Судья: Агарев А.В. Дело № 33-3315/2022
(№ 2-3-30/2022)
УИД: 64RS0015-03-2021-001034-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.04.2022 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Негласона А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о восстановлении специального звания, перерасчете заработной платы и взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 03.02.2022 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., заслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителей ответчиков ФИО2 и ФИО3, возражавших по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о восстановлении специального звания, перерасчете заработной платы и взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что он окончил Могилевскую специальную среднюю школу транспортной милиции. По окончании школы ему присвоено звание лейтенанта милиции и направили для прохождения службы на ст. Озинки Саратовской области по должности следователя линейного отделения внутренних дел. Согласно выписки из приказа Приволжского Управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел РФ № л/с от 24.06.1993 г. по личному составу он переведен (откомандирован) в распоряжение Западно-Казахстанского УВД на транспорте для прохождения дальнейшей службы с 24.06.1993 г. Приказом Западно-Казахстанского УВД на транспорте МВД Республики Казахстан от 19.08.1994 г. № л/с ему присвоено специальное звание старшего лейтенанта милиции. Его работа проходила в должности начальника оперативного заслона на ст. Озинки линейного отдела внутренних дел до ст. Уральска. С 14.04.2008 г. он проходил государственную гражданскую службу, был назначен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Озинского районного отдела судебных приставов, с присвоением классного чина юрист 3 класса. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2020 г. №-лс он был назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Озинского РОСП УФССП по Саратовской области с 01.06.2020 г. и присвоено звание младшего лейтенанта внутренней службы. Истец считает, что при присвоении звания младшего лейтенанта внутренней службы ответчиками необоснованно не был учтен период его службы с 06.06.1990 г. по 29.10.1996 г. на территории Республики Казахстан, где ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Обращает внимание, что данный период службы ответчиками ему был учтен для назначения пенсии.
Считая свои права нарушенными и с учетом положений Соглашения стран СНГ от 24.12.1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств участников СНГ», истец просил восстановить специальное звание старший лейтенант, произвести пересчет заработной платы за период службы с 20.05.2020 г. по 16.06.2021 г. по специальному званию старший лейтенант, взыскать компенсацию морального вреда в размере 730000 руб.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 03.02.2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Автор жалобы указывает о том, что судом первой инстанции принято решение без учета установленных по делу обстоятельств. Выводы суда основаны на неправильном толковании норм права.
От представителей ответчиков ФССП России, УФССП России по Саратовской области на доводы апелляционной жалобы поступили возражения, в которых просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 24.08.1992 г. приказом Приволжского УВД на транспорте МВД СССР № л/с лейтенант милиции ФИО1 назначен следователем линейного отделения внутренних дел на ст. Озинки с 28.08.1992 г.
24.06.1993 г. приказом Приволжского УВД на транспорте МВД СССР № л/с лейтенант милиции ФИО1 откомандирован в распоряжение Западно-Казахстанского УВД на транспорте для прохождения дальнейшей службы в должности следователя линейного отделения внутренних дел на ст. Озинки с 24.06.1993г.
19.08.1994 г. приказом Западно-Казахстанского УВД на транспорте МВД Республики Казахстан № л/с, лейтенанту милиции ФИО1 - начальнику оперативного заслона на ст. Озинки линейного отдела внутренних дел на ст. Уральск присвоено специальное звание - старший лейтенант милиции.
24.04.2008 г. ФИО1 принят на федеральную государственную службу и назначен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Озинского районного отдела судебных приставов с присвоением классного чина юрист 3 класса.
20.05.2020 г. приказом директора ФССП России №-лс в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФИО1 с 01.06.2020 г. назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Озинского РОСП УФССП по Саратовской области и ему присвоено специальное звание младший лейтенант внутренней службы. С данным приказом ФИО1 был ознакомлен 20.05.2020 г.
