СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
89RS0012-01-2019-000487-93
Гражданское дело № 2-2/2020
Материал № 13-55/2022
Судья Евдокимова О.А.
Апелляционное дело № 33-1188/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2022 года город Салехард
Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., при секретаре судебного заседания Кох А.Е., рассмотрел частную жалобу представителя Администрации Тазовского района Козырчиковой М.В. на определение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2022 года о замене стороны правопреемником,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Китаев К.К. обратилась в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
В обоснование доводов заявления указал, что вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2020 года на Администрацию села Находка возложена обязанность предоставить Марьик Н.Е. благоустроенное жилое помещение в границах села Находка Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,48 кв.м, на состав семьи 2 человека. Решением Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года Администрация Тазовского района определена правопреемником Администрации села Находка, в связи с чем, просил произвести замену должника Администрацию села Находка на её правопреемника Администрацию Тазовского района.
Настоящее заявление рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом.
Определением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2022 года произведена замена должника - Администрации муниципального образования село Находка по решению Тазовского районного суда от 22 января 2022 года на правопреемника Администрацию Тазовского района.
С указанным определением не согласен представитель Администрации Тазовского района Козырчикова М.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании.
В частной жалобе она ставит вопрос об отмене определения суда, поскольку оснований для замены ответчика правопреемником не имелось, так как в соответствии с пунктом 1.3 Положения об администрации села Находка Администрации Тазовского района, утвержденного решением Думы Тазовского района от 28 октября 2020 года № 4-10-38 «Об администрации села Находка Администрации Тазовского района» (далее по тексту - Положение) Администрация села Находка в пределах своей компетенции представляет интересы муниципального округа Тазовский район на территории населенного пункта села Находка в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с юридическими и физическими лицами. Подпункт 2 пункта 2.1 Положения предусматривает, что решение вопросов местного значения на территории населенного пункта обеспечивает администрация села. В соответствии с подпунктом 40 пункта 2.2 раздела 2 Положения администрация села заключает договоры социального найма жилых помещений и дополнительные соглашения к ним с гражданами, проживающими в населенном пункте. В связи с чем, с целью исполнения указанных функций приказом департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района от 30 июля 2021 года № 696 жилищный фонд села Находка и реестр жилищного фонда переданы администрации села находка Администрации Тазовского района.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ настоящая частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению определения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2022 года по гражданскому делу № 2-2/2020 на Администрацию села Находка возложена обязанность предоставить Марьик Н.Е. благоустроенное жилое помещение в границах села Находка Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 42,48 кв.м, на состав семьи 2 человека.
26 февраля 2020 года судом на принудительное исполнение решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 010824905.
09 июля 2020 года на основании указанного исполнительного листа МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении должника Администрации села Находка возбуждено исполнительное производство № 12595/20/89012-ИП.
Разрешая требования о процессуальном правопреемстве, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку полномочия Администрации муниципального образования села Находка переданы Администрации Тазовского района.
Доводы частной жалобы о том, что Администрация села Находка в пределах своей компетенции представляет интересы муниципального округа Тазовский район на территории населенного пункта села Находка, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм процессуального права и не могут являться основанием к отмене оспариваемого определения в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно статье 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Приведенные положения законодательства, допускают возможность процессуального правопреемства лишь на стадии, когда исполнительное производство не окончено и в части, которой судебный акт не исполнен.
Статьей 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее по тексту - Закон ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО) постановлено преобразовать муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - муниципальный округ Тазовский район) (часть 1). Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа (часть 2). Днем создания муниципального округа Тазовский район является день вступления в силу настоящего Закона (часть 3). Муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона (часть 4).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО наименование местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального округа Тазовский район - Администрация Тазовского района.
Согласно статье 7 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (часть 1). До урегулирования муниципальными правовыми актами муниципального округа Тазовский район вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы (часть 2).
В силу части 6 статьи 9 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО со дня формирования Администрации Тазовского района прекращаются полномочия местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район, за исключением полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и осуществлению контроля за их исполнением.
Частью 3 статьи 10 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО определено, что со дня вступления в силу настоящего Закона до приведения нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с настоящим Законом муниципальный округ Тазовский район участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе, если иное не предусмотрено указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
Закон ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО согласно части 1 статьи 10 данного Закона вступил в силу с 23 апреля 2020 года (за исключением статей 4 и 6).
22 сентября 2020 года Думой Тазовского района на основании Конституции Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» принято решение № 1-17-17.
Согласно тексту указанного решения Администрация Тазовского района является правопреемником по делам, находящимся в стадии исполнения, по исполнительным производствам, стороной по которым являются органы местного самоуправления муниципальных образований, указанные в пункте 2 настоящего решения, в том числе, муниципального образования села Находка.
При таких обстоятельствах, в силу принятия Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО, а также решения Думы Тазовского района от 22 сентября 2020 года № 1-17-17 Администрация Тазовского района является правопреемником Администрации муниципального образования село Находка в исполнительных производствах, где Администрация муниципального образования село Находка является стороной, в том числе, в исполнительном производстве по исполнению решения Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2020 года.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона определено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 стать 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Частью 8 этой же статьи установлено, что преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.1 настоящей статьи.
Таким образом, муниципальное образование село Находка прекратило существование согласно Закону ЯНАО от 23 апреля 2020 года № 39-ЗАО в связи с преобразованием путем объединения с другими муниципальными образованиями, указанными в данном Законе, с образованием нового муниципального образования - муниципальный округ Тазовский район. Вновь образованное муниципальное образование в соответствии с положениями закона является правопреемником села Находка в исполнительных производствах.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции представителя Администрации Тазовского района, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Китаева К.К. о замене должника Администрации села Находка на ее правопреемника - Администрацию Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Доводы частной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, основаны на ошибочном применении норм процессуального права, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, оспариваемое определение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам частной жалобы.
На основании изложенного руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2021 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.П. Гниденко