УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДСудья Мяльдзина С.Н. Дело №33-392/2021 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Ульяновск 26 января 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Федоровой Л.Г., судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В. при секретаре Абросимовой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3-456/2020 по апелляционной жалобе Сабирова Рамиля Рахимзяновича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 ноября 2020 года, по которому постановлено: Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Сабирову Рамилю Рахимзяновичу удовлетворить. Обязать Сабирова Рамиля Рахимзяновича оформить жилое помещение по адресу: *** построенное на средства социальной выплаты в соответствии со свидетельством от 15 июля 2014 года № 21 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в общую долевую собственность Сабирова Рамиля Рахимзяновича, Сабировой Лилии Фаридовны, Сабирова Айрата Рамилевича. Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения третьего лица Сабировой Л.Ф., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в суд с иском к Сабирову Р.Р. об обязании оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что между Министерством и Администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской области заключено Соглашение от 03.06.2014 № 1/20 о предоставлении субсидий бюджету МО «Цильнинский район» Ульяновской области на реализацию в 2014 году мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598. 30.07.2012 Сабиров Р.Р. обратился в администрацию с заявлением о включении его в программу «Социальное развитие села до 2013 года», при этом обязался осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой, а именно общий срок строительства и оформления в собственность - 1 год 2 месяца с момента выдачи свидетельства. 15.07.2014 Сабирову Р.Р. (с численным составом семьи 3 человека) было выдано свидетельство №21 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 604 800 руб., из них бюджет Российской Федерации в размере 238 896 руб., бюджет Ульяновской области в размере 361 584 руб., бюджет МО «Цильнинский район» Ульяновской области в размере 4320 руб. Ответчик, в свою очередь, был обязан построить и оформить жилое помещение в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в 2016 году. Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25.12.2017 по иску администрации МО «Цильнинский район» к Сабирову Р.Р. установлено, что сроки, предусмотренные для оформления жилого помещения в собственность, истекли. 19.02.2020 Министерством в адрес Сабирова Р.Р. направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счёт социальной выплаты на улучшение жилищных условий в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, Сабировым Р.Р. не представлены. По уточненным требованиям истец просил обязать Сабирова Р.Р. оформить жилое помещение, построенное за счет средств социальной выплаты в соответствии со свидетельством от 15.07.2014 № 21, в общую долевую собственность Сабирова Р.Р., Сабировой Л.Ф., Сабирова А.Р., указанных в этом свидетельстве. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сабирова Л.Ф., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сабирова А.Р., Министерство финансов РФ, Министерство финансов Ульяновской области, Финансовое управление администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе Сабиров Р.Р. не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что возведенный им жилой дом не окончен строительством, в связи с этим в Едином государственном реестре прав не зарегистрирован, что исключает возможность какого либо распоряжения имуществом, в том числе путем оформления права собственности на членов семьи участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В обоснование доводов жалобы ссылается на практику рассмотрения дел Конституционным судом Российской Федерации. В жалобе ссылается на п.46 параграфа 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с которым взыскание денежных средств не может производиться с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством жилья и регистрации права собственности на данное жилое помещение, что, по мнению заявителя, не было учтено судом. Кроме того, считает, что судом не дана оценка доводам ответчика о невозможности введения дома в эксплуатацию, а также его действиям, имевшим добросовестный характер при осуществлении его обязанностей в рамках указанной федеральной целевой программы. Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом. В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сабиров Р.Р. и члены его семьи на основании постановления главы администрации МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области №66 от 12 июля 2012 года были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ (л.д.25). Протоколом заседания рабочей комиссии администрации МО «Цильнинский район» от 21.03.2014 № 2 семья Сабирова Р.Р. была включена в список очередников по категории «Молодые семьи и молодые специалисты» подпункт «А» в рамках реализации ФЦП Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». 15.07.2014 Сабирову Р.Р. было выдано свидетельство № 21 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, по которому он получил социальную выплату в размере 604 800 руб., из которых: 238 896 руб. - средства федерального бюджета, 361 584 руб. - средства бюджета субъекта РФ, 4 320 руб. - средства местного бюджета. Свидетельство выдано на состав семьи из трех человек: Сабирова Р.Р., Сабирова Л.Ф. (супруга), Сабиров А.Р. (сын). Распоряжениями главы администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области № 73-02/784 от 30.07.2014, № 73-02/916 от 29.08.2014, № 73-02/1457 от 30.12.2014 даны разрешения на перечисление денежных средств (социальной выплаты) в общей сумме 604 800 руб., с банковского счета Сабирова Р.Р., открытого в ДО 3349/65/0 Ульяновского РФ ОАО «Россельхозбанк», на счет К*** Д.Ш., с которым был заключен договор подряда на строительство жилого дома. В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона). К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»). Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 1 января 2018 года. Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544. Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение). В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»). Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 13 Типового положения установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года. Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (п. 14 Типового положения). Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 данного Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (п. 18 Типового положения). Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (абзац 1). Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац 4). В настоящее время постановлением Правительства Ульяновской области от 26 мая 2020 года № 267-П срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства. Поскольку до настоящего времени жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, ответчиком в собственность не оформлено, исковые требования Министерства являются обоснованными. Согласно статье 29 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года») жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный органом исполнительной власти. Согласно пункту 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства. Пунктом 11 раздела II Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» установлено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением № 5 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Подавая заявление на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы ФИО1 указал, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы ознакомлен и обязуется их выполнять. Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ответчиком было получено 15.07.2014. Вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было отказано. Данные требования ФИО1 не исполнены. Как следует из акта обследования, выполненного комиссией Администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области индивидуального жилого дома ФИО1 по адресу: ***, по состоянию на 16 октября 2020 года возведены стены из бруса, внешняя отделка сайдингом, кровля из металлопрофиля, установлены окна и входная дверь, уложен черновой пол, подведено электричество (л.д.111). Материалами дела подтверждено, что право собственности на жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, до настоящего времени за ФИО1 и ФИО2, ФИО3 не зарегистрировано. Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, суд, руководствуясь положениями статей 131 (ч.1), 219, 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, обязав ФИО1 оформить жилое помещение, расположенное по адресу: *** построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве (ФИО2, ФИО3) о предоставлении социальной выплаты направленной на улучшение жилищных условий. В суде первой инстанции в обоснование своих возражений на иск ответчик ссылался на то, что в настоящее время брак с ФИО2 расторгнут, они совместно не проживают, 1 ноября 2019 года он зарегистрировал брак с М*** М.З., в браке с которой родились двое сыновей, данные обстоятельства судом первой инстанции правомерно не приняты в качестве основания для отказа в иске, поскольку оформление жилого помещения, построенного на средства социальной выплаты, на всех членов семьи, указанных в свидетельстве (в данном случае это ФИО2 и сын ФИО3), является обязательным в силу прямого указания закона. Доводы апелляционной жалобы в части того, что дом не введен в эксплуатацию не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Так, предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья носит строго целевой характер, что накладывает на получателя такой выплаты обязанность по предоставлению в орган, выдавший соответствующее свидетельство на получение выплаты, документов, подтверждающих целевое использование денежных средств. Ответчик получил свидетельство о предоставлении выплаты на строительство жилья в июле 2014 года, соответственно, получив свидетельство, ФИО1 принял на себя обязательство по выполнению условий участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», действующих на тот момент, в том числе и в части оформления в собственность вновь построенного на предоставленные средства жилого дома. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, доводы жалобы не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно. В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ульяновский районный суд Ульяновской области. Председательствующий Судьи |