Проверяя действия ответчиков по присвоению ФИО1 20.05.2020 г. звания младшего лейтенанта внутренней службы, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что присвоение специального звания ФИО1 - младший лейтенант внутренней службы соответствует нормам Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Судом первой инстанции также установлено, что приказом директора ФССП России от 16.06.2021 г. № с младшим лейтенантом внутренней службы ФИО1 - младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Озинского РОСП УФССП по Саратовской области расторгнут срочный контракт, и он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 16.06.2021 г. С данным приказом ФИО1 ознакомлен 16.06.2021 г.
Как следует из приказа о расторжении служебного контракта, выслуга ФИО1 на 16.06.2021 г. составила 21 год 08 мес. 10 дн.
Как следует из расчета выслуги лет, в выслугу ответчиками включен период прохождения службы в органах внутренних дел с 06.06.1990 г. по 21.10.1996 г. (л.д. 101).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 2, 11 Соглашения о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и МВД Республики Казахстан от 09.01.1993 г., ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исходил из того, что при увольнении ФИО1 из органов принудительного исполнения Российской Федерации расчет выслуги лет составлен с учетом положений ст. 2 Соглашения стран СНГ «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ», однако оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о восстановлении ему специального звания - старшего лейтенанта не имеется.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В ст. 1 Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ) дано определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В соответствии с положениями ст. 41 Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы принудительного исполнения, при назначении на должность в органах принудительного исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания - младшего сержанта внутренней службы - при назначении на должность младшего начальствующего состава.
Положениями ст. 42 Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ предусмотрены условия присвоения специальных званий досрочно либо на ступень выше.
Так, сотруднику в качестве меры поощрения может быть присвоено очередное специальное звание: досрочно, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах принудительного исполнения, при наличии у сотрудника ученой степени или ученого звания - на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах принудительного исполнения (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава); на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах принудительного исполнения.
Очередное специальное звание до полковника внутренней службы включительно на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах принудительного исполнения, может быть присвоено сотруднику по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.
Специальные звания в соответствии с настоящей статьей присваиваются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Также, согласно ч. 1 ст. 44 Закона «О службе в органах принудительного исполнения» гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную или муниципальную службу, при назначении на должности в органах принудительного исполнения первое специальное звание присваивается в соответствии со ст. 39 и ст. 41 Закона «О службе в органах принудительного исполнения» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом присвоенного специального (воинского) звания, классного чина и дипломатического ранга и продолжительности пребывания в специальном (воинском) звании, классном чине и дипломатическом ранге.
Из смысла положения ч. 1 ст. 44 Закона «О службе в органах принудительного исполнения» усматривается, что при присвоении специального звания в органах принудительного исполнения РФ учитываются специальные звания (классные чины), ранее присвоенные в органах государственной власти Российской Федерации или военнослужащим, состоящим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в отношении сотрудников органов внутренних дел были достигнуты Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан, заключенное 09.01.1993 г., Соглашение от 24.12.1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств».
Так, статьей 11 Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан (далее - Стороны), заключенного 09.01.1993 г., определено, что Стороны не будут препятствовать переводу своих работников на службу в органы, подразделения и учреждения другой Стороны. При этом вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот, назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда осуществлен перевод, будут решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, нормативными актами Сторон о прохождении службы в органах внутренних дел. Вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, будут решаться в соответствии с законодательством государств Сторон и межгосударственными соглашениями.
Соглашение от 24.12.1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» регулирует отношения в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел государств - участников Соглашения.
Таким образом, данное соглашение регулирует отношения сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан.
Как правильно указано судом первой инстанции, между Республикой Казахстан и Российской Федерацией отсутствует специальное соглашение (договор) о сотрудничестве на уровне Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, которым были бы урегулированы вопросы взаимного зачета стажа службы в целях определения выслуги лет и присвоения специальных званий сотрудникам этих министерств и ведомств одной стороны при переходе на службу в органы, подразделения и учреждения другой стороны.
Ссылки истца в обоснование своих требований на Соглашение от 24.12.1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» судебная коллегия признает ошибочными, поскольку Соглашение регулирует отношения в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел государств - участников Соглашения, а не отношения по присвоению специальных званий между различными ведомствами.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом также не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 03.02.2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.05.2022 г.
Председательствующий:
Судьи: