ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-30-2019 от 30.05.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1768-2019

судья Затеева Т.В. (в 1 инстанции №2-30-2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Радюк С.Ю.

судей краевого суда Чайкиной Е.В., Подшиваловой Н.С.

при секретаре Засухиной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 30 мая 2019 г. гражданское дело по иску Ситниковой А. А.ьевны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» о взыскании задолженности по расходам, связанным с оплатой проезда к месту использования отпуска и судебных расходов,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Коротковой Н.И.

на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 7 февраля 2019 г., которым постановлено иск удовлетворить.

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в пользу Ситниковой А. А.ьевны задолженность по расходам на проезд к месту проведения отпуска и обратно в сумме 54.980 руб., а также судебные расходы в сумме 1.500 руб., а всего 56.480 руб.

Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать «Вершино-Дарасунская СОШ» денежными средствами для выплаты задолженности по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно Ситниковой А.А., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» в пределах субвенций, выделенных на эти цели.

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1.849,4 руб.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ситникова А.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она работает учителем <данные изъяты> с 1 сентября 2000 г. в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа Тунгогокоченского района Забайкальского края (далее – МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ»). Совместно с сыном, Ситниковым Михаилом <Дата> г.р., с <Дата> по <Дата> отдыхала в <адрес>, осуществив перелет к месту отдыха, туда и обратно самолетом в салоне эконом класса. <адрес>а составила 54.980 руб. После выхода на работу она предоставила работодателю заявление на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно и проездные документы, в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с выпиской из приказа от <Дата> работодатель обязался оплатить проезд к месту проведения отпуска и обратно от г.Читы до <адрес> и обратно, но не выполнил их, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд и просить взыскать с ответчика задолженность по оплате проезда к месту отдыха и обратно в размере 54.980 руб., взыскать расходы на оплату услуг представителя по составлению искового заявления в размере 1.500 руб. (л.д. 2-3).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.100-102).

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Министерство) Короткова Н.И. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Министерство профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» в пределах субвенций, выделенных на эти цели, как принятое при неправильном применении судом норм материального права. Кроме того, судом в решении приведены нормы утратившего с 1 января 2017 г. силу Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 г. №1017-ЗЗК. Суть доводов подателя жалобы сводится к тому, что в полномочия Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не входит субсидирование расходов местных бюджетов по оплате расходов лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по оплате проезда к месту отдыха и обратно им и членам их семьи. При этом привела ссылки на пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 6 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, постановление Правительства Забайкальского края от 2 марта 2017 г. №81, положения статьи 325 Трудового кодекса РФ. В полномочия ответчика, как главного распорядителя, входит субсидирование бюджетных средств на оплату труда педагогических и непедагогических работников, приобретение учебников, учебных пособий. В Тунгокоченском районе спорные правоотношения регулируются Положением о размерах, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального района «Тунгокоченский район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденным решением Совета муниципального района от 30 сентября 2011 г. №52 за счет средств работодателя. При этом вопросы дефицита местного бюджета не относятся к компетенции Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Со ссылкой на часть 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ указала, что оплата расходов на выплату компенсации на оплату проезда к месту отдыха и обратно для лиц, работающих в муниципальных образовательных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за счет средств субвенций повлечет за собой нецелевое использование денежных средств бюджета (л.д.119-121).

В возражениях на апелляционную жалобу истец Ситникова А.А. просит оставить решение суда без изменений (л.д.148).

В судебное заседание не явились участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции надлежащим образом. От истца Ситниковой А.А. поступило заявление о рассмотрении дела в апелляционной инстанции в ее отсутствие (л.д.147). Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

В соответствии с положением ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Таким образом, проверке подлежит решение суда первой инстанции только в части возложения на Министерство науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по финансированию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.

Основания к отмене судебного решения предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких нарушений при рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует и верно установлено судом первой инстанции, что Ситникова А.А. работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» учителем <данные изъяты> с <Дата> (л.д.4-5). Данное учебное заведение расположено в Тунгокоченском районе Забайкальского края, который в соответствии с положением Постановления Совмина СССР от 3 января 1983 г. №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029 приравнен к районам Крайнего Севера.

На основании приказа директора МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» от 1 июня 2017 г. истцу был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой льготного проезд к месту проведения отпуска обратно в период с 13 июня 2017 г. по 23 августа 2017 г.

Выпиской из приказа директора школы №131 от 4 сентября 2017 г. принято решение об оплате проезда истца и ее сына к месту отдыха и обратно (л.д.6).

В соответствии с копией авансового отчета от 30 августа 2017 г. и проездных документов истец затратила на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно совместно с несовершеннолетним сыном 54.980 руб. (л.д.7-17, 26).

В справке, выдА. Ситниковой А.А. МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» указано на наличие перед ней задолженности в размере 54.980 руб. (л.д.18).

Из ответа представителя администрации муниципального района «Тунгокоческий район» Лесковой О.В. от 23 мая 2019 г. на запрос судебной коллегии, справки, подписанной директором и главным бухгалтером МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», следует, что перед Ситниковой А.А, частично погашена задолженность в размере 19.049,20 руб. Оставшаяся денежная сумма в размере 35.930,80 руб. не выплачена в связи с отсутствием денежных средств (л.д.179, 180, 181).

Из этого ответа и ответа директора МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» от 16 мая 2019 г. следует, что на уровне муниципального района «Тунгокоченский район» гарантия по компенсации расходов по проезду к месту отпуска и обратно финансово обеспечена средствами местного бюджета в соответствии с Решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» от 30 сентября 2011 г. №52 (л.д.177).

Действительно, из Положения о размерах, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального района «Тунгокоченский район», расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» от 30 сентября 2011 г. №52 (в редакции решения Совета муниципального района от 16 марта 2012 г. №19, от 25 сентября 2014 г. №33/8), следует, что компенсация расходов на проезд оплачивается работодателем по месту работы лица, имеющего право на указанную льготу (л.д.182-196).

Вместе с тем из пояснительной записки представителя администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Лесковой О.В. от 23 мая 2019 г. (л.д.197-199) следует, что финансирование расходов на оплату труда и отдыха, в том числе истцу, осуществлялось за счет денежных средств субъекта, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам. При этом представитель администрация привела ссылки на положения подпункта 3 пункта 1 статьи 8, подпункта 1 пункта статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статью 140 Бюджетного кодекса РФ и полагала, что неясности в вопросе об источнике выплат компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно лицам, работающих в организациях и учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям возникают в связи с пробелом в законодательстве и необходимости внесения изменения в Порядок расходования субвенций, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 2 марта 2017 г. №81.

Данная позиция и установленные по делу фактические обстоятельства дела о частичной выплате истцу спорной компенсации за счет денежных средств, выделяемых за счет субвенций края, заслуживают внимания.

Разрешая спор и возлагая на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты истице, проживающей в районе Крайнего Севера, и работающей в образовательном учреждении, расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно, суд исходил из того, что указанные расходы подлежат возмещению за счет денежных средств субъекта Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

Судебная коллегия находит возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

В соответствии с ч.1 ст.325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок компенсации работникам, финансируемым не из федерального бюджета, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в отношении работодателей, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно), а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, что также отражено в «Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014г.

При этом утверждение представителя ответчика Коротковой Н.И. в апелляционной жалобе о необоснованном возложении на Министерство обязанности по финансированию администрации муниципального района «Тунгокоченский район» для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно истцу, основано на неверном толковании норма материального права и поэтому не может служить основанием для отмены постановленного решения суда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования пунктом 1 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона №273-ФЗ и пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда и отдыха, в том числе, истцу, как работнику образовательного учреждения осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере образования, формирования и реализации государственной научно-технической политики, государственной молодежной политики, предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и алкоголизма, социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в Забайкальском крае и осуществляющим управление в указанных сферах деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края (пункт 1 и пункт 12.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).

Изложенное свидетельствует о том, что Министерство обязано предоставлять в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, на обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в соответствии с определенными Законами Забайкальского края нормативами.

Поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет субвенции распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования. Доля финансовых средств субвенции, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, у районного суда имелись правовые основания для удовлетворения требований истца в полном объеме.

При этом, разрешая спор, суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам ст.67 ГПК РФ представленные в дело доказательства, применил нормы материального закона, подлежащие применению в данном деле и постановил верные выводы об удовлетворении иска.

Ссылка суда в решении на Закон Забайкальского края от 22 июля 2014 г. №1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», утративший силу с 1 января 2017 г. (Закон Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. №1440-ЗЗК) не влияет на правильные выводы, мотивированно приведенные в оспариваемом судебном акте суда первой инстанции и не может повлечь за собой его отмену.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 7 февраля 2019 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Коротковой Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи