ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2/2022 от 08.06.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-2/2022 Дело № 33-1580/2022

судья Чемпосова У.Д.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 08 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

Председательствующего Федоровой Г.А.,

судей Местниковой С.А., Матвеевой М.К.,

при секретаре Колочевой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) о восстановлении срока на подачу заявления для включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, о признании ненадлежащим выполнение обязанностей администрацией МО «Поселок Заречный» Олекминского района РС(Я) по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, о возложении обязанности на отдел опеки и попечительства администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) включить в список лиц нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, которым

постановлено:

Удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Восстановить ФИО1 пропущенный срок на подачу заявления о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении.

Признать ненадлежащим выполнение обязанностей администрацией муниципального образования «Поселок Заречный» Олекминского района Республики Саха (Якутия) по включению ФИО1 в список лиц, нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Возложить обязанность на отдел опеки и попечительства администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) включить ФИО1 в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., выслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия), указывая на то, что он относится к категории детей-сирот, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки. Однако, со стороны ответчика было отказано истцу во включении в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, поскольку право на льготную очередь по предоставлению жилого помещения не было им реализовано по достижению 23-х летнего возраста. Следовательно, основания для включения в единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей сирот отсутствуют. С этим истец не согласен, считает отказ администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) противоречащим Федеральному закону от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

С учетом уточнения исковых требований ФИО1 просил суд:

восстановить срок на подачу заявления для включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот;

обязать включить ФИО1 в список лиц нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения в городе Олекминске;

признать ненадлежащим выполнение обязанностей администрацией муниципального образования «Поселок Заречный» Олекминского района Республики Саха (Якутия) по включению ФИО1 в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением,

обязать администрацию муниципального образования «Город Олекминск» Олекминского района Республики Саха (Якутия) предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Олекминска Республики Саха (Якутия), равнозначное нормативу общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) ФИО3 обратилась с апелляционной жалобой, указывая на то, что доказательств обращения ФИО1 до достижения им возраста 23 лет в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, доказательств наличия каких-либо уважительных причин не обращения истцом до достижения им возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также доказательств ограничения истца по достижении им совершеннолетия в реализации им такого права, не представлено. В связи с этим, представитель ответчика полагает, что ФИО1 по достижении им возраста 23 лет утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, право на социальную поддержку от государства. Просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

По ходатайству представителя истца ФИО4 судебное заседание апелляционной инстанции было назначено на 08 июня 2022 года в Верховном Суде Республики Саха (Якутия) с использованием систем видеоконференц-связи через Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия).

Однако, стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, сообщив о согласии с рассмотрением дела в их отсутствие.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что стороны извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебное заседание апелляционной инстанции явилась представитель Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ФИО2, поддержала доводы апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1, _______ года рождения, имеет статус ребенка-сироты: мать умерла _______, сведения об отце неизвестны.

И. была назначена опекуном ФИО1, умерла 29.10.2020 года.

Истец проживал с опекуном в селе Заречный Олекминского района Республики Саха (Якутия).

ФИО1, _______ года рождения, достиг совершеннолетия _______.2002 года, 23-х лет - _______.2007 года.

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки. В реализации указанного права со стороны ответчика истцу было отказано. С отказом администрации муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) истец не согласен, поскольку в период с 1998 года по 2000 год попечитель ФИО1 – И. обращалась с заявлением о включении в список детей-сирот по месту проживания ребенка-сироты – в администрацию муниципального образования «Поселок Заречный». При этом заявление было принято специалистом Н., но жильем истец не был обеспечен. На неоднократные обращения опекуна, а впоследствии самого истца, администрация отвечала отказом.

Поскольку доводы ФИО1 объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1

Государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако это обязательство в данном случае не исполнило, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, что имело место нарушение права истца, поскольку его право на получение жилья не реализовано.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 9 статьи 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социальной защиты формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

Указанным лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом местного самоуправления муниципального образования, которому Законом Республики Саха (Якутия) переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - орган местного самоуправления), на территории которого находится место жительства указанных лиц (статья 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV).

Судом установлено, что в период с 1998 по 2000 год опекун сироты ФИО1 – И. обращалась в установленном порядке в орган местного самоуправления - в администрацию муниципального образования «Поселок Заречный» с заявлением о постановке на учет сироты в целях его обеспечения жилым помещением. Заявление с приложенными документами принято специалистом администрации Н. С этого времени попечитель многократно обращался в администрацию поселка по поводу предоставления жилья сироте. Однако администрация поселка в установленном законом порядке ответ заявителю не предоставляла. По сообщению органа опеки и попечительства сведения о ребенке-сироте ФИО1 в администрацию муниципального образования «Олекминский район» не поступали. Кроме того ФИО1 по достижении совершеннолетия, после демобилизации с рядов Российской Армии (в 2006 году) самостоятельно неоднократно обращался в орган опеки и попечительства, в том числе письменно в 2013, в 2014, в 2015 годах по тому же вопросу. В 2013 году его заявление с документами о включении в Единый реестр детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, органа опеки и попечительства было принято, главой администрации муниципального образования «Олекминский район» дано положительное заключение, документы были направлены в Министерство образования Республики Саха (Якутия). В 2014 и 2015 годах ему было отказано во включении в льготную очередь по предоставлению жилого помещения, как указано в заключении органа опеки и попечительства, ввиду не реализации им права по достижению 23-летнего возраста.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с тем, что со стороны истца и его опекуна предпринимались своевременно меры к включению в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, в соответствии с действующим ранее порядком, установленным статьей 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV в редакции от 15.06.2016 года. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV в редакции от 15.06.2016 года законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенной нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на указанных лиц в случае обращения в уполномоченные органы для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что за истцом должно быть признано право на включение в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот, поскольку он и его опекун предпринимали попытки к постановке на учет, но по уважительным и объективным причинам не смогли реализовать конституционное право на жилище до 23 лет.

Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.

В муниципальной квартире, выделенной по договору социального найма опекуну И., членом семьи которой являлся истец ФИО1, проживать невозможно, квартира заброшена. После службы в рядах Российской армии (с 2006 года) истец проживал в съемных квартирах, в собственности жилое помещение не имеет.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФИО3 о том, что доказательств обращения истца до достижения им возраста 23 лет в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не представлено, опровергаются установленными судом обстоятельствами дела.

С учетом этого судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований к отмене или изменению решения.

Судебная коллегия считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, применив нормы действующего законодательства, обоснованно удовлетворил исковые требования ФИО1 Процессуальные нарушения, которые могут служить основанием к отмене решения, по данному делу отсутствуют.

С учетом изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15.06.2022 года