Судья И.И. Садыков УИД 16RS0040-01-2019-003073-48 Дело № 2-3033/2019 № 33-18589/2019 Учёт № 209г А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 31 октября 2019 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.А. Садыковой, судей А.С. Гильманова, Г.Ф. Сафиуллиной, при секретаре судебного заседания Н.А. Кирилловой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.А. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 августа 2019 года, которым постановлено: отказать в удовлетворении исковых требований муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» в лице исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан к Светлане Вагиф кызы Гурбановой, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.А.Р. , Роману Анатольевичу Малыгину о взыскании солидарно в бюджет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан целевого займа в размере 680 400 рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан М.А. Смирнова, представителя Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Г.В. Гатауллиной, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Муниципальное образование «Зеленодольский муниципальный район» в лице Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обратилось в суд с иском к С.В. Гурбановой, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.А.Р. , Р.А. Малыгину о взыскании целевого денежного займа. В обоснование исковых требований указано, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года №858, на основании Соглашения от 3 июня 2013 года №289/ф «О порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», договора от 3 июня 2013 года №289-20 «О выполнении функций заказчика при строительстве (приобретении) жилья в сельской местности» ответчице С.В. Гурбановой предоставлен целевой денежный займ в размере 680 400 рублей сроком на 5 лет для улучшения жилищных условий. Денежный займ перечислен в доход бюджета Зеленодольского муниципального района из бюджета Республики Татарстан и Российской Федерации, что подтверждается договором целевого денежного займа на строительство объекта для участника мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Татарстан, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села для категории - молодые семьи и молодые специалисты» №<данные изъяты> от 23 сентября 2013 года, заключенного между уполномоченной организацией МУП «Управление капитального ремонта Зеленодольского муниципального района» и ответчиками. С.В. Гурбанова нарушила условия договора и Правила предоставления субсидии, так как в 2015 году она уволилась из ООО «Тепличный комбинат «Майский», не отработав установленный срок. Об увольнении С.В. Гурбановой стало известно в 2018 году при проверке целевого использования денежных средств. Ответчице неоднократно направлялись уведомления о необходимости возврата денежных средств или трудоустройства на работу в организацию, соответствующую условиям программы. В добровольном порядке ответчицей требования не были исполнены. Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан просил взыскать с С.В. Гурбановой, Р.А. Малыгина в солидарном порядке в бюджет Зеленодольского муниципального района целевой денежный займ в размере 680400 рублей. В судебное заседание представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не явился. С.В. Гурбанова, Р.А. Малыгин в судебном заседании исковые требования не признали. Представитель МУП «Служба технического надзора Зеленодольского муниципального района» в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в судебное заседание не явился. Суд принял решение в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить, в обоснование жалобы указал, что ответчицей С.В. Гурбановой нарушены условия договора, а именно нарушен обязательный срок работы на сельскохозяйственном предприятии, денежные средства в добровольном порядке не возвращены. Истец в рамках осуществления контроля обязан потребовать возврата целевого денежного займа, так как Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», выступившая стороной договора займа, данную обязанность надлежащим образом не исполнила, контроль за использованием целевого денежного займа не осуществила. В суде апелляционной инстанции представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан М.А. Смирнов на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам. Представитель Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Г.В. Гатауллина с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда оставить без изменения. Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая Программа "Социальное развитие села до 2013 года". Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение 1 к Правилам. Типовое положение, как указывается в пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). При этом Типовое положение содержит два раздела, в которых предусмотрен порядок предоставления выплат гражданам, проживающим в сельской местности, и молодым семьям, молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, с конкретизацией условий, при которых возникает возможность стать участником Программы. Как следует из раздела 3 Типового положения, не каждая молодая семья, проживающая и работающая в сельской местности, может стать участником Программы по данным условиям, а лишь та, в которой, помимо прочих условий, один из членов семьи работает (желает работать) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (п. 26 Типового положения). Из материалов дела следует, что 15 августа 2013 года между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, С.В. Гурбановой, ООО «Тепличный комбинат «Майский» заключен договор №<данные изъяты> об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом на эти цели социальной выплаты. Согласно пункту 2.1.1 данного договора С.В. Гурбанова обязалась работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с дачи выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья. В соответствии с пунктом 2.2 договора работодатель обязуется незамедлительно уведомить Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о досрочном расторжении трудового договора с С.В. Гурбановой. В соответствии с пунктом 2.3.1 договора Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан осуществляет выдачу С.В. Гурбановой свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья, после заключения договора в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2007 года №711 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе и молодых семей и молодых специалистов» от 20 июля 2009 года №511. В соответствии с пунктом 2.3.3 договора Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вправе истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе получателя (если другой член молодой семьи не работает в селе) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением получателем положений трудового законодательства и вправе истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае неисполнения условий, предусмотренных пунктом 2.1.2 настоящего договора. 18 июня 2013 года С.В. Гурбановой выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 680400 рублей. 23 сентября 2013 года между Муниципальным образованием «Зеленодольский муниципальный район» в лице МУП «Управление капитального строительства Зеленодольского муниципального района» в лице директора Е.И.Д. и С.В. Гурбановой, действующей от своего имени и в интересах детей Р.А. Малыгина, А.А.Р. , заключен договор №<данные изъяты> целевого денежного займа на строительство объекта для участника мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Татарстан, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» для категории - молодые семьи и молодые специалисты. Согласно данному договору целевого денежного займа С.В. Гурбановой предоставлен целевой займ в размере 680400 рублей для строительства жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 81,2 кв.м., стоимостью 1461600 рублей, сроком на 5 лет с момента заключения настоящего договора. Пунктом 3.3.1 договора №<данные изъяты> целевого денежного займа предусмотрено, что займодавец имеет право потребовать полного досрочного исполнения обязательств по настоящему договору путем предъявления письменного требования о возврате суммы займа, начисленных процентов за пользование займом и суммы пеней, в следующих случаях: при нецелевом использовании заемщиком предоставленных денежных средств; при просрочке заемщиком осуществления очередного ежемесячного платежа по займу более чем на 30 дней; при неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком любого из обязательств, предусмотренных настоящим договором. Установлено, что 12 сентября 2015 года С.В. Гурбанова прекратила трудовые отношения с ООО «Тепличный комбинат «Майский», тем самым нарушила условия получения денежного займа. Требования о необходимости возврата денежных средств или трудоустройства на работу в организацию, соответствующую условиям программы, ответчицей не исполнено. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» к С.В. Гурбановой, Р.А. Малыгину о взыскании целевого денежного займа не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из того, что 20 февраля 2015 года между Муниципальным образованием «Зеленодольский муниципальный район» в лице МУП «Служба технического надзора» (займодавец), Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (новый займодавец) и С.В. Гурбановой (заемщик), действующей от своего имени и в интересах детей Р.А. Малыгина, А.А.Р. , заключено соглашение о замене стороны №<данные изъяты> в договоре №<данные изъяты> от 23 сентября 2013 года целевого денежного займа на строительство объекта по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» по категории-молодые семьи и молодые специалисты, согласно условиям которого займодавец передает, а новый займодавец принимает все права (требования) и обязательства займодавца по договору №<данные изъяты> от 23 сентября 2013 года, включая все приложения, дополнения и изменения, существующие на момент подписания настоящего соглашения, и становится стороной по указанному договору. В соответствии с пунктом 2 Соглашения о замене стороны от 20 февраля 2015 года права (требования) и обязанности займодавца переходят по настоящему соглашению к новому займодавцу, в том объеме и на тех условиях (в том числе обязательства по возврату займа в сумме 680400 рублей), погашаемые в случае личного проживания заемщиком в помещении согласно пункту 2.1.2 Договора. Заемщик осуществляет права и исполняет обязанности по договору №<данные изъяты> от 23 сентября 2013 года целевого денежного займа на строительство объекта по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» по категории молодые семьи и молодые специалисты перед новым займодавцем в том же объеме и на тех же условиях, которые существуют к моменту подписания настоящего соглашения. С момента подписания настоящего соглашения заемщик обязуется перечислить денежные средства, указанные в пункте 2.1.1 Договора, на расчетный счет нового займодавца, указанного в настоящем соглашении. Настоящее соглашение является неотъемлемой частью договора №<данные изъяты> от 23 сентября 2013 года целевого денежного займа на строительство объекта по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» для категории молодые семьи и молодые специалисты. Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству. Поскольку по условиям соглашения от 20 февраля 2015 года права (требования) и обязанности займодавца переходят по настоящему соглашению к новому займодавцу - Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», в том объеме и на тех условиях, которые существуют к моменту подписания настоящего соглашения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» в лице Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворению не подлежат. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения. С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается. Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 августа 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения. Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |