖИ Тверской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ООО «Форвард» является организацией, основным видом деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В управлении ООО «Форвард» находятся многоквартирные жилые дома.

ООО «Форвард» является потребителем тепловой энергии, в связи с чем на данную организацию возложена обязанность по подготовке к отопительному периоду.

В силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила № 103), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Согласно пунктам 2, 5 Правил № 103 проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется комиссиями, которые образовываются органами местного самоуправления поселений, городских округов (уполномоченными органами).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

29 апреля 2019 года Администрацией города Твери принято постановление № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов», которым предписано управляющим организациям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06 сентября 2019 года предоставить в Департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил № 103. Предусмотрена возможность продления срока предоставления документов до 15 сентября 2019 года.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД утверждены Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и составы комиссий по проверке.

В приложении № 3 к данной программе определен перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, и подлежащих проверке соответствующей комиссией.

К числу таких документов относятся: акт о наличии приборов учета, согласованный с ресурсоснабжающей организацией и акт (акты) повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, выданный теплоснабжающей организацией; акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности должен быть представлен график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.

Предъявляя исковые требования, истец указал, что ООО «Форвард» не выполнило основные требования по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте, и не устранило замечания комиссии в виде необходимости представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности общества за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией и акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, горячего водоснабжения, выданный теплоснабжающей организацией в отношении домов по адресу: <адрес>

Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным бездействия ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не предоставления актов повторного допуска в эксплуатацию узлов учета (приборов учета), в отношении домов по адресам: <адрес>, предусмотренных подпунктом 8 пункта 16 Правил оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия приборов учета в указанных домах подтвержден представленными доказательствами, сведения о том, что у ООО «Форвард» отсутствует возможность проведения ремонта неисправных приборов, а также о том, что управляющей компанией были предприняты все меры для их ремонта, в материалах дела отсутствуют.

Доводы ООО «Форвард» о том, что жители указанных домов против ремонта неисправных приборов учета, суд оценил критически, поскольку содержание общего имущества относится к обязанностям управляющей компании, последней должны быть предприняты все меры для надлежащего исполнения указанной обязанности. Отсутствие исправного прибора учета влечет нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги надлежащего качества.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам ответчика, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым судом была дана надлежащая оценка. Указанные доводы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства.

Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103, предусмотрено, что готовность потребителей тепловой энергии к отопительному периоду определяется, в том числе, наличием и работоспособностью приборов учета.

Подпунктом "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Исходя из положений ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Разрешая иск в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности, согласованного с поставщиком тепловой энергии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что соглашение о реструктуризации задолженности между ООО «Тверская генерация» и ООО «Форвард» не достигнуто, размер задолженности указанными организациями не согласован, достижение соглашения о реструктуризации задолженности зависит от волеизъявления не только ответчика, но также и от ООО «Тверская генерация», при этом заключение такого соглашения является их правом, а не обязанностью.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда.

В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (подп. 14 п. 16 Правил № 103).

Предусмотренное подпунктом 14 пункта 16 Правил положение о необходимости проверки отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель полностью корреспондирует положению части 6 статьи20 Закона о теплоснабжении, предусматривающему, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя.

Вопреки возражениям ответчика относительно заявленных исковых требований данное положение Правил № 103 о необходимости проверки отсутствия задолженности и основанное на нем требование истца о предоставлении данных об отсутствии таковой задолженности не является вмешательством административного органа в финансово-хозяйственную деятельность общества, представление такого документа является обязательным требованием, которое должно быть исполнено управляющей компанией и его выполнение проверяется и контролируется уполномоченным органом в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному сезону.

Исходя из указанных положений, возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности не свидетельствует о понуждении к заключению договора, учитывая суть спора, а направлено на выполнение ответчиком обязательных требований, установленных актом органа местного самоуправления, принятым на основании Закона о теплоснабжении и Правил № 103, приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов», который не оспорен, недействительным не признан, является действующим и подлежит исполнению.

При разрешении спора судом не учтено, что бездействие ответчика может привести к неполучению паспорта готовности к отопительному периоду, не позволит обеспечить надежную и стабильную работу систем теплоснабжения, может привести к перебоям подачи тепла потребителям и повлечь за собой нарушение прав граждан на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества.

Из представленной в материалы дела справки ООО «Тверская генерация» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ООО «Форвард» имеется задолженность перед ООО «Тверская генерация» за поставленную тепловую энергию.

Представленные ответчиком доказательства об отсутствии текущей задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ безусловно не свидетельствует о погашении ранее возникшей задолженности в сумме . Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт достижения между ООО «Форвард» и ООО «Тверская генерация» соглашения о реструктуризации задолженности либо согласования размера задолженности, ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, правовые основания для отказа в иске у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным, соответственно, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме путем признания незаконным бездействия ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, и возложения на ООО «Форвард» обязанности устранить выявленные замечания и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери документы, предусмотренные пунктом 10 приложения № 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов, утвержденной Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД - акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности - график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Администрации города Твери удовлетворить.

Решение Пролетарского районного суда г. Твери от 17 января 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Форвард» о признании незаконным бездействия ООО «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не предоставления графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД отменить.

Постановить в указанной части новое решение, которым признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Форвард» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 19.09.2019 в части не предоставления графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Форвард» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Форвард» к отопительному периоду, и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24 июня 2019 года № 78-ОД.

В остальной части решение Пролетарского районного суда г. Твери от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форвард» – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Серёжкин

Судьи А.В. Кулаков

Ю.Ю. Солдатова