Судья Качусова О.В. Дело № 33-2136/2020 (№ 2-2/2020)
УИД 22RS0001-01-2019-001321-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2020 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Сафроновой М.В.,
судей Ильиной Ю.В., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Алейского городского суда Алтайского края от 10 января 2020 года по делу
по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», 1518 пожарной команде Центрального военного округа, командиру Войсковой части № 41659 о взыскании компенсационных выплат, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о взыскании компенсационных выплат за особые условия работы за период с 10 июня 2013 года по 30 сентября 2019 года в размере <данные изъяты>., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указал, что с 10 июня 2013 года работает в войсковой части 41659 в должности пожарного на основании трудового договора. В соответствии с пунктами 17, 18 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» истцу должна быть установлена и выплачиваться компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки). Однако данная компенсационная выплата не выплачивается, чем нарушаются его права на получение заработной платы в полном размере.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 10 января 2020 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что выводы суда о том, что условием спорной компенсационной выплаты является работа в подразделении пожарной охраны, содержащемся при арсенале, базе, складе боеприпасов, при этом нахождение в зоне ответственности такого подразделения складов боеприпасов и вооружений не позволяет взыскивать данную выплату, ошибочны; не принято во внимание, что трудовые функции за весь период нахождения в трудовых правоотношениях с работодателем не менялись; не приняты во внимание определения Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 5-В05-120, от 22 декабря 2006 года № 5-В06-110.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» просят решения суда оставить без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 просили удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что 10 июня 2013 года между ФИО1 и командиром войсковой части 41659 заключен трудовой договор № 277.
В соответствии с приказом врио командира войсковой части 41659 от 10 июня 2013 года № 129 ФИО1 принят на работу в 1518 пожарную команду на должность пожарного и ему установлены оклад в сумме <данные изъяты> руб., компенсационная выплата за работу в ночное время в размере <данные изъяты> %, стимулирующая выплата за выслугу лет – <данные изъяты> %, надбавка в размере <данные изъяты> % от должностного оклада за работу в местности с особыми климатическими условиями.
Согласно Положению по организации повседневной деятельности в подразделении пожаротушения 1518 пожарной команды Центрального военного округа военного гарнизона г.Алейск, пожарная команда создана при военном гарнизоне г.Алейск и обеспечивает пожарную охрану воинских частей и учреждений Алейского гарнизона.
Приказом начальника 1518 пожарной команды от 3 октября 2019 года № 90 с 1 октября 2019 года гражданскому персоналу указанной пожарной команды установлена компенсационная выплата за особые условия работы в размере <данные изъяты> % должностного оклада ежемесячно.
Полагая свои права нарушенными, истец ссылается на то, что работодатель не производит ему компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере <данные изъяты> % должностного оклада (тарифной ставки) за период с 10 июня 2013 года по 30 сентября 2019 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 22, 129, 135, 144, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583, а также приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, исходил из того, что сведений об установлении работнику компенсационных выплат за особые условия работы, трудовой договор не содержит. Кроме того, материалами дела не подтверждено то обстоятельство, что истец относятся к кругу лиц, имеющим право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу за особые условия работы в размере <данные изъяты> % должностного оклада.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2011 года № 1550 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах ракетно-артиллерийского вооружения, установлена компенсационная выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее – Положение).
На основании пункт 2 Положения система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В соответствии с пунктом 18 Положения гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
При этом к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (пункт 17 Положения).
Согласно пункту 15 Положения выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Из анализа приведенных норм права следует, что выплаты компенсационного характера устанавливаются внутренними локальными актами работодателя (положения об оплате труда, коллективные договоры), при этом выплаты производятся на основании приказов руководителей воинских частей. Компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) выплачивается гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, только в случае, если указанные подразделения содержатся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения.
Из трудового договора, заключенного между ФИО1 и командиром войсковой части 41659, следует, что на работодателя возлагается обязанность своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а также компенсационную выплату за работу в ночное время, стимулирующую выплату за выслугу лет и районный коэффициент.
Коллективным договором (положением об оплате труда), заключённым между трудовым коллективом и пожарной командой 1518 Центрального военного округа на 2017-2020 годы, не было предусмотрено установление работникам пожарной команды оспариваемой компенсационной выплаты.
Поскольку материалами дела не подтверждено установление истцу до 1 октября 2019 года трудовым договором иных выплат компенсационного характера, соответствующие приказы о спорных выплатах компенсационного характера командиром войсковой части 41659, начальником 1518 пожарной команды Центрального военного округа в спорный период, вплоть до 1 октября 2019 года, не издавались, правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании задолженности по компенсационной выплате к должностному окладу за особые условия работы в размере <данные изъяты> % должностного оклада за период, предшествующий 1 октября 2019 года, у суда первой инстанции не имелось.
Основным условием для выплаты компенсационной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, как ранее отмечалось, являлось содержание подразделений пожарной охраны при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения.
Как усматривается из материалов дела, местом работы истца определена 1518 пожарная команда Центрального военного округа (ранее войсковой части 41659) без указания на закрепление данной пожарной команды за определенным объектом – складом вооружения. При этом войсковая часть 41659 сама по себе не является арсеналом, базой, складом боеприпасов и вооружения или филиалом (подразделением) таковых. В состав войсковой части 41659 входит не только склад вооружения, но иные объекты, пожарную безопасность которых осуществляет истец в составе пожарной команды. Из материалов дела не следует, что 1518 пожарная команда Центрального военного округа, как и войсковая часть 41659 содержатся непосредственно при складе вооружения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установление истцу с октября 2019 года компенсационной выплаты за особые условия работы произведено на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, которым определено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере <данные изъяты> % должностного оклада (тарифной ставки).
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушения трудовых прав истца, в соответствии с положениями статей 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Ссылка заявителя на выводы, изложенные в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 5-В05-120, от 22 декабря 2006 года № 5-В06-110, неосновательна, поскольку при рассмотрении данного дела установлены иные фактические обстоятельства.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, нашли свое отражение в решении и обоснованно были признаны судом несостоятельными. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 10 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: